Мастер - класс для родителей "Роль сюжетно - ролевой игры в речевом развитии".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Караблина Марина Алексеевна

Провела мастер - класс для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_s.r.igra_.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер – класс для родителей

Сюжетно–ролевая игра как средство речевого развития детей

Караблина М.А.воспитатель,

Речевое развитие детей является одной из приоритетных задач подготовки детей к школе. Нередко педагоги детских садов решают данную задачу, используя школьную модель обучения детей. Мы предлагаем современный подход к речевому развитию детей, учитывая идеи Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина о том, что умственные процессы, определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании. Поэтому возникает необходимость поиска эффективных средств речевого развития детей.

Особые возможности для развития речи ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Сюжетно-ролевая игра, глубоко изучена в исследованиях Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, А.П.Усовой и др. Игра – деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях тематика многих сюжетно-ролевых игр детей должна быть связанна с социальной действительностью.

В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций, взаимодействия людей и событий. Организация содержательных игр на социальные темы, требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Вопрос о речевом развитии в сюжетно-ролевой игре недостаточно изучен в дошкольной педагогике. Дадим краткий анализ положения дел по обозначенной теме.

В настоящее время опыт по использованию сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития детей рассматривался в работах авторов, занимающихся проблемой формирования предложений у детей с речевым недоразвитием (Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева).

В работе педагогов детских садов наиболее часто используются методические пособия, освещающие исключительно проблемы организации сюжетно-ролевой игры. Например, в методическом пособии Михайленко Н., Короткова Н. «Организация сюжетной игры в детском саду» предлагается системный подход к организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры. Авторы акцентируют внимание педагогов на важность формирования у детей умений вести ролевой диалог, но приводится недостаточно конкретных приемов.

Обзор используемых методов и приемов обучения в подготовительных группах показывает, что обучение грамоте и развитие речи зачастую осуществляется в непосредственной образовательной деятельности и без опоры на действенный опыт, на практическую деятельность, употребление фраз в строго заданных условиях по требованию взрослого. В итоге многократных занятий средний уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по детскому саду в среднем за 2 года остается неизменным - 52%.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и её важность для совершенствования педагогического процесса в подготовительной к школе группы определила интерес и выбор темы моего мастер-класса: «Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей».

Мои материалы сегодня адресованы как педагогам дошкольных образовательных учреждений, так и учителям начальной школы. Школьным педагогам и психологам они будут весьма полезны по нескольким причинам: во-первых, по уровню игровых умений можно определить готовность ребенка к школьному обучению; во-вторых, чтобы понять младшего школьника нужно знать особенности психической жизни дошкольников; в-третьих, игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами проявляются в сюжетно-ролевой игре.

Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам-практикам в использовании алгоритма организации сюжетно-ролевой игры «Мы журналисты».

Задачи:

1. Актуализировать в педагогическом сознании педагогов особые возможности сюжетно-ролевой игры в речевом развитии детей.

2. Научить педагогов создавать сюжетно-ролевую игру путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов и приёмов.

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Рассмотрим алгоритм организации основных этапов игры «Мы – журналисты», приемы мотивации детей, рекомендации к подготовке игр, необходимые источники обогащения детской игры.

1 этап. Мотивационный. Погружение в проблему. Проводится в начале учебного года с целью заинтересовать детей особенностями профессии журналиста.

Рекомендуемые приемы:

- рассматривание детских газет и журналов, городской газеты «Правда Севера»;

- чтение статей в семье;

- рассказы детей о прочитанных статьях для сверстников.

Результатом предполагается: эмоциональный отклик ребенка; овладение умением самостоятельно пересказывать статьи из газет и журналов, правильно передавая идею и содержание; возникновение у детей потребности узнать «Кто издаёт газеты и журналы?».

Использование приема (беседа по модели трёх вопросов):

- Что мы знаем о профессии журналиста?

- Что хотели бы узнать?

- Что для этого нужно сделать?

2 этап. Знакомство с профессиями: редактор, репортёр, корреспондент, фотокорреспондент, художник-оформитель. Целью данного этапа является расширение знаний детей о профессиях, формирование исследовательских умений и практическое освоение правил речевого этикета.

Рекомендуемые формы, методы и приемы:

-экскурсия в редакцию городской газеты «Правда Севера»;

-игровое занятие «Мы - журналисты»;

-приглашение в группу корреспондента городской газеты;

-создание папки исследователя. Данный прием заимствован из технологии проектирования. Цель: помочь детям разработать план собственной исследовательской деятельности;

-дидактические игровые упражнения: «Кому что нужно для работы», «Я репортёр», «Я фотокорреспондент», «Интервью у друзей»;

-создание с детьми опорных карт-схем для ведения диалога с людьми разных профессий;

-изготовление атрибутов совместно с родителями на данную тематику.

Предполагаемый результат:

Возникновение интереса к новым сюжетам, обогащение жизненного опыта, желание организовать игру по собственной инициативе, освоение правил речевого этикета, их использование в процессе общения.

Эти два этапа являются важными и необходимыми для организации сюжетно-ролевых игр на третьем этапе.

3 этап. Изучение социальных тем и решение задач по речевому развитию через сюжетно-ролевые игры «Мы – журналисты». На данном этапе мы планируем следующие задачи по речевому развитию детей:

-развитие умения строить общение с разными людьми;

-способствовать проявлению субъектной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;

-развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

-практическое освоение воспитанниками норм речи.

Выбираем тему:

1 вариант: зависит от комплексно-тематического планирования рабочей программы в группе.

2 вариант: самостоятельный договор детей о начале игровой деятельности, выборе сюжета.

3 вариант: индивидуальное предложение от педагога (учитываются интересы и способности ребенка).

Мотивация детей. Проблемная или игровая ситуация. Дети в роли корреспондента, фотокорреспондента или журналиста в разных формах осуществляют сбор информации, сведений, фактов по предложенной педагогом теме, либо выбранной ими самостоятельно.

Поисковая деятельность детей (с целью обогащение жизненного опыта детей).

Ход сюжетно-ролевой игры:

1. Составление плана.

2. Распределение ролей. Кроме обязательных игровых ролей (журналисты, фотокорреспонденты, редакторы, художники-оформители) необходимы роли людей различных профессий (исходя из предполагаемой темы). Например, повар, заведующий ДОУ, врач, воспитатель.

3. Подготовка необходимых атрибутов и места для выполнения игровой роли.

4. Выполнение игровых ролей (интервью, фоторепортаж, репортаж, используя модели, карты-схемы через выполнение игровой роли).

5. Обобщение материала журналистами в «редакции».

6. Изготовление газет по теме исследования.

7. Итог игры.

Проведение имитационной игры:

А сейчас я предлагаю вам вместе со мной создать сюжетно-ролевую игру «Мы – журналисты» и выпустить газету «Что такое выпускной?». Тема нашей игры будет «Что такое выпускной». Она выбрана педагогом. Так как у детей подготовительной группы через несколько месяцев состоится важное событие – выпускной.

Чтобы мотивировать детей к активной деятельности была создана мотивационная ситуация: помочь детям выпускной группы узнать о выпускном. Так как временной промежуток мастер-класса ограничен по времени, поэтому поисковую деятельность, необходимую нам для сбора информации, создание необходимых атрибутов и материалов, будем считать выполненной. В результате разработаны карты-схемы, атрибуты, материалы для выполнения ролей. Выбираются участники игры по определенным признакам.

Давайте составим небольшой план нашей игры:

1. Сначала главный редактор занимает свое рабочее место. Если вы не против, я буду редактором нашей газеты, буду руководить вашей работой, редактировать представленный для газеты материал. Это мое рабочее место.

2. Остальные дети будут делиться на подгруппы: сотрудники газеты и те, у кого будут узнавать информацию о выпускном празднике. Вы должны будете договориться, кто из вас будет фотокорреспондентом, корреспондентом, художником-оформителем, а кто редактором модного детского журнала, дизайнером помещений, музыкальным руководителем детского

сада.

3. Где будут работать сотрудники газеты? Редактор журнала, музыкальный руководитель, дизайнер помещений и т.п.?

4. После того, как мы определили кто где работает, что еще необходимо сделать? Что потребуется каждому для работы?

5. Обговариваются необходимые атрибуты.

6. Атрибуты подготовили, что делают дальше корреспонденты и остальные?

7. Обговариваются сюжетные линии.

Корреспондент и фотокорреспондент звонят редактору модного журнала, и договаривается с ним о встрече (дата и время). Встреча корреспондента и редактора в редакции модного детского журнала. Интервью. Фотограф фотографирует понравившиеся модели, корреспондента с редактором. Берут с собой образцы тканей, аксессуаров.

Корреспондент идет в кабинет музыкального работника детского сада. Берет интервью. Слушают музыку, стихи. Музыкальный руководитель предлагает тексты песен и стихотворений, диски, фотографии возможных сказочных героев. Корреспондент звонит дизайнеру помещений, договаривается о встрече. Встреча корреспондента и дизайнера. Просмотр коллекций. Интервью. Дизайнер дает советы по оформлению зала.

8. После того как весь материал собран, кто приступает к работе?

9. Редактор собирает своих сотрудников для обсуждения и верстки газеты.

10. Художник-оформитель оформляет название газеты, рубрик, их художественное оформление. После работы корреспондентов совещается с ними, и совместно оформляют содержание рубрик.

11. Распределение ролей. Воспитатель предлагает детям самостоятельно распределить роли, если возникает спор, то он предлагает использовать считалки. Игроки распределяют роли и разбирают необходимые атрибуты, устраивают свои рабочие места.

12. Ход игры. Редактор собирает своих коллег и даёт им указания по работе.

-Прошу сотрудников газеты «Утренняя зорька» собраться в кабинете главного редактора. Уважаемые сотрудники, нам предстоит подготовить новый выпуск газеты на тему «Что такое выпускной?». Давайте с вами обсудим, какие будут рубрики в нашей газете. Я предлагаю рубрики: «литературная страничка», «полезные советы», «музыкальная шкатулка», «модный приговор» (обсуждение рубрик детьми используя игру «Хорошо - плохо»).

-Прошу корреспондентов выбрать рубрики, за какие они будут отвечать (выбор рубрик корреспондентами).

-«Литературную страничку» нужно оформить в стихах и загадках. В рубрике «Полезные советы» поместить взятое журналистами интервью у дизайнера помещений, советы музыкального руководителя. В рубрике «Модный приговор» поместить эскизы платьев и костюмов к выпускному балу. В рубрике «Музыкальная шкатулка» поместить песни к празднику.

- Журналисты могут приступать к выполнению своего задания, а художники оформители приступают к оформлению газеты (наклеивают название газеты, название рубрик).

13. Итог игры. Воспитатель приглашает детей к себе, спрашивает, понравилась ли им игра? Что понравилось больше всего? Умеют ли теперь сами участвовать в организации выпускного?

Воспитатель благодарит детей за хорошую игру: «корреспондентов» за умение общаться со специалистами, выбор хорошего и необходимого материала, фотокорреспондента за отличные снимки, редактора модного детского журнала за профессиональную помощь, предоставление коллекции.

Воспитатель: наша газета получилась очень интересной и познавательной. Вы много узнали о проведении выпускного бала в детском саду. Я думаю, что детям другой подготовительной группы будет очень интересно читать нашу газету.

Презентация рубрик перед детьми подготовительной группы. Корреспонденты рассказывают, что и как они оформили на своих страничках.

Этап Рефлексия «Ладошка».

На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец — это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение, запишите его. Большой палец – для меня это важно (неважно); указательный палец – я получила конкретные рекомендации (я не узнала для себя ничего нового); средний палец – мне было интересно, легко (скучно, не интересно, трудно, не понравилось); безымянный палец – моя оценка имитационной игре. Мизинец –хочу для себя выяснить…

Педагоги высказывают своё мнение.

Список литературы

1. Бабаева, Т.И. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образо-

вания / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. – Спб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

2. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюко-

ва.– М.: Эксмо, 2011.

3. Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях / А.В. За-

порожец // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. М.; 1978

г. – 321 с.

4. Короткова, Н. Пособие для воспитателя. Второе издание; испр. / Н. Михайленко, Н. Короткова. –

М.: Гном и Д, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой "Олимпиада""

Мастер-класс был организован с целью развития профессионализма воспитателей в руководстве сюжетно-ролевой игре....

Мастер класс "Пирожные для сюжетно-ролевой игры"

Мастер класс "Пирожные для сюжетно-ролевой игры"...

Мастер-класс «Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Овощной магазин».

Цели мастер- класса: показать разнообразие возможностей при изготовлений изделий из бросового материала.Обобщить и распространить собственный опыт путем прямого комментированного показа педагогической...

Мастер-класс для педагогов "Сюжетно-ролевая игра, как средство социально-личностного развития дошкольников"

Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации сюжетно-ролевой игры «Банк»....

Мастер-класс для родителей «Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Методическая разработка мастер-класса для родителей «Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет».  Включение всех участников в воспитательно-образовательный процесс (особенно род...

Мастер-класс для педагогов «Сюжетно-ролевая игра – как средство профориентации дошкольников»

Мастер - класс для педагогов "Сюжетно - ролевая игра - как средство профоентации  дошкольников"...