Консультация для родителей « Как учить ребенка анализировать окружающий мир»
консультация (старшая группа) на тему

Романова Мария Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_uchit_videt_okr_mir.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Как  учить ребенка анализировать окружающий мир»

Время, проведенное с детьми на природе благодатно для каждого ребенка. Хорошо, когда это время используется для укрепления здоровья, физического и психического.

В загородных условиях родители могут в повседневном общении с ребенком учить его видеть окружающий мир и некоторые закономерности, которые кроются за этим видимым миром.

Покажите ребенку какой-либо предмет и спросите, что напоминает этот предмет. Например, груша напоминает формой лампочку. Хорошо когда ребенок видит в груше не только грушу. Пытаясь переконструировать, он может увидеть и бегемота, если добавить ноги и ежика, если прибавить колючки, и т.д.

Способность увидеть какой-то предмет - есть одна из предпосылок творческой деятельности .

Находясь с ребенком на прогулке в лесу, можно показать ему, к примеру, корягу, в которой можно увидеть рога оленя, его голову.

Можно использовать обратный процесс: придумать объект   и  найти корягу с соответствующими деталями, придающими ей сходство с задуманным объектом.

Надо учиться каждый раз видеть и увидеть прекрасное в природе.

Когда ребенок в воспринимаемом предмете стремится увидеть какой-то будущий предмет - это уже хорошо. Можно научиться фантазировать. Фантазия смещает вектор восприятия от обыденного к новому, непривычному.

Детская фантазия отличается своей направленностью ( Что будет, если в разгар лета выпадет снег? Что произойдет,  если дождь будет лить целый месяц?)

Фантазируя, ребенок познает существующие законы природы.

Развитию фантазии способствует следующее задание: ребенок должен дополнить 6 задаваемых элементов ( круг, овал, неполный прямоугольник, ломаные линии, зигзаги, столбик) до получения каких-то фантазируемых фигур. Эти элементы можно превратить в творческие рисунки и придумать им побольше названий. Ничто не должно сдерживать фантазию, в противном случае получится лишь схема.

Каждый день общения с ребенком – это поиск. Родители не должны раскрывать истину, они должны научить находить её. Когда ребенок задает вопрос, вы спрашивайте, что он сам об этом думает. Вы приглашаете его к рассуждению и наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ на вопрос.

А если ребенок не задает вопросов? Задайте вопрос сами, поставьте ребенка в ситуацию, чтобы он повторил путь познания и преобразования вещества, предмета или объекта. Например, спросите: Что было бы на Земле, если бы не стало деревьев? Пусть ребенок предложит варианты своих суждений. Спросите далее: Чем полезно дерево? Ребенок дает ответы в которых повторяются и появляются новые свойства и качества. Продолжайте цепочку вопросов. Задавайте вопросы: Как? Зачем? Почему? Какие? Для чего?

Проведите опыты с деревом тонет или не тонет, горит не горит, окрашивается не окрашивается, нагревается или нет, пропускает воду или нет и др.

Учите ребенка системному анализу. Систему знаний о предметах и явлениях природного и рукотворного мира представьте не как догму, а как поиск истины и сути.

Желательно взрослому высказывать свои суждения неопределенного характера, иногда ошибочные, побуждая ребенка находить наиболее правильные ответы.

Старайтесь находить с ребенком наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что- то полезное, а что-то нет. Например, вода необходима для жизни, но если это стихия как наводнение – это плохо.

У        мение замечать противоречие – начало творческого мышления. От противоречий нельзя уйти, их надо решить или разрешить.

Для развития критического творческого мышления полезно проводить игры « Польза - вред», « Наоборот», «Хорошо-плохо».  Эти игры направлены на распознание противоречий, на видение « обеих сторон медали», «палочки о двух концах».

«Чем связаны?», «Чем похожи?», «Что общего?» - игры на системный анализ. Любые вещи, на первый взгляд, казалось бы далекие друг от  друга, могут иметь что-то общее, если установить между ними связь( временную, пространственную, звуковую, причинную, принадлежности и т.д.) Чем похожи звездочки и облака? Что общего у капельки и кузнечика?

Очень полезны ребенку беседы с ним на исторические темы ( история колеса, история изобретения стола, карандаша и т.д.) Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю усовершенствований, изобретений. Пусть ребенок увидит, что изобретать – значит решать противоречия.

Во время прогулок используйте приемы фантазирования: оживления, увеличение, уменьшение, изменение законов природы. Наблюдайте за облаками: куда они плывут, какие вести несут, о чем мечтают, о чем расскажут, что покажут. Оживите ветер. Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?

А еще чудеса прогулок в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, мелком по асфальту. Что получилось? Почему?

Вечер – это время сказок. Перепутайте сюжеты и героев, а ребенку предложите «выпутаться» из сложившейся ситуации. Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете? Попробуйте изменить место, время действия – получится сказка на новый лад. Детям это очень нравится, особенно если родители сами активно придумывают сказки.

В беседах с ребенком старайтесь следить за его логикой, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Пусть ребенок учится возражать вам, но делает это аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

Активная деятельность родителей в совместных занятиях с ребенком будет способствовать становлению его как личности активной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - Социальный мир и окружающие взрослые

Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитат...

Консультация для родителей "Как ребёнок познает окружающий мир"

Познание окружающего мира происходит у ребёнка во время опытов и экспериментов....

Консультация для родителей "Знакомим детей с окружающим миром"

Работа предназначена для родителей, как знакомство с окружающим миром помогает развивать у дошкольников речь....

Консультация для родителей. "Читаем и анализируем произведения "

Самым сложным видом работы с дошкольниками по детской литературе и для воспитателя, и, тем более, для родителей является анализ художественного текста. Но он насколько сложен, настолько и необходим. Н...