Особенности развития связной речи детей с ЗПР
консультация (старшая группа) по теме

Малиновская Лина Владимировна

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Речевая деятельность детей с задержкой психического развития имеет  некоторые особенности.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech_u_zpr.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей с ЗПР

              Развитие речи детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.   Снижающийся уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.      

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.    

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития (ЗПР).        

Речевая деятельность детей с задержкой психического развития имеет  некоторые особенности:

-    использование в речи слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но  и отраженной;  

-    несформированность грамматического строя речи;

-    недостаточность словообразовательных процессов.      

Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи и, наоборот, для них представляет сложность монологическая речь.  Для ребенка с задержкой психического развития важным является воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не войдя в активный словарный запас ребенка.

Особенности связной речи у детей с ЗПР:

1.Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет.

2. При пересказе текстов ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

3. Высказывания нецеленаправленны, обычно  используются примитивные грамматические конструкции, затруднено связное выражение  мысли.

4. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи.

5. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на  несформированность внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи.

6. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить.

7. Анализ высказываний показал, что для рассказов характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов.

8. Изучение монологической речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что речь их носит ситуативный характер (характер разговора). У этих ребят только начинается переход к контекстной речи, имеющей характер монолога. Переход от ситуативной речи к монологическому высказыванию означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но и достижение им определенного уровня развития познавательных  процессов.      

Формирование связной речи у детей с ЗПР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Предлагаю Вашему вниманию несколько  коррекционно-развивающих игр, которые помогут избежать данных проблем?

Скажи, какой? Цель этой игры  - научить детей выделять признаки предмета. Спрячьте в коробку или  «чудесный мешочек» несколько предметов (матрешку, кубик, мяч, машинку и др.). Ребенок вынимает из коробки предмет, называет его и рассказывает какой он?

Угадай игрушку.  Цель игры - формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Поставьте на стол на обозрение 3-4 знакомые игрушки. Взрослый словесно описывает  игрушку, а задача играющих детей, прослушать и назвать ее. Рекомендуется сначала указывать 1-2 признака, если дети затрудняются, то называют 3-4 признака.

Что изменилось? Цель игры - развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.  Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности. Взрослый говорит:  «Посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?». На первых этапах игры выстраивайте на столе 3-4 игрушки. Когда ребенок будет справляться с этим количеством игрушек, их количество нужно увеличивать. Задания можно усложнять, например, предложите ребенку описать предмет, которого не стало или рассказать о месте, где он стоял.

Вкус и запах. Цель: развитие связной речи, умение описывать предмета. Для игры подходят овощи, фрукты лил ягоды. Взрослый просит ребенка рассмотреть, например, лимон, изучить его со всех сторон на вкус и на запах. Затем ребенок рассказывает, какой лимон? Потом аналогичным образом исследуется апельсин.   Ребенок рассказывает, каков апельсин на вкус? Как пахнет? Какого цвета? Что он чувствует, когда держит апельсин?  Когда ребенок научится сравнивать фрукты по отдельности, предложите ему рассказать, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?

Кто больше? Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков, например, мяч (круглый, блестящий, твёрдый, гладкий). Затем взрослый просит детей назвать как можно больше свойств  этого предмета, а потом как можно больше возможных действий с этим предметом.

Какая бывает собака (кошка)?  Нередко в семье есть домашний хвостатый любимец – кошка или собака. Можно попросить ребенка рассказать о них как можно больше: какая у них шерсть, что они любят есть, какой формы у них хвост и уши, какой у них характер и т.д. Затем взрослый может попросить представить себе собаку или кошку и рассказать о них.  Вы можете предложить ребенку другие темы для разговора: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.

Угадай, кто мой друг. Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д. Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети, и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни. Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

Литература:

1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.  Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2008.

3. Ушакова О.А. Картотека дидактических игр для детей группы с общим недоразвитием речи. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/07/kartoteka-didakticheskikh-igr-dlya-detey-gruppy-s-obshchim


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

Развитие связной речи, происходя постепенно вместе с развитием мышления, связано с  усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми....

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста...

Статья "Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье говорится о развитие звуковой культуре речи, о формировнии фонематического слуха и о развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»...

Особенности развития связной речи детей раннего возраста.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, ...

Особенности развития связной речи детей раннего возраста.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, ...