Особенности проявления интереса детей к познавательной книге математического содержания и рабочим тетрадям
статья на тему

Ванина Татьяна Викторовна

информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_proyavleniya_interesa_detey.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проявления интереса детей

к познавательной книге математического содержания

и рабочим тетрадям

     

   Интерес детей к познавательной книге изменяется на протяжении всего дошкольного периода. Он зависит от развития восприятия и накопления опыта рассматривания иллюстраций и слушания литературных сюжетов. В данном аспекте исследования в области восприятия дошкольниками литературы и иллюстраций позволяют выделить общие особенности проявления интереса к книге, понимания сюжета, изображения детьми разных возрастных групп.

   В раннем возрасте с развитием некоторых проявлений восприятия особое место в развитии детей начинает играть рассматривание ярких образных книжек-сюрпризов. В книгах-альбомах для данного возраста часто представлены предметы и сюжеты, в которых ярко демонстрируются эталоны формы, цвета, размерные и пространственные отношения. Дети рассматривают картинки, соотносят их со словами, называемыми взрослыми. Дети могут различать изображения предметов ближайшего окружения, животных; эмоционально реагируют на знакомые предметы (улыбкой, вокализацией, действием - гладят, рвут бумагу и т.п.). Их сперва привлекает возможность различных действий с книгой (открыть, закрыть, перевернуть страницу), а затем - сам процесс узнавания предметов. Вместе с тем детям недоступны: мелкое изображение предметов; представление предметов в необычном ракурсе; искаженная передача формы, пропорций предметов.

   В младшем дошкольном возрасте дети проявляют ярко выраженный и эмоционально положительно окрашенный интерес к книге. Изображение облегчает понимание сюжета, является первичным по отношению к слову. Детей привлекают книги, альбомы, в которых много ярких крупных иллюстраций.

   Согласно исследованиям, дети данного возраста не могут адекватно воспринимать мелкие и нереалистичные изображения с большим числом мелких деталей, выполненных темными и ненасыщенными цветами. Сложная композиция рисунка (наличие нескольких планов, заслоняемость предметов, искажение пропорций, неточная передача формы предметов) недоступна для детей. Так как восприятие в данном возрасте ситуативно, эмоционально и «глобально», младшие дошкольники не видят деталей (большого числа углов у фигуры), не замечают разницы пространственного расположения предметов на двух картинках и т.п.

   В данном возрасте дошкольники с интересом рассматривают предметы, различающиеся несколькими свойствами; сюжетные картинки в книгах, на которых изображены противоположные проявления свойств и отношений (выше-ниже; больше-меньше); в совместной деятельности со взрослыми называют некоторые свойства, но их привлекают действия с реальными предметами. Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом, так как точность различения свойств зависит напрямую от степени обследования предмета. Дети осваивают некоторые простые способы сравнения- наложение и приложение, что применяется ими в процессе рассматривания иллюстрации книг (приложить полоски, провести пальцем).

   Использование рабочих тетрадей осложнено рядом моментов: недостаточный уровень развития моторики в данном возрасте снижает возможность использования заданий на дорисовывание; невысокие показатели произвольности и самостоятельности ограничивают время и автономность выполнения заданий. Дети нуждаются в постоянной активизации действий со стороны взрослого. Нецветные и мелкие элементы и образы не вызывают интереса у младших дошкольников.

   В среднем дошкольном возрасте в связи с обогащением опыта освоения литературных произведений (сказок, стихотворений) и развитием восприятия иллюстрации дети проявляют яркий интерес к чтению и рассматриванию книг. Они более успешно воспринимают образ, если он близок их опыту. Вместе с тем детям сложно воспринимать многодетальные изображения, рисунки со сложной композицией, с изменённым пропорциональным соотношением, нереалистично переданной формой предмета, так как форма предмета является ведущей в его опознании.

   Детей привлекает сюжетная основа математических сказок, историй при условии, что предлагаемые для выполнения задания им доступны, а учебный эпизод непродолжителен. Детей 4-5 лет увлекает уже некоторый «проблемный» сюжет (ситуации, в которые попадают персонажи). Как правило, дети более успешно участвуют в рассматривании и выполнении заданий в книгах, если они рассчитаны не на освоение новой информации, а на выполнение действий (посчитать, помочь персонажу выложить постройку из геометрических фигур, определить равенство двух множеств (всем ли зайцам хватит морковок) и т.п.). Вместе с тем дети самостоятельно обращаются к красочным ярким альбомам, в которых представлены различные геометрические фигуры и предметы разной формы, сравнивают и называют их, обращаются с вопросами к взрослым.

   Детей данного возраста начинают привлекать задания, представленные в рабочих тетрадях. Но более успешно дошкольники их выполняют, если задания ориентированы на разнообразные практические действия (распределить по заданному условию фигуры, соединить элементы множеств, раскрасить изображение) либо на выполнение игровых действий (выложить на листе образ из геометрических фигур). Необходимость тактильно - двигательного способа познания проявляется в данном возрасте в стремлении детей дотронуться до изображения (коснуться углов при рассматривании фигур, соединить как бы «случайной» линией верхушки изображенных деревьев разного размера).

   В старшем дошкольном возрасте с развитием навыков познавательной деятельности дошкольники начинают проявлять более устойчивый интерес к многоглавным историям и сказкам, в которых представлено математическое содержание и которые можно слушать на протяжении нескольких дней; стремятся «подсказать» решение персонажам, понимают проблемные вопросы и ситуации сюжетной линии.

   К 6-7 годам дети начинают проявлять интерес к познавательной книге, детским энциклопедиям, задавать вопросы о разных средствах и способах измерения, исторически возникших в разных культурах. Самостоятельно рассматривают иллюстрации, просят прочитать комментарии к заинтересовавшему их изображению.

   Повышение самостоятельности, развитие логического мышления, показателей произвольности обеспечивает изменение отношения к занятиям с использованием рабочих тетрадей. Дети начинают ценить наличие «своей собственной» тетради, стремятся аккуратно выполнять задания, гордятся успехами (хвалятся друг перед другом, показывают результаты воспитателю и родителям). Как правило, детей не привлекают однотипные задания, представленные на одной странице. Дошкольники быстро теряют интерес к ним, могут увлечься рассматриванием других страниц, если задания аналогичны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.

В данной статье о вопросе подготовленности детей к школе в качестве одного из методов развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается использование на различных зан...

«Особенности проявления ребёнком субъектной позиции в логико-математической деятельности».

В данной статье представлены результаты исследования особенностей проявления субъектной позиции в логико-математической деятельности детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Проявление интереса детей к познавательному экспериментированию"

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впе­чатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследова­нии.Предоставлять возможность ребен­ку действовать с разн...