Психологический тренинг для мам
учебно-методический материал на тему

Сигаева Екатерина Александровна

Цель тренинга:Познакомить мам между собой и с педагогами, воспитывающими их детей в дошкольном учреждении. Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и воспитателями; снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям; способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия; показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley_den_mam.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Посвящен Дню матери.

Цель тренинга: Познакомить мам между собой и с педагогами, воспитывающими их детей в дошкольном учреждении. Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и воспитателями; снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям; способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия; показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Участники: мамы детей старшей разновозрастной группы
Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры), гуашь. 
Время: 1 час
Место проведения: группа ДОУ
Ход тренинга:
Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу.
Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья. 
Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает. 
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться. 
Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка материнской любви» и организуем мы его на кануне празднования Дня матери, праздника в честь всех мам. Праздник этот проходит без шума, так же незаметно, как мать выполняет свое высокое предназначение- продолжает жизнь. Главная суть женщины, ее предназначение стать матерью.
 « Есть в природе знак святой и вещий, ярко обозначенный в веках: самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»
   Каждая женщина мечтает ощутить  и познать таинство материнства. Материнство - это один из важнейших путей в жизни любой женщины.  И на этом пути женщине предстоит исполнить Великую Миссию Материнства: выносить, родить, вскормить и воспитать  достойного человека,  чтобы с гордостью сказать: «Я человеку подарила мир, а миру  человека». 
Задача и желание каждой матери воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? Возможно, после сегодняшнего тренинга вы сможете ответить на эти вопросы.

Знакомство.
Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Сейчас я предлагаю вам получше познакомиться друг с другом.
Встаньте в круг и  возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как  ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?
Давайте продолжим наше знакомство: 
Найди пару. (2 мин.)
Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу. 
Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас? 
Основная часть
Ведущий.
Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство. 
Материнство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя женщина. 
Наиболее важно, особой ролью материнской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.
Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте.  Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Сегодня мы с вами должны понять, что материнская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она  проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь. 
«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. 
Итак, давайте пойдем с вами по тропинке материнской любви. 
Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.
Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
Правила работы в группе. 
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы. 
Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. 
Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.
Правила  написаны на доске,  давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия: 
•        Обращение по имени, и на ты.
          Обращение по надписи бейджика.
•        Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
•        Слушать, не перебивать. 
•        Конфиденциальность. 
•        Правило участия – я принимаю участие в играх.
•        Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (__раз).
•        Правило хорошего настроения. 
•        ________(могут добавлять участники тренинга свои правила).
Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы? 
Упражнение «Мои ожидания» 
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе. 
Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме сердца. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Тропинка материнской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома к холму Материнская любовь. Стикеры надо прикрепить в начале пути, то есть около дома. 
Мозговой штурм «Объедини части народной мудрости»
Педагог. Трудно переоценить влияние матери на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. 
Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых говорится о материнской любви. Закончить фразу.
1. При солнышке тепло, (при матери добро).
2. Птица рада солнышку,  (а младенец матери)
3. Нет такого дружка, (как родная матушка).
4. У ребенка заболит пальчик, (а у мамы сердце)
5. Материнская ласка (конца не знает).
6. Материнский гнев, что весенний снег. (И много его выпадает, да скоро растает)
7. Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», (растет ребенок, как сорняк). 
8. Умел дитя родить, (умей и научить).  
9. Яблоко от яблони (далеко не падает).
 
Упражнение «Погружение в детство»
Звучит тихая, легкая музыка.
Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло. 
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза. 
Рефлексия 
– Удалось ли окунуться в детство?
– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
– Что для вас значит «надежное плечо»?
– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
– Что хотелось сделать? 
Упражнение «Письмо о счастье» (3-5 минут)
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды. 
1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о  том, что нужно для счастья детей»
2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам  предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей»
Обсуждение.
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть 
видеоролик «Счастье – это просто» (Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова.
Рефлексия.
•        Что вы чувствуете сейчас?
•        Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
•        Захотелось что-нибудь сделать?
•        Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?
Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие. 
Упражнение «Недетские запреты» 
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».
Рефлексия 
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
Упражнение «Запрет в чрезвычайных ситуациях»
Уважаемые мамы, сейчас я буду описывать  ту или иную чрезвычайную ситуацию с ребенком. Вам нужно быстро ответить, как вы среагируете на то или иное действие ребенка, с учётом практики предыдущего упражнения. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. Ваша задача будет: сформулировать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». За каждый удачный, правильный ответ - апплодисменты . Например: 
Ребенок собирается переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. 
- Ребенок спешит во время еды / Будем есть неторопясь. 
- Ребенок кричит так громко в магазине, что все оборачиваются / Будем разговаривать тише.
Ребенок рисует на стене / Рисуй на бумаге. 
Итак, ваш ребенок:
1. Тянет руку к горячему утюгу. 
2. Собирается сбросить на пол хрустальную вазу. 
3. Выбегает на проезжую часть улицы. 
4. Замахивается лопаткой на злую собаку. 
5. Целится из рогатки в вашего гостя. 
6. Засовывает карандаш в электрическую розетку. 
7. Тянет в рот иголку. 
8. Собирается вылить суп из тарелки в аквариум. 
9. Хочет попробовать еду из собачьей миски. 
10. Берет в рот таблетку из открытой аптечки.
Обсуждение: 
- Сложно было выполнить задание? 
Педагог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Рекомендации для родителей
1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,». 
2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...». 
3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий. 
4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.
Упражнение «Ситуации»
Ведущий: Дорогие мамы, в повседневной жизни вам приходится разрешать многие ситуации с вашими детьми, и во всех случаях вы должны поступать мудро и ответственно, ведь для малышей мама – пример для подражания. Сейчас я предлагаю вам вытянуть  карточки, где описаны разные ситуации. За три минуты вы должны обдумать ситуацию и ответить, как вы поступите, а родители, у которых в действительности была такая ситуация, расскажут, какой выход из нее был на их опыте.  
Ситуация 1. 
Ваш ребенок играет, по всей комнате разбросаны игрушки. Подошло время обеда. Вы объясняете ребенку, что нужно быстро собрать игрушки и садиться за стол. Ребенок никак не реагирует на ваши слова и продолжает играть. Что вы предпримете? 
Ситуация 2.
Вы забрали ребенка из детского сада и по пути домой зашли в супермаркет за продуктами. Ребенок увидел очень дорогую игрушку и громко требует ее купить. У него начинается истерика. Какими будут ваши действия? 
Ситуация 3.
На ужин вы приготовили для малыша вкусную кашу, но ребенок отказывается ее есть. Он говорит, что каша невкусная, горячая, с пенкой. Вы понимаете, что, если ребенок не поест кашу, то спать ляжет голодным. Что вы собираетесь делать? 
Ситуация 4.
Вы едете в автобусе из детского сада, ваш ребенок начинает выкрикивать неприличные слова. Ваши действия. 
Последние две ситуации высвечиваются на экране для обеих команд. 
Ситуация 5.
Ваш ребенок отказывается уходить с детской площадки, пока там остается хотя бы один ребенок. Как вы разрешите конфликт? 
Ситуация 6.
Вы пришли с ребенком в детский сад, открываете шкафчик, начинаете раздевать ребенка. Он не хочет снимать верхнюю одежду, начинает кричать, падает на пол, бьет ногами, плачет. Вы понимаете, что уже опаздываете на работу. Как вы успокоите ребенка?
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.
Ведущий:  Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности  понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
Упражнение «Солнце любви» 
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Рефлексия
Педагог. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на холм Родительской мудрости, если же ожидания сбылись частично - ставьте стикеры на тропе между домом и холмом. 
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. 
Педагог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. 
Уважаемые мамы, сегодня наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и обаятельными. Мы очень надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле воспитания наших малышей в детском саду и дома. Спасибо вам за участие.
 – И всю свою любовь, свое умение, старание и мастерство наши дети выразили в своих работах, которые они с радостью преподнесут и подарят вам, дорогие наши мамочки.
(дети заходят по одному с подарком для мамы, подходят к своей маме, читают стихотворение, дарят подарок и садятся на коленки к маме)

Хочется сказать слова благодарности всем мамам, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Пусть каждой маме её любимые дети чаще говорят теплые слова! Пусть на лицах мам светятся улыбки и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!
(играет музыка «Аве Мария»)
Путь по тропинке любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!
До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Психологический тренинг "Психологическая культура"

         Цель:- определить критерии, характеризующие педагогическую культуру воспитателя современного дошкольного учреждения;- диагностировать и развивать коммуникативн...

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...

Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»

Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...