Мастер-класс для педагогов «Сюжетно-ролевая игра – как средство профориентации дошкольников»
материал

Татьяна Ивановна Пузикова

Мастер - класс для педагогов "Сюжетно - ролевая игра - как средство профоентации  дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер - класс для педагогов34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Представлен на заседание

Школы  молодого педагога

от 17.12.2021

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – КАК СРЕДСТВО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

Подготовила и провела

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «ДС №3»

Пузикова Т.И.

г.Благодарный-2021

Мастер-класс

«Сюжетно-ролевая игра – как средство профориентации дошкольников»

Цель: обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.

Задачи:

- совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий;

- содействовать личностному самоопределению.

 

Слайд 1:  Добрый день, уважаемые коллеги!  Тема моего мастер класса «Сюжетно – ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников».

Слайд 2 : Удивительная страна Детство!

Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть.

Слайд 3: - А кем вы мечтали стать в детстве? Воплотили ли вы свою мечту?

А дети свою мечту  могут воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.… Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается, как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

В условиях реализации ФГОС возникла необходимость поиска новых подходов к организации трудового воспитания и ознакомлению детей с миром профессий. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», направлена на формирование у дошкольников позитивного отношения к труду через решение следующих задач:

- Развитие трудовой деятельности;

-Воспитание ценностного отношения к собственному труду, к труду других людей и его результатах;

- Формирование первичных представлений о труде взрослых, о его роли в обществе и в жизни каждого человека.

 Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

Слад4: Профориентация – это неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решением.

Игра является основным видом профориентационной деятельности в дошкольных учреждениях. Именно в игре дети проводят большую часть своего времени. Именно через игру ребенок знакомится с атрибутами разных профессий.

Работа по ранней профориентации детей строится по принципам:

- Принцип личностно ориентированного воздействия.

- Принцип доступности, достоверности.

- Принцип открытости (ребенок может участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результат своего труда, предоставлять в качестве своего труда то, что считает нужным он, а не воспитатель).

- Принцип диалогичности (ребенок может вступать в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы).

- Принцип активного включения детей в деятельность (экскурсии, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры).

- Принцип рефлексивности (у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.

Слайд 5: А скажите:  «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?».

Да, уже с младшего возраста ребенок наблюдает за работой водителя, продавца и так далее и проявляет интерес к профессиям, например, водителя (рулит рулем и управляет машиной), поваром (готовит еду), посещает с родителями зоопарк и узнает, кто работает в зоопарке. Таким образом, ребенок получает конкретные, наглядные представления о мире, о жизни, о труде взрослых.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играет сюжетно-ролевая игра профессиональной ориентированной направленности. Сюжетно-ролевая игра - одна из самых любимых игр у детей. Она дает возможность детям брать на себя любую роль. Важно, чтобы ребенок с раннего возраста проявлял уважение к любой профессии и понял, что любая профессия должна приносить людям радость и пользу другим людям.

Давайте вспомним  этапы формирования сюжетно ролевой игры

  Сюжетно ролевая игра развивается по определённым этапам. Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:

1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями;

2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);

3)усвоение способов построения сюжета.

Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: младший, средний, старший.

Слайд 6: На первом этапе педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

Слайд 7: На втором этапе воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

Слайд 8: На третьем этапе дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой  - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

Слайд 9: Назовите  методы развития сюжетно-ролевых игр:

- Проведение экскурсий.

- Организация встреч с людьми разных профессий.

- Чтение художественной литературы, отражающая труд людей.

- Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстраций.

-Составление детьми рассказов, связанные, с наблюдениями за трудом взрослых, рассказы о профессиях своих родителей.

-Индивидуальные беседы с детьми на уточнение знаний о профессиях.

Слайд 10: Как вы думаете, какова структура сюжетно ролевой игры? 

         Структура ролевой игры согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие компоненты:

Первый - это роли, которые берут на себя дети в процессе игры;

Второй - игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

Третий - игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец,

Четвертый - реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.
         При этом центральным моментом является принятая ребенком роль.
Именно принятые роли и побуждают ребенка выполнять определенные игровые действия и развивать игровые отношения, отражающие реальное поведение изображаемых взрослых, использовать предметы-заменители, устанавливать межличностные отношения, выходящие за пределы игры.

Беря на себя роль, ребенок должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли. Эти правила устанавливаются самим ребенком, что существенно отличает их от правил в подвижной и дидактической играх, которые определяются и диктуются взрослыми.
Правила, установленные самим ребенком, рассматриваются в психологии как правила внутреннего самоограничения, самоопределения. Л. С. Выготский подчеркивает, что творческая ролевая игра - преобладающая деятельность ребенка трех-шести лет, так как она создает зону ближайшего развития. Любой вид деятельности проходит через определённые этапы и сюжетно ролевая игра в этом отношении не исключение.

Слайд 11; Составьте  алгоритм ознакомления с профессиями.

Название профессии.

Место работы.

Материал для труда.

Форменная одежда.

Орудия труда.

Трудовые действия.

Личностные качества.

Результат труда.

Польза труда для общества.

Взаимодействие с социумом.

Хотя в дошкольных учреждениях не стоит проблема выбора профессии, но дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Слайд 12- 24: Деловая игра с педагогами «Калейдоскоп профессий»

 Назовите профессии

1. «Самая сладкая»

2. «Самая денежная»

3. «Самая волосатая»

4. «Самая детская»

5.«Самая смешная»
6.«Самая общительная»

Анаграмма к слову ЖУРНАЛИСТ

-О разных профессиях написано много книг. А мы с вами сегодня будем выпускать газету.  Скажите, кто работает над выпуском газеты? (Главный редактор, редактор, журналист, фотокорреспондент, художник, рекламный агент, текстовик, за каждый правильный ответ участник получает «звездочку»). Мне нужна фокус группа, пожалуйста, выйдете те, кто получил «звездочки».

Выпуск нового номера газеты — это результат работы всей команды редакции газеты. Давайте вспомним, кто, чем занимается

сбор информации — журналисты, фотографы

создание статей — журналисты, дизайнеры, копирайтеры

обработка статей — корректоры, редакторы

создание структуры газеты, т.е. оформление статей на полосах газеты — верстальщики, дизайнеры, редакторы и последнее слово в любом выпуске газеты, включая любые этапы создания выпуска, всегда остается за главным редактором. Главный редактор утверждает,  что эта тема интересна. И с этого момента всё только начинается. Создается макет выпуска. Где и какая статья будет располагаться. Какого размера будет фото, где и какой будет использоваться шрифт. После утверждения редактором. В типографии печатается один образец. Газета проходит множество проверок также на опечатки. После того как все ошибки исправлены. Последнюю проверку делает главный редактор. Если все хорошо он утверждает выпуск. И типография получает заказ на тираж. По сути, он решает, быть новому выпуску или не быть.

Я сегодня сыграю роль главного редактора, подумайте, какую бы вы хотели сыграть роль. Найдите карточку с названием вашей профессии и прикрепите к одежде (бейджики с названием профессий). Команда редакции, приглашаю Вас на совещание.

- Для начала давайте  придумаем, как будет называться наша газета (Оставим название, или предложите другую формулировку)

- В городе объявлен конкурс газет на тему: «Самая важная профессия в Благодарном». Сегодня номер нашей газеты и будет этому посвящен. Я, как главный редактор, даю задание сотрудникам, какую информацию для этого нужно собрать.

Как вы думаете, какая профессия в нашем городе  самая важная? Почему вы так думаете?

- Очень популярна в Благодарном профессия педагога. Здесь работают люди творческие, целеустремленные, креативные, умеющие удивлять. Привлекает достойная заработная плата, социальные гарантии. В городе четыре крупных школы,  9 детских садов. Руководит отделом образования Сурмилова А.Я., методист отдела образования  - Андрианова В.П., она сегодня присутствует на нашем мероприятии.

- Еще я предлагаю напечатать статью о нашем педагоге – Макаровой Ирине Федоровне, воспитателе МДОУ «ДС№3», победительнице краевого конкурса «Воспитатель года – 2021»

- Среди опрошенных, многие выделили профессию врача, в городе  имеется центральная районная больница. Высокие перспективы привлекают молодых специалистов. Среди них замечательный педиатор - Чертова Оксана Михайловна.

Еще Ваши предложения?  (В городе очень  не хватает врачей и люди вынуждены лечиться сами. Они идут в аптеку и обращаются к кому? (Фармацевт).Фармацевт должен отлично знать , какие лекарства могут помочь людям при разных заболевания. Ошибки не допускается – это может повредить здоровью человека. Фармацевт - это человек, который умеет читать рецепты, продавать нужные лекарства и даже готовить лекарств.

- 27 декабря в России отмечают День спасателя Российской Федерации – это хороший информационный повод, чтобы рассказать о тех, кто ежедневно спасает человеческие жизни, порою рискуя своей собственной, и выразить благодарность за их мужество и профессионализм.

- ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – МАМА.  И данной профессии мы выделим блок в нашей газете.

Опытные газетчики всегда знают, где можно добыть информацию.  А вы знаете? (На улице, в банке и т. д.)

Что вам поможет в работе? (Фотоаппарат. Блокнот и ручка. Диктофон. Видеокамера.)

Журналист, какие вы зададите вопросы, когда будете брать интервью

Журналист -  может взять интервью, понаблюдать за работой.

Фотокорреспондент- записать видеосюжет на камеру, сфотографировать.

- Прекрасно. Журналист и фотокорреспондент могут приступать к выполнению задания, но в первую очередь, я предлагаю вам взять интервью у нашей гостьи, Ну,  а мы с вами, уважаемые коллеги, приступим к оформлению газеты.

Рекламный агент - готовит материал для рекламы.

Художник – оформляет название газеты, название рубрик.

Текстовик – составляет текст.

 Уважаемые коллеги! Я, как главный редактор разработала макет нашей газеты, и предлагаю Вам работать по нему.

Участники игры выклеивают (подписывают) название газеты, символы рубрик (В это время звучит мелодия, журналист и фотограф возвращаются и делятся материалом с редактором. (Выбирают из заранее подготовленных статей о разных профессиях те, о которых шла речь в интервью. Фотокорреспондент дает художнику подходящие фотографии, рекламный агент – рекламу. Художник размещает все это на ватмане, все вместе приклеивают (звучит музыка)

-Вот и готова наша газета. Но смогли ли мы выполнить условие конкурса – найти самую важную профессию? Почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)

Я с вами согласна и хочу поместить в газету стихотворение:

Профессии бываю разные - Все они очень важные:

Повар, плотник и шофер, Педагог, маляр, монтер

Все профессии важны,  И для города все нужны!

Покажем нашу газету. Я думаю, что в конкурсе газет на тему: «Самая важная профессия в Благодарном» мы займем первое место.

Рефлексия.

 Уважаемые коллеги! Прошу Вас выразить свое отношение к проведенному мастер-классу. Для этого выберите из предложенных вам эмоций смайлик, соответствующий вашему настроению на нашем мастер-классе.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Заключение.

        Хотелось бы закончить наш семинар словами известных отечественных педагогов о сюжетно-ролевой игре  и ее роли в развитии детей дошкольного возраста.  «Игра – дитя труда. Но не всякого, а более или менее сложного, требующего подготовки, тренировки…»  Д.Б. Эльконин

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка.. Каков ребенок в игре ,таким он будет в работе, когда вырастет»  А. С, Макренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

Мастер-класс «Изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре Космос»

Мастер-класс«Изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре Космос»Цель:  Помочь педагогам в изготовлении атрибутов , имеющих практическое применение для творческого,  развития детей в сюжетн...

Мастер-класс. Тема: «Методика организации сюжетно-ролевой игры в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста».

Мастер-класс. Тема: «Методика организации сюжетно-ролевой игрыв самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»....

Мастер - класс для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников"

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.  Игра – это искра, зажигающая огон...

мастер-класс Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников»

Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников»...

Мастер - класс для педагогов "Сюжетно-ролевая игра - как средство профориентации дошкольников"

Обмен опытом и технологиями  по социализации и ранней профориентации дошкольников. Совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий. Содействовать личностному самоопределе...