Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Скворцова Ольга Павловна

Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_i_rukovodstvo_syuzhetno.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста»


Воспитатель:

 Скворцова О.П.


«Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта»

                                        Д.В.Менджерицкая

Значение игры

Игра – вид детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение с людьми.

Игра включает в себя:

  • умственное развитие;
  • нравственное развитие;
  • психическое развитие;
  • физическое развитие;
  • эстетическое развитие.

Развивающий характер игры

Требования к ребенку предъявляемые игрой:

  • Это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.
  • Умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, т.к. игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей.
  • Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий.

Методы руководства играми детей

I. – Влияние на содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. А для того чтобы показать новые приемы или обогатить содержание педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве примера.

II. – Метод формирования игры как деятельности. Он основан на трех принципах:

  • когда воспитатель выступает в качестве играющего партнера;
  • воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста;
  • На каждом этапе дошкольного детства при формировании игровых умений необходимо одновременно ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнером – взрослому или сверстнику.

III. – Метод комплексного руководства игрой.

Компоненты комплексного руководства игрой

Педагогическая поддержка самодеятельных игр и обеспечение педагогических условий развития игры включают в себя:

  1. Обогащение детей знаниями и опытом деятельности
  2. Передача игровой культуры ребёнку (обучающие игры)
  3. Развивающая предметно-игровая среда
  4. Активизация проблемного общения взрослого с детьми.

Этапы развития игровой деятельности

  • Ознакомительная игра (от 6 мес. до 1 г.)
  • Отобразительная игра (от 1 г. до 2 лет)
  • Сюжетно-отобразительная игра (от 2 до 3 лет)
  • Предпосылки сюжетно-ролевой игры (от 3 до 4 лет)
  • Ролевая игра (от 5 до 7 лет)

Творческие игры детей

Различаются:

  • по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни);
  • по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);
  • по виду (игры, сюжеты которых придумывают сами дети, игры – драматизации – разыгрывание сказок и рассказов);
  • строительные.

Воспитание и обучение в игре

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

        В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

        Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того какое содержание будет вкладываться взрослым в предполагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Связь игры с НОД:

  • Образовательная область «Коммуникация» - способствует умению связно и последовательно пересказывать сказку, рассказ, диалог действующих лиц, давать характеристику персонажам, самостоятельно описывать и придумывать события, связанные со своим собственным опытом, объяснять переживаемое своим сверстникам.
  • Образовательная область «Чтение художественной литературы» – нацелено на то, чтобы дети овладевали очень важными для с/р игры иносказаниями, учились эмоционально и интонационно-выразительно передавать характеры персонажей, проявляя собственное отношение к героям и их поступкам.
  • Образовательная область «Познание» – на ряду со специальными знаниями дети приобретают обобщенные представления о возможностях разных конструкций, которые сами создают из имеющихся материалов. Постройки успешно используются в играх «Корабль», «Самолет», «Город будущего» и т.д.
  • Образовательная область «Художественное творчество» - очень помогает детям при изготовлении игрушек самоделок, обогащающих предметно-развивающую среду условными по образу персонажами и предметами.

Выводы

Игра должны быть свободной от навязанной взрослыми        «сверху» тематики и регламентации действий.

  • Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры – общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
  • Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....

примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

   Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...

Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста. СупермаркетЦель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, согласов...