"Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми в развитии творческих способностей дошкольников"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Столяр Наталья Сергеевна

Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nata_razrabotka_organizatsiya_komp.rukov_.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Cредняя общеобразовательная школа № 8

дошкольное отделение «Огонек»

Методическая разработка

«Организация комплексного руководства  сюжетно-ролевыми играми  в развитии творческих способностей дошкольников»

Столяр Наталья Сергеевна ,

воспитатель  

г.Поронайск

2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..……………………3

Глава1. Игра – основной вид деятельности  дошкольника…………..................4

          1.1. Значение сюжетно-ролевой игры в развития в  детей 4-5 лет………………................................................................................................4

          1.2. Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми……………………………………………………………………………..5

Глава 2. Выявление особенностей руководства сюжетно-ролевыми играми детей 4-5 лет…………........................................................................................6

         2.1. Диагностика сюжетно-ролевой игры в средней группе…………………………………………………………………………..….6

 2.2. Разработка и апробирование модели комплексного

        руководства сюжетно-ролевыми играми…………………………………………………………………….7

2.3. Определение влияния комплексного руководства на развитие сюжетно-ролевой игры………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………....11

Литература…………………………………………………………………..........12

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

     Игра - основной вид деятельности дошкольника, она  оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями. Только в игре осваиваются правила  человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне  игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; как игра влияет на развитие ребенка – стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии. Наибольшее развитие получают исследования проблемы педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми Д.В. Менджерицкой и В.И. Жуковской. Важным этапом в развитии теории и практики детской игры явились в 50-х годах работы А.П. Усовой. Проблему психолого-педагогического аспекта игры разработали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.И. Рубинштейн, Д.В. Эльконин и др.

        Актуальность  проблемы заключаются в том, что игра имеет наибольшую педагогическую ценность и должна максимально использоваться в педагогических целях.

        В условиях общественного дошкольного воспитания педагог осуществляет функцию целенаправленного формирования игровой деятельности ребенка, деятельности, которая в ряду других «воспроизводящих» деятельностей занимает ведущее место. Она является самостоятельной деятельностью детей. Формирование в игре способности ориентироваться в сфере человеческих отношений, связано с принятием ребенком на себя  роли. Беря на себя роль взрослых, воспроизведя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которые руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности в общении между собой. Но самое главное, дети в игре воплощают свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывают.

        Объект исследования:  игровая деятельность детей.

        Предмет исследования: организация комплексного руководства сюжетно-ролевой игры в развитии творческих способностей детей.

        Цель: выявить особенности комплексного руководства в организации сюжетно-ролевых игр в средней группе.

     Задачи:

      1.Теоретически обосновать значение сюжетно-ролевой игры дошкольного возраста.

      2. Выявить особенности организации комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой  

          в средней группе.              

   3.Разработать и апробировать модель комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой   в средней группе д/с № 8 г. Поронайска.        

  Гипотеза: предполагается, что организация сюжетно-ролевыми играми значительно   повышает интерес детей к игре, тем самым будет способствует развитию творческих  способностей, а так же развитию сюжета игры, игровых умений и игровых действий детей среднего  дошкольного возраста.

        Методы исследования: наблюдение, беседа, диагностика сюжетно-ролевых игр, моделирование.

     Структура работы: наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

       Первая глава посвящена игре – как основному виду деятельности дошкольника. В ней раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развития дошкольного возраста; организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми. Вторая глава посвящена выявлению особенностей руководства сюжетно-ролевыми играми 4-5 лет. В ней мы раскрыли диагностику сюжетно-ролевой игры в средней группе; разработали и апробировали модель комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми.

       Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами технология может быть  использована воспитателями других дошкольных учреждений.

Глава 1. Игра – основной вид деятельности дошкольника.

  1.   Значение сюжетно-ролевой игры в  развитии детей 4-5 лет.

        В этом возрасте сюжетно- ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношение между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обязательств (например, «воспитатель» учит детей мыть руки, застилать кровать; кормит их обедом, читает им сказки); это выражает единство предметного и социального содержания игры  дошкольника. В играх сюжет помогает подчиниться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме.

        Исследователи рекомендуют для развития полноценной сюжетно-ролевой игры параллельно проводить игры с правилами, развивающие познавательную активность детей, регулирующие отношения между играющими, побуждающие их к самостоятельным действиям.

        Игры с правилами учат детей придумывать новые игры, воспитывают творческое отношение к игре в целом. Такой подход к детской игре избавляет ее от примитивизма, оснащает ребят способами игровых действий, позволяет варьировать игру. Например, в подвижных музыкальных играх «Кот и мыши», «Займи домик» и др. дети учатся ловко выполнять движения, соблюдать правила (идти тихо, крадучись; не сопротивляться, если тебя поймали; выразительно передавать образы). В играх «Горячий конь», «Машины и пешеходы» дети учатся выполнять команды, действовать согласованно, вместе начинать и заканчивать действие; в играх «Лиса и зайцы», «Магазин игрушек» их внимание обращают на выразительность и оригинальность в передаче образа. По мнению А.П. Усовой, игра должным образом организует всю жизнь ребенка, которая из стихийной превращается в организованное явление.         

        В игровом взаимодействии появляется много импровизационных моментов, дети по ходу придумывают вопросы и ответы, реплики, монологи; это придает игре творческий характер.

        Творческий характер  сюжетно-ролевой игры  определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой, умением отображать свои впечатления об окружающем мире.

        Ребенок, находясь в детском сообществе, не столько пользуется его преимуществами, сколько удовлетворяется самим фактором принадлежности к нему, учится строить взаимоотношения в игре. Дети выбирают самые разные роли, изображая людей, находящихся в определенных социальных отношениях, а отношения этих людей-персонажей передают с помощью игрового действия.

        Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

        Дети средней группы живо интересуются профессиональной деятельностью взрослых. Они любят наблюдать, как мама дома гладит белье, как продавец в магазине ловко взвешивает товар. Ребенок в реальной жизни еще не готов в овладению многими деятельностями, но с увлечение может делать это в игре.

        Постепенно,  с развитием игровых умений, дети подходят к созданию игрового замысла; у них формируется умение планировать игру, осуществлять ролевое взаимодействие. Мотивация игровой деятельности ребенка этого возраста направлена на совершенствование роли и игровых правил; у него развиваются волевые качества: самостоятельность, инициатива, лидерство, умение организовать сверстников в игре.

        К концу года средней группы появляются небольшие компании играющих.Дети обговаривают замысел игры, распределяют роли: при этом видны лидеры и аутсайдеры.

        По мнению Д.Б. Эльконина, само принятие роли – это уже творческий акт, потому что оно выступает в качестве результата символической функции воображения.        

  1. Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми.

        Для творческого воспроизведения детьми роли необходим системный подход к формированию игры, комплексное руководство ею. Для формирования игры на каждом этапе необходимы не только особые приемы, но и единый комплекс педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры.

        Метод комплексного руководства игрой эффективен при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий:

        а) планомерного обогащения жизненного опыта детей;

        б) современных (обучающих) игр педагога с детьми, направленных на передачу им игрового опыта.

        в) своевременного изменения предметно- игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;

        г) активизирующего общения взрослого с детьми, направленного на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач творческого развития, способствующего вступлению детей во взаимодействия друг с другом.

        Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей.

        В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для творческого, выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, украшения и тд. Для игр детям нужно разные ролевые атрибуты, например руль, бинокль, сумка. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре.

        Предметно-игровая среда не должна сковывать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу реализации игрового замысла. Игра должна быть творческой и помехи на пути детского творчества в игре следует устранять. Предметно – игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от игровых интересов детей, и уровня развития их игры.

        Приемы  и методы руководства детской игрой должны быть направлены :

  1. на формирование игры как деятельности;
  2.  на формирование игры как средства нравственного воспитания и творческого развития детей, а так же дружеские взаимоотношений.

Начинать следует с организации сюжетно-ролевых игр, наиболее близким детям, - «Семья», «Детский сад» и др.

        Одной из форм организации игры являются игры, сюжеты которых создаются по мотивам сказок и небольших рассказов. Эти сюжеты служат как бы образцами для создания сюжетов самими детьми на интересную их тему.

        Другая форма организации сюжетно-ролевых игр – игры с предварительным планированием, когда заранее определяется тема, роли, игровые действия, события и их последовательность. Первоначально это может делать воспитатель, а затем и самим детям.

        Третья форма организации сюжетно- ролевых игр отличается от первых двух тем, что определяется только тема (Давайте играть в «зоопарк). Сюжет заранее не обговаривается и строится по ходу самой игры. Это требует от каждого ребенка творческих способностей развить сюжет, воплотить его в ролевые действия, согласовать с действиями партнеров.

        Каждая из перечисленных форм благоприятствует развитию определенных творческих, игровых умений.

        Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка, так как она является основной формой организации жизнедеятельности дошкольника.

        При условии комплексного руководства со стороны взрослого, она становится все более творческой и саморазвивающейся.

        

                Глава II. Выявление особенностей руководства сюжетно-ролевыми играми                                                          детей 4-5 лет

2.1. Диагностика сюжетно-ролевой игры в средней группе

        Исследования проводились в ДОУ № 8 «Огонек» в средней группе «Лучик» в период со 2 октября 2009 по 17 мая 2010 г.

        Цель: Доказать, что организация комплексного  руководство сюжетно-ролевой игрой в средней группе способствует развитию игры, творческих способностей и значительно повышает уровень игровых умений детей.

        Исследования проводились в три этапа. Констатирующий  этап проводился с 02.10.09 по 16.11.09.

 На данной группе была проведена диагностика по методике Комаровой Н.Ф.

        Мы выявили четыре группы показателей:

- содержание игры;

- способы решения детьми игровых задач;

- взаимодействие детей в игре;

- самостоятельность детей в игре.

        Чтобы иметь представление о способах отображения действительности в игре, обращаем внимание на следующие показатели:

  1. Насколько разнообразны игровые  действия с игрушками?
  2. Степень обобщенности игровых действий с игрушками?
  3. Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, степень самостоятельности детей в использовании названных способов решения игровых задач.
  4.  Принимает ли ребенок на себя роль?
  5. Насколько разнообразны и выразительны ролевые действия?
  6. Наличие ролевых высказываний.
  7. Наличие ролевой беседы, ее содержательность.
  8. Вступает ли ребенок во взаимодействие?
  9. Кому ребенок ставит игровые задачи взрослому или сверстнику?
  10. Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?
  11. Какова длительность взаимодействия в игре?

Развитию самостоятельности детей в игре придается особое значение, поэтому важно определить степень сформированности самостоятельности детей в игре.

         Диагностика проводилась при наблюдении за играми детей «Магазин» и «Больница», руководство которыми воспитатель брал на себя. Результаты были следующими:

         I.По содержанию игры выявлено, что замысел игры проявляется в основном    с помощью взрослого в обеих группах 100%.

- Количество игровых задач поставленных воспитателями, которые удерживаются незначительно, в среднем 2-3.

- Самостоятельно ставить игровые задачи дети не могут.

II. Способы решений игр. Действия с игрушками в основном однообразны, игрушки-заместители в играх не использовались.

- Роли  распределились воспитателем, ролевые действия однообразны, дети не осознавали значительность своей роли, поэтому речевых ролевых высказываний почти не наблюдалось, выдерживалась роль до 10 минут, затем ребята выходили из игры.

        III.Взаимодействия в игре в основном кратковременные, игровые взаимодействия выражены не ярко.

  IV. Самостоятельность детей в игре. В самостоятельной игре воспитатель развертывает более разнообразные и содержательные сюжеты. Дети стараются сами выполнять

6

поочередно все необходимые по смыслу сюжета роли, воображаемыми партнерами, сверстниками.

В итоге дети не воспринимали игры за игру, так как все руководство осуществлял воспитатель распределял роли, определял сюжеты, задавал вопросы, ставил задачи. И игры были похожи на ранее запланированное занятие. Уровень игры не соответствовал возрасту детей.

        Таким образом, проведенные исследования показывают, что игра находится на низком уровне. Дети среднего дошкольного возраста развиты недостаточно.

2.2. Разработка и апробирование модели комплексного руководства

сюжетно-ролевых игр.

       Формирующий этап проводился с 17 ноября по 11 марта в средней группе «Лучик».

        Цель: составление и апробирование модели комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми. Нами была разработана модель комплексного руководства по следующим играм: «Зоопарк», «Больница», «Магазин», «Путешествие в Африку».(Приложение 1)

        В этих играх развивается воображение детей, формируется добросовестное отношение к труду, у них начинает проявляться уже большая ответственность за свою воображаемую работу. Подражая людям различных специальностей, дети эмоционально воспринимают и действенно овладевают нормами поведения, которые лежат в основе их взаимоотношений.

        Разработанная модель комплексного руководства сюжетно-ролевых игр был предложена для средней группе «Лучик».

        Наша модель была полностью реализована. В период с 15 февраля по 11 апреля, были предложены ситуации, в которых дети должны были проявить те знания, умения и навыки, которые сформировались у них под руководством воспитателя.

        Основной характеристикой сюжетно-ролевой игры является то, что  дошкольник выстраивает сюжетосложения, т.е умеет совместно, шаг за шагом строить новый сюжет, включая в игры на бытовые темы персонажей сказок. Доказательством этого служит игра «Путешествие в Африку». Данная игра позволяет решить задачи ознакомления детей с людьми планеты Земля, развивает воображение, мышление, значительно расширяет кругозор и фантазию детей.

        При проведении данной игры мы акцентировали внимание на активизирующем общении взрослого с детьми. С началом игры была выбрана ситуация- получение письма от африканских детей, содержанием которого было приглашение детей нашей группы в удивительную страну Африку.

        Все дети захотели поехать в Африку, но на вопрос: «А что такое Африка», отвечали: «Там Бармалей живет», «Там крокодилы», «Туда доктор Айболит ездил лечить зверей». Совместно с детьми решили, что нам нужно как можно больше узнать об Африке.

        Дети настолько увлеклись предстоящим путешествием, что просили родителей найти что-либо об Африки. В течении недели мы давали детям новые знания о путешествиях, о стране, закрепляли их в самых разнообразных играх, готовили атрибуты, картины-панно, оформляли спортивный зал.

        За это время нами были проиграны самые разнообразные ситуации: например, после постройки парохода из крупного строительного материала, мы отправились в плавание, в ходе которого на нас нападали пираты; мы причаливали у необитаемого острова, где превращались в экзотических животных; к нам прилетал волшебник, который помогал нам во время кораблекрушения и т.д., происходила у нас встреча с доктором Айболитом, он лечил животных, которыми были дети.

        Однажды мы встретили Ивана-царевича, которого отец послал за Жар-птицей, и дети помогли ему (нарисовали Жар-птицу). Надо отметить, что дети-фантазеры, надо только помочь им, подсказать.

        Удивительная страна Африка, в которую мы отправились на пароходе, была представлена в спортивном зале, который был соответственно оформлен. В завершении

нашего путешествия дети пели песни, танцевали танец индейцев играли в подвижные игры. Это был настоящий праздник для детей.

        После проведения сюжетно-ролевой игры «Путешествие в Африку» детям была предложена новая ситуация: « В лесу случился пожар». Многие звери пострадали, им необходима помощь врачей. Таким образом, мы связали в одно три игры: «Зоопарк», «Больница» и «Путешествие».

        Дети положительно откликнулись на ситуацию, быстро распределили роли. Леша был хирургом, из всех атрибутов, имеющихся в запасе, он выбрал соответствующие инструменты: бинт, термометр, палочки-заместители скальпеля.

        Врач- лор Даша сразу же выбрала шпатель, зеркало и другие инструменты. Дима захотел быть психологом, хотя в чем заключается его деятельность не осознавал- выполнял действия хирурга. Воспитатель взяла на себя роль главного врача, но в игре правила не устанавливала, а лишь помогала разнообразить сюжет игры.

        Приступая к лечению, в поступках и действиях врачей проявлялась симпатия, сочувствие к больным, доброе и ласковое отношение к ним. Но не только этим охарактеризовалась игра: у детей повышалась ответственность  за свою воображаемую работу. Доказательством того, стала сценка госпитализации сильно пострадавших животных. Врачи озабочены тем, кто будет шофером, но в то же время понимали, что не каждый может быть шофером скорой помощи, что для этого нужно особенно хорошо уметь управлять машиной, вести ее осторожно, без толчков, чтобы не беспокоить больное животное. Шофером стал Артем- самый аккуратный и осторожный ребенок группы.

        Остальные ребята с помощью воспитателя смастерили носилки и на них переносили животных (игрушки, разложенные в зале). Таким образом, была организованна «Лесная больница». Эта игра заинтересовала, увлекла детей. А чувство ответственности бывает столь высоко, что если за ребенком, занятому игрой, приходят родители, он просит их подождать: «Подожди, мамочка, а то у меня больной львенок сидит. Я не могу его бросить».

                Таким образом, наблюдения за детьми во время проведения сюжетно-ролевых игр показывают, что сюжеты становятся наиболее сложными, разнообразными; роли распределяют самостоятельно; пользуются предметами заместителями, давая им словесное обозначение. Конфликтов в играх не наблюдалось. Ко взрослым во время игры обращаются только по роли.

        По наблюдениям за ходом игры дошкольника характеризовались следующие компоненты игры:

  1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач:

Замысел игр более устойчивый, развивающийся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общее решение. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о развитии игрового  творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во врем игры включают в нее новые идеи и образы, т.е плановость игры сочетается с импровизацией.

  1. Содержание игр:

В игре создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

  1. Сюжет игры:

Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, экскурсий, рассказов взрослых.

  1. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре:

Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли, через них раскрывается сущность ролевых отношений.. У детей было по 7-10 ролей. Из них 2-3 любимые.

  1. Игровые действия, игровые предметы:

Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют действия с предметами-заместителями,   природным   материалом, самоделками. По ходу игры необходимые предметы заменялись, подбирались необходимые

  1. Правила игры:

Дети осознавали, что соблюдение правил является условием реализации роли.

        2.3.Определение влияния комплексного руководства на развитие сюжетно-ролевой игры.

        На заключительном этапе с 11.11.09 по 17.04.10 мы убедились, что комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми помогает в развитии творческих способностей детей.

        Дети стали принимать игру с интересом.

I. По содержанию игры было выявлено:

       - Замысел игры стал:

        с помощью взрослого 40%,

        самостоятельно 60%.

        - Разнообразие замыслов:

        с помощью взрослого 20%, самостоятельно 80%.

        - Количество игровых задач:

         повысилось до 6 задач.

        - Постановка задач:

с помощью взрослого 20%, самостоятельно 80%.

      - Действия с игрушками:

действия с игрушками разнообразны, и предметы – заместители использовались постоянно.

        - Ролевые высказывания:

        ролевые высказывания были на протяжении всей игры.

        - Взаимодействие детей в игре:

взаимодействие детей происходило разносторонне, и игра длилась продолжительное время.

        Итак, результаты проведенного исследования показывают, что между этапами проведения есть разница, но после проведения сюжетно-ролевых игр у детей средней группы «Почемучка» значительно повысился интерес детей к игре,  что способствует развитию игры, игровых умений и действий детей среднего дошкольного возраста

Заключение

        Изучение научно - методической литературы показало, что сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка, так как она является формой организации жизнедеятельности ребенка.

        Как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, она способствует развитию способностей,  необходимых для перехода к систематическому обучению. В игре возникает и внутри ее дифференцирует новый вид деятельности – учебная деятельность.

        Успешность усвоения ребенком элементов учебной деятельности зависит от сформированности определенного уровня общения со взрослыми, которое должно быть произвольным. Формирование произвольности наиболее эффективно происходит в игре по определенному сюжету, определенной роли, т.е подчинение своей деятельности определенным  игровым правилам.

        Только в игре осваиваются правила человеческого общения, и идет овладение новыми навыками и умениями.

        Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

        Таким образом, проведенные исследования показывают, что на контрольном этапе разница между временем незначительная, но после проведения сюжетно-ролевых игр у детей средней группы «Лучик» значительно повысился интерес детей к игре, что способствует развитию игры, игровых умений и действий детей старшего дошкольного возраста.

        Таким образом, цели и задачи нашего исследования выполнены, гипотеза подтвердилась.

        

Литература

  1. Артемов Л.В. Окружающий мир в играх дошкольников – М., 1992.- С. 106.
  2. Грашина Г.Н. Любимые детские игры – М., 1997.- С.174.
  3. Жуковская Р.И. Игры – заметки как педагогическое условие становление самостоятельной сюжетной игры и взаимоотношений детей дошкольного возраста // Нравственное воспитание дошкольников / под ред. В.Г. Нечаевой – М, 1972. – С. 307.
  4. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.- С. 267.
  5. Зворыгина Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре // Воспитание детей в игре. – М., 1993. – С. 305.
  6. Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. – Пенза, 1995. – С. 100.
  7. Комарова Н.Ф. Как руководитель творческими играми детей: методические рекомендации – Н. Новгород, 1992. – С. 200.
  8. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации – Н. Новгород, 1992. – С. 150.

Приложение 1

Модель комплексного руководства

сюжетно-ролевыми играми.

«БОЛЬНИЦА»

Обогащение реального опыта детей

Перевод реального опыта в игровой

Своевременное изменение предметно-игровой среды

Активизирующее общение взрослого с ребенком

- рассказ воспитателя о профессиях врачей.

- экскурсия в кабинет врача детского сада.

- показ картинок.

- чтение рассказа Н. Турыгина «Человек заболел», Житкова «Помощь идет», «На льдине».

- рассказ о предназначении больницы.

- беседа об оборудованиях, которые нужны врачам.

Дидактическая игра «Что нужно доктору». По картинке нужно определить какие оборудования принадлежат определенному врачу.

Дидактическая игра «Чей кабинет» Картинки с разными кабинетами врачей, нужно узнать к какому врачу принадлежит этот кабинет.

Драматизация произведения К.И. Чуковского «Доктор Айболит». Дидактическая игра «Катя заболела», «Кому что нужно». Театрализованная игра с музыкальным руководителем «Царевна-Несмеяна».

Стерильный халат, медицинские перчатки, а градусник, бинт, «лекарства», «таблетки» подарил врач во время экскурсии. Изготовление игрушек-самоделок: градусников, рентгеновских аппаратов.

Создание проблемных  ситуаций: «Я заболела, кто доктор»;

- «В лесу случился пожар, пострадали животные, надо лечить»;

- какой врач вылечит мишку, у него сломана нога (хирург);

- нужен шофер машины скорой помощи.

«МАГАЗИН»

Обогащение реального опыта детей

Перевод игрального опыта в игровой

Своевременные изменения предметно-игровой среды

Активизирующее общение взрослого с ребенком

- рассказ воспитателя о различных магазинах.

- показ иллюстраций.

- беседа.

- экскурсия в торговый центр «Мегаполис».

- рассказ о правилах поведения в магазинах.

Дидактическая игра «Назови по содержанию магазин».

Показываем картины с магазинами и дети должны назвать какой это магазин. Дидактическая игра «Магазин игрушек». Дидактическая игра «Что нужно продавцу»

Касса, товар, чек деньги, а халат, чепчик подарил продавец.

На занятиях по лепке изготовляли фрукты, овощи, конфеты и тд.

- кто из вас был в «магазине».

- давайте поиграем в «магазин»

- кто хочет быть продавцом.




«ЗООПАРК»

Обогащение реального опыта детей

Перевод игрального опыта в игровой

Своевременные изменения предметно-игровой среды

Активизирующее общение взрослого с ребенком

- выездная экскурсия в зоопарк г. Южно-Сахалинска;

- беседа о животных зоопарка;

- чтение произведений Житкова «Заяц-хвостун», Маршак «Детки в клетке».

- показ иллюстраций.

- беседа о том, как зимуют различные животные;

- беседа о животных Сахалина.

Дидактическая игра «Зоологическое лото», «Кто чем питается», «Кто где живет». Драматизация произведения К.И. Чуковского «Доктор Айболит».

Театрализованная игра «Кот, петух и лиса».

Драматизация сказки «Заюшкина-избушка»

Внесение в группу игрушек изображающих различных стран: лиса, волк, заяц, медведь, жираф, тигр.

Организация столовой для животных в зоопарке.

Постройка клеток для зверей зоопарка из крупного строительного материала.

- ребята давайте поиграем в «Зоопарк»

- вспомните, где находятся животные (в клетке).

- давайте построим клетки и поместим туда животных.

- животные хотят есть.

- кто приготовит им еду.


«ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ»

Обогащение реального опыта детей

Перевод реального опыта в игровой

Своевременное изменение предметно-игровой среды

Активизирующее общение взрослого с ребенком

- рассказ воспитателя об Африке;

- нахождение детьми Африки на карте и глобусе;

- рассказы о жителях Африки;

- рисование аборигена Африки в национальном костюме;

- рассказ о климате Африки;

- беседа о животных (какие живут);

- показ иллюстраций о Африке;

- просмотр мультфильмов «38 попугаев», «Львенок» и «Черепаха».

Дидактическая игра «Кто где живет», «Зоологическое лото». Драматизация произведения К.И. Чуковского «Бармалей». Дидактическая игра «Пароход».

Подготовка картины-панно с изображением пальмы, обезьян, удавов, вигвам индейцев.

Изготовление атрибутов.

- получение письма от африканских детей.

- ребята, сегодня мы с вами отправимся в Африку.

- как вы думаете на чем мы поедем? (на пароходе из города Корсакова).

- созданий ситуаций «На нас напали пираты».

- а вот на встретился волшебник.

- встреча с Иваном-царевичем.


Конспект сюжетно-ролевой игры

в средней группе детского сада

Программное содержание:

Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.

Предварительная работа:

Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.

Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Работа с родителями:

Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель»

Ход игры:

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.

Воспитатель:

У вас, у всех растут года

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

Качу, лечу во весь опор.

Я сам шофёр и сам мотор!

Нажимаю на педаль

и машина мчится в даль.

И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)

Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный городок «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.

Вот здесь у нас «Парикмахерская»

Здесь светло и интересно:

Зеркала, духи и кресла, зал большой,

Но видно, даже,

Лучше, чем у вас в трельяже.

«Магазин»

А сейчас мы в магазине -

Все продукты на витрине:

Чай, конфеты, колбаса -

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте,

Деньги в кассу отдавайте.

Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад!

А вот здесь у нас строительная площадка.

Строителя знает весь район,

Мастер он отличный

Со своей бригадой он

Строит дом кирпичный.

Дом среди других домов

И стройней и выше.

Говорят до облаков

Дом достанет крышей.

А вот здесь у нас живут

Куклы, зайцы, мишки,

ждут, когда к ним придут

Мамочки-малышки.

- Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.

По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.

- А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой. Старший возраст.

Перспективный план комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой «Гараж – автомастерская – строители»...

Мастер-класс "Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой "Олимпиада""

Мастер-класс был организован с целью развития профессионализма воспитателей в руководстве сюжетно-ролевой игре....

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой "Космическое путешествие"...

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ В АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разнообразие замыслов игр и возможность их интересной реализации зависит от впечатлений детей об окружающем, поэтому нужно расширять кругозор дошкольников. С этой целью проводят экскурсии, наблюдения,...

Учебно-методическое пособие "Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников"

Пособие предназнчено для педагогов дошкольного образования и студентов педагогических колледжей. В нем описывается перспективное планирование сюжетно-ролевых игр и конспекты к нему,а также диагностика...

мастер-класс Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников»

Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников»...

«Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»

laquo;Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников»...