Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи на тему

Павлова Наталья Юрьевна

Развитие связной речи, происходя постепенно вместе с развитием мышления, связано с  усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

Развитие связной речи, происходя постепенно вместе с развитием мышления, связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребёнок выражают разнообразные чувства, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребёнка, обогащаясь, расширяют круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, ранее выражавшие только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребёнок, овладевая своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи способствует всему последующему развитию ребёнка, являясь начальным этапом в развитие функций общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребёнок отвечает мимикой, жестом, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребёнок, подражая звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе или к какому-нибудь предмету. Всё это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, её направленность на другого человека, формируются речевой слух и произвольность произнесения.

В раннем детстве речь для ребенка постепенно становится средством общения, занимая свое, определенное место. Однако все еще не последнюю роль для ребенка играет общение жестами, звуками. Начиная расширять словарный запас, родители и педагоги используют для наилучшего достижения поставленной цели игры-любимое занятие детей любого возраста, в том числе и театрализованные игры.0

Уже в дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновения планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь – сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

В исследованиях А. М. Леушиной основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление которой определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни дошкольника, усложнения познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают той полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

По мнению Даниила Борисовича Эльконина развитие контекстной речи происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. В связи с усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны не полные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребёнка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность не является абсолютной принадлежностью возраста ребёнка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Вывод А.М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М.И. Лисиной и её учеников. Учёные доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребёнка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребёнка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чём-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологическою речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают о игрушках и картинках. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев, копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связанны лишь формально (словами: ещё, потом).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части, рассуждения) с опорой на наглядный материал и без неё. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем, у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательно их расположении, структурировании высказываний, в их языковом оформлении. 

Таким образом можно сделать вывод, что речь, тем более связная речь дошкольников начинает свое развитие намного раньше, чем мы себе представляем. Ведь в раннем детстве речь из просто набора не знакомых звуков для ребенка, превращается в своеобразное средство общения и занимает свое определенное место в развитии и жизни ребенка в целом.

Дошкольники учатся менять интонацию, не произвольно, конечно, в процессе игры. Ребенку самому нравиться общаться с помощью речи, ведь так наиболее точно и быстро можно объясниться со сверстниками, что спросить у родителей или педагога и даже игра становиться намного интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте...

АНАЛИЗ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается влияние использования методов моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста. Исследование теории указало нам на основные трудности с которыми сталкив...

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста...

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте

Дать краткое описание особенностей развития связной речи у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста»...