Консультация для родителей "Важность обучения детей развивающим играм"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Белогривцева Ольга Ивановна

Познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:

«ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗВИВАЮЩИМ ИГРАМ»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬГРУППЫ № 11 БЕЛОГРИВЦЕВА О.И

Москва 2015

Консультация для родителей                                                                                          «Важность обучения детей развивающим играм».

Цель: познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях.

Поступление в школу – очень ответственный момент как для самого ребенка, и конечно же и его родителей. Все родители будущих первоклассников хотят, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе, был первым, активно включился в деятельность класса.  Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в жизнь школы, некоторые из них имеют трудности. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Эти занятия должны быть двухсторонними, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка и могут многое сделать для полноценного вхождения ребёнка в школьную жизнь.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего ребенок должен быть мотивирован к обучению в школе. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, следовать инструкции выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.

Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.

Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления взаимосвязаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Огромную роль в развитии мышления играют дидактические игры, конструирование, лепка, рисование, а также чтение, всё это развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.

Для быстрого и эффективного развития мышления с детьми необходимо проводить специальные занятия, если будет система этих занятий, то показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. И конечно же проводить эти игры - занятия нужно не только в детском саду, но и в домашних условиях, на прогулке, по пути в детский сад, во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время, так как если нет желания и заинтересованности ребёнку будет трудно включиться в процесс. Помочь своему ребёнку могут родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. В игре они развиваются. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру, ребёнок начинает тянуться к знаниям.

Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает какую-то награду или заводите тетрадь в которой отмечаете, например с помощью смешных и грустных смайликов все верные и неверные ответы ребёнка, которые подсчитываете в конце недели. Перед этим договариваетесь, что если весёлых смайликов будет больше, то ребёнок получает обговоренную вместе с вами награду. Можно также придумать, что вы путешествуете в волшебную страну, где каждый день недели необычный город или остров, где вы делаете остановку и каждый день выполняете определённые задания. План путешествия можно заранее обсудить вместе с ребёнком, что поднимет его самооценку и значимость его как личности. Это также вызовет дополнительную заинтересованность в игре.

1.Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

2.Игра «Поймай снежный ком»

Вы говорите ребёнку слог, а он придумывает с этим слогом слово.

3.«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Ребёнку необходимо придумать слова с этими слогами и сказать где они услышали этот слог в начале. В конце или середине слова.. Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: дом, дорога, добрый и т.д..

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

4.Игра «Третий лишний».

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Третий лишний», «Четвёртый лишний».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из трёх или четырех слов. Два или три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Иногда дети находят сложные, нетрадиционные признаки, объединяющие слова.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

1. Самолёт, трактор, мотоцикл.

2. Вилка, тарелка, кастрюля, сумка.

3. Футболка, свитер, рубашка, шапка.

4. Осина, дуб, земляника, сосна.

5. Шампунь, зубная паста, метла, шампунь.

6. Пирожок, молоко, творог, сметана.

7. Час, минута, весна, секунда.

8. Сорока, ворона, курица, сорока.

9. Апельсин, слива, огурец, груша.

Можно, также поиграть в третий лишний, используя месяцы по временам года, это закрепит знания месяцев и времена года, например, октябрь, январь, сентябрь, ноябрь и т.д. Ребёнок называет лишний месяц и объясняет почему.

5. Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1. Назови слова, обозначающие деревья, например, (сосна, дуб, клён, рябина, осина)

2. Назови слова, обозначающие домашних животных.

3. Назови слова, обозначающие зверей, насекомых, птиц.

4. Назови слова, обозначающие овощи.

5. Назови слова, обозначающие фрукты.

6. Назови слова, обозначающие транспорт.

7. Назови слова, относящиеся к зимним видам спорта.

8. Назови слова, обозначающие воздушный транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, подземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.

Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

6. Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например,: большой – маленький».

Можно использовать следующие пары слов:

Высокий - низкий

Быстрый – медленный

Худой – толстый

Светлый - тёмный

Умный – глупый

Тяжелый – легкий

Храбрый – трусливый

Твердый – мягкий

Шершавый – гладкий

7.Игра «Бывает – не бывает», «Съедобное, несъедобное».

Для игры вам понадобится мяч.

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Летом выпал снег

Сентябрь — это весенний месяц

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Яблоко соленое.

Дом пошел гулять.

После понедельника идёт суббота

Волк бродит по лесу.

На дереве выросли шишки.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Девочка рисует домик.

Лодка плавает по небу.

Ночью светит солнце.

Рыба поет песни.

Ветер качает деревья

8. Игра «Какой день недели»

Игра направлена на закрепление дней недели и их последовательность.

Например,: если сегодня пятница, какой день недели был вчера, будет завтра и т.д.

9. Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например, это фрукт, он жёлтый, кислый. (Лимон). Назови все круглые, длинные, продолговатые и т.д. овощи, фрукты.

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

10. Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

11. Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например,

дом – стул;

шкаф – пальто;

холодильник – молоко;

тумбочка – школьные принадлежности;

кастрюля – борщ;

дупло – белка;

улей – пчелы;

нора – лиса;

автобус – водитель;

корабль – матросы;

больница – врачи, пациенты,

магазин – покупатели, продавцы.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро», мяч можно использовать с любой игрой, задавая вопрос вы бросаете мяч ребёнку, отвечая на вопрос, он бросает вам его обратно.

12. Игра «Отвечай быстро»

В данной игре взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета

13. Игра «Придумай название».

 В спокойной домашней остановке можно провести игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений или небольшой текст. Прочитайте ребенку стихотворение, или текст не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению или тексту какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

 Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

Памятка для родителей «Эффективные советы»

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Помните, что ваш ребёнок индивидуален, что-то ему даётся легко, что-то не очень, не сравнивайте его с другими детьми, это может снизить и мотивацию и самооценку. Только систематические занятия и похвала дадут положительный результат.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Как выбрать развивающие игры для детей.

Советы родителям по подбору развивающих игр для детей....

Консультация для родителей на тему:"Развивающие игры из подручного материала для детей младшего дошкольного возраста".

Это консультация содержит практические материалы ,которые помогут родителям  играть с ребенком дома не только в интересные,но и развивающие игры из подручного материала....

Консультация для родителей «Взаимодействие с семьей как фактор активизации и обучения детей через игру»

Консультация для родителей «Взаимодействие с семьей как фактор активизации и обучения детей через игру»...

Консультация для родителей "Нужны ли детям развивающие игры онлайн!"

Нужны ли детям развивающие игры онлайн?Сегодня трудно представить повседневную жизнь без компьютера и интернета. Однако в силах родителей превратить компьютер не только в источник лишнего «возбу...

Консультация для родителей: «Обучение детей игре в шахматы».

шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития...

Консультация для воспитателей: «Технология обучения детей подвижным играм».

Консультация для воспитателей: «Технология обучения детей подвижным играм»....

Консультация – мастер -класс по теме «Развивающие игры для обучения чтению»

Консультация – мастер -класс по теме «Развивающие игры для обучения чтению»...