Консультация для родителей "Заикание или нет?"
консультация на тему

Фрумина Светлана Владимировна

Вы заметили, что Ваш ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу, возникает вопрос: «заикание или нет?» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_zaikaetsya.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание или нет?

Консультация для родителей

     Вы заметили, что Ваш ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу, возникает вопрос: «заикание или нет?»

В возрасте между 2 и 4-мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Число повторов у каждого ребенка может быть различными и связаны с различными ситуациями.

     

Почему это происходит?

Физиологические запинки и повторы - это следствие того, что развитие мозга (мышление) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам». Ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме, поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

   

 Когда это закончится?

Этот период занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Со временем, под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают.

Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с задержкой психического развития (ЗПР), общим недоразвитием речи (ОНР), а также в тех семьях, где родители сами говорят очень быстро, проглатывая или смазывая окончания слов или целые слова во фразе.

     

Что делать?

- Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.

- Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.

- Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

- Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации: говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций.

- Удостоверьтесь, что ребенок знает, что его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.

- Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.

- Если ребенок левша не переучивайте его.

- Будьте спокойны и сдержаны.

Помните, что запинки и повторы естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

Что такое заикание?

     Заикание (логоневроз) - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, в период интенсивного развития речи.

В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.  Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Причины заикания:

- Тяжелая беременность матери, патологические роды, отягощенная наследственность.

- Закрепление в речи физиологических запинок и перерастание их в судорожные на фоне ослабленной нервной системы, неблагоприятной обстановки дома (резкое изменение бытовых условий в худшую сторону, строгое воспитание родителей, бывает даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.).

- Инфекционное заболевание.

 - Испуг, детские травмы (ушибы, ожоги и т.п).

- Стрессовые перемены в семье (развод, смерть близкого родственника).

- Чрезмерная речевая нагрузка.

- Подражание (постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок может начать и в собственной речи воспроизводить те же запинки).

     Заикание может возникнуть как у ребенка, который начал говорить рано, так и того, кто, наоборот, долго молчал. В первом случае заикание могут спровоцировать сами родители - постоянными просьбами «рассказать стишок» напоказ.

Во втором случае, у ребенка, молчавшего до трех лет, и в раз начавшего стремительно и много (как говорится «взахлеб») говорить, вместе с бурным развитием речи может появиться и заикание.

Первые признаки заикания:

- Ребенок вдруг начинает отказываться разговаривать (длиться этот период может 2-24 часа, а после этого он снова начинает разговаривать, но при этом уже заикается.

- Произносит лишние звуки перед фразой (к примеру, это может быть «и» или «а»).

- В начале фразы вынужденно повторяет начальный слог или же само слово полностью.

- Вынужденно останавливается посреди фразы или отдельно взятого слова.

- Перед тем как начать говорить ребенок задумывается, как будто собирается с мыслями, напрягается, - затрудняется начать речь.

Если вы заметили какие-то симптомы из перечисленных, незамедлительно обратитесь к специалисту.

Как предотвратить заикание?

1. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

2. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

3. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

4. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка.

5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.

6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

7. Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

8. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

9. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

10. На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.

12. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

13. В ребенке всегда нужно поддерживать положительную самооценку, находить время на общение с ним. 

Создайте атмосферу любви, доброты и тепла.

Здоровья Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...