Круглый стол с родителями: " В царстве капризов и упрямства".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Багоцкая Светлана Ивановна

Обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol._v_tsarstve_kaprizov_i_upryamstva.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД № 56» ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Круглый стол с родителями по теме:

"В царстве капризов и упрямства"

Подготовил: воспитатель

1 квалификационной категории

Багоцкая Светлана Ивановна

Цель: обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

Задачи:

1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.

2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Форма проведения: тренинг

 Ход встречи.

     1.Приветствие.

     Педагог: «Добрый день, уважаемые родители! Предлагаю всем встать в круг и поздороваться».

Все участники встают в круг, чтобы поздороваться и поприветствовать друг друга. Каждый участник здоровается, называет своё имя и на первую букву своего имени называет какое-либо качество, присуще ему. Например: Наталья – надежная, Светлана – смешливая и т.д.

     2. Психологический настрой на работу

     Притча «Всё в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».

Как замечательно слова этой притчи подходят к нашей теме встречи. Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап и педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребенка, и какими вырастут наши дети.

     Итак, тема нашей встречи «В царстве капризов и упрямства».

 2. Основная часть.

     «Все родители хотят вырастить здоровых, счастливых детей. Но иногда случаются ситуации, что опускаются руки даже у самых опытных и терпеливых родителей. Все рано или поздно сталкиваются с такими негативными особенностями детского поведения, как капризы, упрямство, истерики. Все у кого есть дети, знают, что это непросто. Ваш прекрасный малыш из-за сущего пустяка превращается в один миг в кричащего тирана. Родители не могут поверить, что такое может произойти, начинают разочаровываться в своей воспитательной позиции, появляется неуверенность в своей педагогической компетентности, а уж сколько сил уходит на борьбу! Кажется, что такое поведение теперь навсегда станет спутником вашей семьи, что теперь вы стали заложниками царства капризов и упрямства. Но на самом деле родители должны помнить, что капризы случаются со всеми детьми.

В настоящий момент, в среде родителей, наиболее распространенной является точка зрения, что капризы и истерики - это закономерный этап в развитии детей младшего дошкольного возраста, что таким образом они познают мир человеческих взаимоотношений, определяют границы дозволенного и недозволенного, и, в конце концов, "само пройдет".

На самом деле происходит смешение различных понятий: с одной стороны, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, являющиеся выражением закономерностей детского развития, а с другой - капризы и истерики, являющиеся отражением неправильной стратегии поведения родителей. Каприз, истерика - это следствие родительского нежелания "идти на поводу у баловника". Это также сигнал родителям о том, что они ведут себя с ребенком неправильно, не адекватно его возрастным возможностям, предъявляя "неразумные" требования к "маленькому человеку".

Протест ребенка  - это не самоцель, это только способ, с помощью которого ребенок отстаивает себя, свое право на отдельное существование. Ведь очень часто ребенок, добиваясь именно того, что ему запрещали, ощущает разочарование. Поэтому очень важно разрешить ребенку все, кроме основополагающего запрета: на действия, в результате которых может пострадать его собственное здоровье или здоровье и благополучие других людей.

                                   ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

     НЕПОСЛУШАНИЕ- это нежелание ил отказ слушаться и повиноваться кому-либо.

Эта наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам и советам. Непослушание может проявляться как шалость и озорство.

     ШАЛОСТЬ - это игра на «грани», это краткий отрезок поведения, в котором ярко выступает активность, инициативность, изобретательность и даже азартность ребенка. Под шалостью понимаются легкомысленная выходка, поступок ради веселья, забавы, проказы.

Особенностью шалости является ее положительной тон, переживание удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим. Она социально безвредна и не сказывается отрицательно на дальнейшем развитии ребенка.

Лучший способ предотвратить шалость - раскрывать детям последствия шалости.

      СВОЕВОЛИЕ - считается разновидностью упрямства. Отличие состоит в том, что основу своеволия составляет прихоть ребенка, его произвол, который бывает разумным и неразумным.

Своеволие - это склонность действовать только по своей воле, ни с кем и ни с чем не считаясь.

Если упрямство - явление повседневное, то вряд ли можно надеяться чем- то тут помочь. По-видимому, серьезны, нарушены взаимоотношения родителей с ребенком. Очень упрямые дети обычно не сразу делаются такими, а постепенно в силу многих причин. В таком случае следует подумать об улучшении взаимоотношений ребенка с родителями, сделать так, чтобы он смог увидеть в них людей, которые всегда готовы поддержать его, всегда интересуются его жизнью, дорожат добрыми отношениями с ним.

Если ребенок не слишком упрям, помочь делу проще. В таких случаях надо говорить с ребенком твердо, не взрываясь от гнева, не обнаруживая свое плохое настроение. Твердость иногда может быть полезнее ласки.

     КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов: в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. В недовольстве, раздражительности, плаче, в двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

      ИСТЕРИКА- демонстративное поведение, выражающее активный протест, собственные страдания и невозможность адекватных реакций.

У детей от года до пяти лет она проявляется чаще всего громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами.

      УПРЯМСТВО  – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Проявления упрямства: в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Как реагировать на капризы и упрямство? Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета". Спокойный тон общения, без раздражительности.

     3 причины плохого поведения у ребенка

      Первая причина — борьба за внимание

      Вторая  причина - это борьба за самостоятельность и протест против слишком большой родительской опеки.

1. Ослабить свой контроль за действиями ребенка. Не делайте того, что он может сделать сам!

2. Воздерживайтесь от завышенных или заниженных требований.

3. Поддерживайте ребенка в его действиях, давая ему возможность иногда совершать ошибки и учиться на них.

4. Учите его самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия.

       Третья причина – месть.

Причины детской мести могут быть разные: обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание и несправедливое наказание.

Спросите себя: "Почему возникла такая ситуация. Что заставляет ребенка так себя вести?" Исходя из ответа, попробуйте решить проблему.

 

     3.Практическая часть.

Упражнение «Есть мнение» (решение наиболее распространенных педагогических ситуаций).

Педагог:  «Давайте теперь, с учетом полученных нами знаний, разберем на конкретных примерах некоторые ситуации и подумаем, как взрослые могли бы в них поступать».

Ситуация №1

Мама пришла домой с 4-летней Наташей. Девочка громко требует: “Хочу на улицу! Хочу еще погулять!! Хочу кататься на качелях!”

Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Наташу, у нее не получается. Мама сама чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь…

Вопросы для обсуждения:

- каково ваше мнение, правильно ли поступила мама?

- что на ваш взгляд могло стать причиной такого поведения девочки?

- Как в такой ситуации поступили бы вы?

- Какие ошибки были допущены взрослым?

Вывод: В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку - он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя.

Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние!

Надо иметь ввиду, что такие бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих, поэтому важно увести ребенка «со сцены» домой или в спокойное место, где нет посторонних.

Если малыш постоянно будет так себя вести, а вы не поддадитесь, то вскоре он убедится, что его вопли не волнуют окружающих, и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет.

Если вы видите, что причиной стало переутомление ребенка и обычным такое поведение не является, то лучше перейти к телесному контакту (поглаживая ребенка, спокойным тоном, тихо, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка «Наташа плачет, устала, ничего, бывает…», монотонные движения и звуки успокоят вас и ребенка и позволят разобраться в ситуации).

 Значит, задача родителя — перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей .

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

     Педагог: «А сейчас предлагаю вам небольшой тест. Самое важное в этом тесте не столько результат, ведь он может измениться, если вы захотите приложить усилия, а то, что вы наглядно видите те особенности своей воспитательной позиции, на которые вам стоит обратить внимание».

 Родителям раздаются бланки с вопросами начинающихся с МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ.... Родители должны на каждый вопрос выбрать ответ :

А) Могу и всегда так поступаю....,

Б) Могу, но не всегда так поступаю...,

В)Не могу...

Вопросы: Можете ли ВЫ,,,,

1. в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас?

6. поставить себя на место ребенка?

7.поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая Фея?

8. рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

9. всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

12.не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

13. устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Ключ к тесту:

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в одно очко.

Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Творческая игра «Какой он – мой ребёнок?»

     Педагог: «Ребёнок – это солнышко, ребёнок – это ветер, ребёнок – это главное, что есть у нас на свете».   Сегодня мы побывали в царстве капризов и упрямства и убедились, что плохое поведение у детей – явление хоть и неприятное, но временное и вполне преодолимое. Вера в свои силы, искренняя любовь к ребенку, понимание, помогут вам понять, что безвыходных ситуаций на пути воспитания ребенка не бывает.  Главное это любовь, понимание и терпение к своему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"

Данное мероприятие помогло родителям разобраться в причинам детских капризов и упрямства, как надо вести себя с таким ребенком и чего не стоит предпринимать....

Круглый стол с родителями "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"

Всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся раз...

Круглый стол с родителями «Капризы и упрямство детей – дошкольников, их преодоление»

Круглый стол с родителями«Капризы и упрямство детей – дошкольников, их преодоление»...

Круглый стол в младшей группе по теме: «В царстве капризов и упрямства».

Круглый стол в младшей группе по теме:«В царстве капризов и упрямства»....

Круглый стол в младшей группе по теме: «В царстве капризов и упрямства»

Круглый стол в младшей группе по теме:«В царстве капризов и упрямства»...

Семинар - практикум для родителей детей раннего возраста "В царстве капризов и упрямства. Кризис 3-х лет"

Капризы и упрямство являются актуальной проблемой для родителей малышей 2-3 лет. Родители часто сталкиваются с непослушанием, капризами, истерикой у своих маленьких чад.  Что с этим делать? Как п...

Тренинг для родителей "В царстве капризов и упрямства"

Задачи:1. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания.2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.3. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей....