мастер-класс Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение МАОУ ОСОШ№1 д/с «Колокольчик»

Труфанова Татьяна Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Доклад «Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников»

Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и организации сюжетно-ролевых игр детей, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников, не могут помочь детям развернуть уже начавшуюся игру.

В чем же заключаются развивающие функции самой игры:

1. Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами.

Отсюда наша задача: сформировать эти условные действия (например«кормление» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи, затем - «кормление» с помощью палочки (предмета-заместителя, в старших группах условное действие «кормления» осуществляем движения, напоминающие «кормление» ложкой – действие с воображаемым предметом.

2. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий. Использование взаимодополнительных ролей – требует взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель)

3. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий. Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организоватьРуководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже «умеют играть». Каким же образом педагог может передать ребенку умение играть, вовлечь в мир игры?

1 принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры. Например:

В 3-5 лет дети могут играть в игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного блока» игры.

После 5 лет дети играют в игру-придумывание, которая помогает детям освоить творческое комбинирование различных событий.

2 принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятым другими детьми. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника.

3 принцип. При формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.

Руководство сюжетно – ролевыми играми осуществляется в двух направлениях(По Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой)

• развитие игры как деятельности - означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений, педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности.

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка.

Всем известно, что именно в играх проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности для воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему, умение договариваться, т. е. формируется детский коллектив и личность каждого ребенка.

В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми определенны приемы косвенного воздействия и прямого руководства.

Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей:

Прямые - приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:

Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. Таблица «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми» поможет грамотно осуществлять это планирование.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми

Задачи Методы и приемы косвенного воздействия

Расширение и обогащение представлений детей об окружающей жизни

 - Рассматривание иллюстраций, фотографий.

- Просмотр видеоматериалов

- Рассказ воспитателя о труде взрослых

- Чтение художественной литературы

- Беседы, в том числе этические

- Отгадывание загадок

Изучение интересов детей, их любимых игр

 - Наблюдения за игровыми объединениями детей

- Рисование на тему«Как мы играем»«Мои любимые игрушки»

- Беседы на тему«Любимые игры»«Мои друзья»

- Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду»

Создание и обогащение «материальной базы» для игры

- Рассматривание предметов, игрушек, предметов-заместителей

- Рассказ воспитателя о предметах

- Беседы об использовании и хранении предметов, игрушек

- Изготовление совместно с детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок

- Внесение новых игрушек и предметов

Задачи Методы и приемы прямого руководства

Обогащение содержания игры, развитие дружеских взаимоотношений детей в игре. Развитие творческих способностей детей

- Предложение темы игры, новых сюжетов

- Обсуждение игрового сюжета

- Создание игровой воображаемой ситуации

- Создание игровой обстановки

- Разработка плана игры

- Распределение ролей

- Непосредственное участие воспитателя в игре, в сговоре детей, предложения, советы, разъяснения; вопросы, подсказывающие детям приемы возможной реализации замысла;

- Совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования

Формирование специфических игровых умений

- Показ игровых действий с игрушками, предметами-заместителями

- Употребление условной игровой терминологии

- Разыгрывание игрового эпизода (можно заранее подготовить несколько детей)

- Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры, сюжета (сфера: быт семьи, труд взрослых, и др.)

2. План игры - содержание (Необходимо стремится к максимальному насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребенка, и определить предполагаемые роли и средства игровой организации)

а) Создание воображаемой ситуации. (Дети всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, постройка из кубиков – корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным.

б) Распределение ролей. (игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации);

3. Начало игры и сохранение игровой ситуации. (Необходимо создать интересную игровую ситуацию. В развернутой сюжетно- ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами дети. Воспитатель помогает этому с помощью некоторых приемов: в общении с детьми употребляет условную игровую терминологию, старается обыграть любое дело детского коллектива и т. д.)

4. Завершение игры (воспитателю необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

 ВЫВОД

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течение всего года.

 «Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, состряпать обед, поехать в Москву.… В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к своей цели, увлекать за собой других…» Н. К. Крупская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

"Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми в развитии творческих способностей дошкольников"

Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования...

Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста

Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс «Технологическая карта по руководству сюжетно-ролевой игрой в ДОУ "Фитнес-центр"»

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников инициативности, самостоятельности, способности выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Но возникает много трудносте...

Мастер класс «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей второй младшей и средней группы»

Мастер-класс для педагогов «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»Цель: совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-р...

«Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»

laquo;Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»...

Организация и руководство сюжетно - ролевой игрой дошкольников в ДОУ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА МДОУ Выставка сюжетно – ролевых игр, созданных руками воспитателей, родителей- "Консультация «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой»-...