Мастер-класс для родителей и педагогов "Фроттаж"
консультация

Павлючик Марина Владимировна

Мастер-класс для педагогов и родителей.

Слайдовое сопровождение можно скачать здесь:  https://yadi.sk/d/kN02KCj43S4Pfz

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_frottazh.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Нефтеюганского района

Сетевое методическое взаимодействие

по направлению «Технология художественно-эстетического воспитания»

Мастер-класс

«Фроттаж»

Подготовила

педагог доп.образования

НРМ ДОБУ «ЦРР – детский сад «Родничок»

Павлючик Марина Владимировна

г.п. Пойковский

2018г.

Цель. Формировать у участников мастер-класса представления о технике рисования «фроттаж».

Задачи:

  • Рассказать об истории возникновения.
  • Раскрыть художественные возможности данной техники в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Упражнять рисовании в технике «фроттаж»

Оборудование и материалы:

  • Слайды
  • Детские работы в технике «фроттаж»
  • Шаблоны
  • Фактурные листы: обои, оберточная бумага, наждачная бумага, кружева, москитная сетка.
  • Восковые мелки
  • Пастель масляная
  • Листы ксероксной бумаги А5
  • Степлеры и анти-степлеры

Ход мастер-класса:

Слайд 1

Титульный.

Слайд 2

Фроттаж – в переводе с французского «frotter» -«тереть, натирать», техника создания изображения посредством натирания графическими материалами листа бумаги, под который положена фактурная поверхность.

Слайд 3

Появление этой техники рисования связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году, таким образом, перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста».

Макс Эрнст является так же одним из создателей техники коллажа. Эрнст создал техники фроттаж и граттаж, усовершенствовал технику декалькомании.

Слайд 4

Техника фроттаж может быть использована как в графике, так и в живописи, то есть с использованием как сухих графических материалов (графит, уголь, пастель, цв.карандаши, сангина и т.д.), так и по средством масляных красок.

Слайд 5

Для рисования дошкольников наиболее удобными являются восковые мелки. Они доступны, не пачкают руки, отличаются богатой цветовой палитрой. И, что особенно ценно, для работы в этой технике старые почти списанные мелки подойдут больше, чем новые в еще целехоньких рубашках. В любом случае рубашки с мелков придется снять, т.к. натирать лист мелком эффективнее плашмя. Фроттаж с использованием штриховки, будь то мелками или цв. карандашами, дается детям намного сложнее, ввиду не достаточной сформированности у них моторных навыков, умения регулировать силу нажима, частоту и амплитуду движений.  

Слайд 6

Для работы в этой технике нам понадобятся выразительные фактуры: грубые ткани, теснённые обои или картон, кружева, наждачная бумага, москитная сетка, любые выпуклые изображения (обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка). Продаются специальные таблички с различными текстурами для раскрашивания.

Слайд 7

Можно попробовать данную технику с различными графическими материалами (уголь, сангина, восковые мелки, пастель) и выбрать тот, который наиболее отвечает вашим требованиям и замыслу.

Слайд 8

Бумагу лучше выбирать не очень толстую, альбомную или ксероксную. Так же могут понадобиться: картон, клей-карандаш, ножницы, простой карандаш для наброска, степлер и антистеплер.

Слайд 9

Условно можно выделить несколько вариантов использования техники фроттаж.

Вариант 1. «Дизайнерская бумага»

Фактуру накрывают листом бумаги и, придерживая его рукой, натирают всю поверхность мелками. Таким образом, можно получить текстурную цветную бумагу собственного производства и в дальнейшем использовать ее для создания аппликаций, коллажей, оригами или в качестве оберточной бумаги. Т.к. детям сложно длительно удерживать лист свободной рукой, то можно скрепить бумажный и фактурные листы с помощью степлера в двух противоположных местах.

Слайд 10

Дизайнерскую бумагу можно сделать также, если положить под рабочий лист отдельный фактурный элемент: древесный листик, бумажную снежинку. И, перемещая этот элемент относительно листа бумаги, заполнить его изображением весь лист. Либо можно взять сразу несколько однородных элементов и разложить их под рабочий лист.

Слайд 11

Вариант 2. «Имитация рисования на холсте»

Под рабочим листом закрепляют однородную не очень крупную фактуру (москитная сетка, грубая холщевая ткань, фактурные обои, крупная наждачная бумага), далее изображение рисуют, как обычно, используя прием штриховки. Однако, рисунок получается фактурным, будто нарисован не на бумаге, а на холсте.

Слайд 12

Вариант 3. «Фактурное раскрашивание»

Распечатывают или рисуют самостоятельно контурный рисунок, затем, подкладывая под него различные фактуры, раскрашивают изображение.

Слайд 13

Фроттаж можно использовать и лишь для частичного раскрашивания рисунка. То есть, основные элементы композиции раскрашиваются традиционной штриховкой, а фон или какой-то элемент рисунка выполняется в технике фроттаж.

Слайд 14

Вариант 4. «Почти гравюра»

Элементы рисунка вырезают из картона или плотной бумаги, составляют из них композицию на листе картона, чтобы элементы не сдвигались в процессе фроттажа, их лучше приклеить к основе. Для дополнения композиции можно использовать древесные листья, шерстяные нитки и т.д. Затем заготовку накрывают листом бумаги, закрепляют степлером, в случае необходимости, и натирают мелками.

Слайд 15

Такой вариант работы позволяет сделать несколько одинаковых композиционно, но различных по колориту изображений.

Слайд

16-17

Вариант 5. «Фроттаж + акварель»

Если натереть лист бумаги не слишком сильно, то можно его потом еще и раскрасить акварелью. В этом случае участки бумаги, оставшиеся белыми, пропитаются краской, что придаст рисунку особый эффект. Главное, чтобы цвет акварели не совпадал с цветом использованного для фроттажа мелка.

Слайд

18-25

Практическая часть.

Участники мастер-класса получают материалы для работы:

  • Фактурные листы
  • Шаблоны
  • Восковые мелки / масляная пастель
  • Степлер и антистеплер
  • Листы бумаги А5

Педагог показывает и объясняет последовательность выполнения работы:

  1. Наложить на шаблон лист бумаги и скрепить их степлером с двух сторон.
  2. Натереть лист восковыми мелками. Варьировать силу нажима, использовать мелки разных цветов, т.к. накладываясь друг на друга, цвета создают более выразительный эффект.
  3. Антистеплером удалить скрепки.
  4. Дополнить рисунок фроттажем различных фактур.

Если поместить фроттаж в паспарту и в рамку под стекло, то он может стать прекрасным украшением интерьера.

Слайд 26

Источники:

http://stranamasterov.ru/node/416521 

http://luchikivnuchiki.ru/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-frottazh/ 

https://ikuv0501.edumsko.ru/folders/post/master-klass_dlya_pedagogov_dou_na_temu_pashalnye_yaichki_risovanie_v_tehnike_frottazh 

http://www.liveinternet.ru/users/bogsve/post253866216 

http://www.stranamam.ru/post/5586993/ 

https://deti.mail.ru/baby/1-3/snimaem-otpechatki-risuem-v-tehnike-frottazh/ 

http://www.liveinternet.ru/users/4345034/post161059189/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...