АНАЛИЗ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи на тему

 

В статье рассматривается влияние использования методов моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста. Исследование теории указало нам на основные трудности с которыми сталкиваются дошкольники при составлении рассказов и пересказов. Исходя из полученных данных были выбраны основные пути решения проблемы с помощью использования методов моделирования на занятиях по развитию связной речи детей дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: связная речь, метод, моделирование, дошкольный возраст, развитие, схема, наглядность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ.

ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается влияние использования методов моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста. Исследование теории указало нам на основные трудности с которыми сталкиваются дошкольники при составлении рассказов и пересказов. Исходя из полученных данных были выбраны основные пути решения проблемы с помощью использования методов моделирования на занятиях по развитию связной речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: связная речь, метод, моделирование, дошкольный возраст, развитие, схема, наглядность.

В современном дошкольном образовании огромная роль отведена процессу формирования у ребенка грамотной и связной речи. От уровня овладения ребенком связной речью зависит его будущее обучение в школе, общее интеллектуальное развитие, а так же умение общаться с людьми.

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой [5. с.86]

Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что связная речь – это сложный интеллектуальный процесс, который требует от ребенка наличие богатого словарного запаса, овладение грамматическим строем речи и умение составлять логически связанные между собой высказывания.

Главной задачей развития связной речи старшего дошкольника является совершенствование монологической речи. В рамках ДОО данная задача может быть решена через использование различных видов деятельности:

  • составление описательных рассказов;
  • создание творческих рассказов;
  • обучение связным высказываниям типа рассуждений;
  • рассказывание из личного опыта;
  • пересказы литературных произведений;
  • сочинение рассказов по картине (по серии сюжетных картин).

Но у детей возникают затруднения в следующем:

  • в самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;
  • в установлении последовательности изложения выявленных признаков;
  • в удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания [5].

Зачастую, проблема идет из-за  несформированности зачатков связной речи в среднем дошкольном возрасте.

Поэтому, поиск эффективных методов и приемов развития связной речи является актуальной задачей современного педагога.

При организации занятий с детьми дошкольного возраста, основными принципами являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Предметность предполагает последовательное замещение объекта на предметно-схематичную модель.

Развивающая направленность, в свою очередь, предполагает использование таких методов и приемов, которые благоприятно влияют на развитие высших психических функций ребенка.

На данный момент педагогами дошкольного образования очень активно используется метод моделирования.

Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте [3, с.51].

Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме [3, с.51].

Метод моделирования можно использовать не только на занятиях по развитию речи, но так же при ознакомлении детей с природой, усвоение элементарных математических представлений. В любом случае он помогает ребенку в составлении связного высказывания и активизирует память и мышление.

Д. Б. Эльконин доказал, что метод моделирования доступен детям дошкольного возраста. В основе этого метода лежит принцип замещения, реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

На занятиях по развитию речи было замечено, что детям с трудом даются описательные рассказы по игрушкам. Основная трудность заключается в том, что им сложно начать с чего-то одного и соблюсти структуру рассказа.

Нами был использован следующий метод моделирования для составления описательных рассказов.

Необходимо взять лист картона и разделить его на шесть одинаковых квадратов. В каждый квадрат мы помещаем символы, которые будут являться подсказкой для детей, благодаря ним они соблюдают правильную последовательность изложения.

Первый квадрат – цвет;

Второй квадрат – форма;

Третий квадрат – величина;

Четвертый квадрат – материал;

Пятый квадрат – из каких частей состоит описываемый объект;

Шестой квадрат – возможные действия с описываемым объектом .

Используя данный алгоритм действия ребенку будет значительно легче придерживаться правильной структуры повествования. При этом у ребенка активизируется память, воображение и логика.

Данный прием можно использовать как при составлении описательных рассказов, так и при сравнении каких-либо предметов между собой.

Метод был описан Татьяной Александровной Ткаченко.

При пересказе сказок так же активно используется метод моделирования.

К примеру, при рассмотрении с детьми сказки «Теремок», воспитатель совместно с детьми на фланелеграфе прикрепляет схематичное изображение теремка, а затем обговаривает, что герои в сказке все разного роста и цвета, и предлагает детям каждого героя обозначить полосками разного цвета, так к примеру, самая маленькая и серая полоска это мышка, побольше и зеленого цвета это лягушка, еще больше и оранжевого цвета – лиса, больше и черного цвета – волк, а самая большая полоска, бурого цвета – медведь.

Затем когда воспитатель, вновь, повторно читает сказку, сразу делает обозначения на фланелеграфе. Когда дети приступают к пересказыванию, они смотрят на схему изображенную на фланелеграфе и значительно легче справляются с поставленной задачей.

Таким образом в процессе занятий у детей развивается умение пересказывать сказки опираясь на заместители, они приобретают умение  построения наглядной модели сказки как основы для ее пересказа.

Можно сделать вывод, что моделирование является одним из основных методов формирования у детей связной речи.  Наличие зрительного плана помогает ребенку проследить структуру изложения, благодаря этому его рассказы и пересказы будут четкими и последовательными.

Список литературы

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М..: Академия, 1997. – 219 с.
  2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ /А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1984. – 252 с.
  3. Кушнер, Ю. З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 90 с.
  4. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//Дошкольное воспитание. – 1990. – №10.– 64 с.
  5. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 299 с
  6. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д.Б.Эльконин. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 116 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....

Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста  

  В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детск...

Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность - широко используемый метод в обучении детей. Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные...

Информация на тему "Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.Ре...

Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций....

Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенств...