Мастер-класс «Технологическая карта по руководству сюжетно-ролевой игрой в ДОУ "Фитнес-центр"»
учебно-методический материал

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников инициативности, самостоятельности, способности выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Но возникает много трудностей при организации сюжетно-ролевой игры. Технологическая карта  поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_tk.docx25.77 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_syuzhetno.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость,  креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Выйдя из стен д\с, школы, юный человек должен продолжить саморазвиваться  и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Подготовка детей  к жизни закладывается в ДОУ. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Рассмотрим сюжетно-ролевую игру. Педагогическая ценность её состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, отношения между детьми. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников инициативности, самостоятельности, способности выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности.

Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры?

Ответы участников.

Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры?


Ответы участников, например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения. Сюжеты однообразны, просты и в основном по одной теме, скажем так примитивные. Основная причина данной ситуации – это простое невмешательство взрослых. Причем, это делают  просто потому, что не считают нужным вообще вмешиваться в детскую игру – играют себе и играют, главное – чтобы без драк и ссор. В итоге мы имеем, то что имеем.


Конечно и я сталкивалась с такими же проблемами.


           Как правило, все проблемы  сводятся к одной основной – проблеме организации сюжетной игры. Педагоги часто испытывают затруднения в ее реализации, связанной, как правило, с их низкой игровой грамотностью и игровой культурой. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. В этом нам поможет ТК. Разработка технологических карт по развитию сюжетно-ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста это выход из сложившейся ситуации.  
Что такое технологическая карта?

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности.

В толковом словаре дается такое определение.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА – форма технологической документации, карта, лист, в которой записан весь процесс изготовления, обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.

Существуют технологические карты блюд (в сфере кулинарии), изделий, процессов (в промышленности), уроков (в образовании).

Скажу своими словами это подробные методические рекомендации, т е конкретная тактика поведения взрослого в совместной игре с детьми.

Проанализировав достаточно большое количество технологических карт в интернете,   хочу сделать вывод, что единой, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Федеральных нормативных документов по составлению карт пока нет.   Каждый вправе разработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она помогала в работе, а не вызывала раздражение и не была как лишняя письменная нагрузка. 

Карта помогает взрослому (воспитателю или родителю) помочь войти ребенку в мир сюжетно-ролевой игры, помогает этот процесс сделать целостным. Технологическая карта – это пошаговое описание процесса сюжетно-ролевой игры. Это конспект действий, слов каждого, кто участвует в данном мероприятии. Поэтому работать по технологической карте не составит трудностей.

Я предлагаю составить технологическую карту – пошаговую инструкцию по организации сюжетной игры «Фитнес-центр». ТК содержит следующие разделы, как:

1)Цель:…. (это конечный результат)

СозданИЕ условий, формированИЕ, воспитанИЕ, укрепленИЕ

Цель: Формирование представлений детей о назначении и работе фитнес клуба

     2)Задачи:….

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

     

Задачи:

1.Образовательные:

-Закреплять и обобщать представления детей о здоровом образе жизни, о важном значении занятий спортом и физкультурой в жизни человека;

- Формировать представления детей о структуре работы спортивных и фитнес клубов;

- Расширять, уточнять знания детей о профессиях и труде работников фитнес - клуба: тренер, массажист, медработник, администратор;

-Расширять представления детей о таких понятиях, как «спортивная тренировка», «массаж», «спортивный инвентарь», «секция», «вид фитнеса»;

2. Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к спорту и физической культуре;

- Развивать двигательную активность детей;

- Развивать диалогическую речь;

- Обогащать словарный запас: фитнес, тренажер, секция, аэробика;

- Активизировать словарь детей: тренер, тренировка, спортинвентарь, массажист

3. Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение  друг к другу, готовность считаться с интересами товарищей.

3) Предварительная работа

Обогащение детей представлениями  о теме  игры - наблюдения, рассказы, Беседы о здоровье, здоровом образе жизни: «Что такое здоровье», «Как сохранить и укрепить здоровье», «Спорт – это здоровье. Кто такие спортсмены»,

 о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми этих профессий, их деятельностью (кто, чем и почему занимается), Экскурсия в фитнес-клуб, экскурсия в медицинский кабинет; наблюдения, составление рассказов; дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; изобразительная деятельность;

Подвижные игры и эстафеты, разучивание спортивных танцевальных движений, чтение художественной литературы о спорте.

Рассматривание иллюстраций о спорте и спортсменах, продуктивная деятельность на тему «Спорт и физкультура».

Все источники информации (наблюдения, экскурсии, занятия, художественное слово, рассматривание иллюстраций, дидактические игры…) имеют накопительный эффект. Если они интересны детям, то они будят их мысли на воспроизведения разных событий.

4) Организация сюжетно-ролевой игры.

В организации сюжетно-ролевой игры необходимо особое внимание уделить созданию игрового пространства. Предметно- игровая среда является мощным средством воздействия на самостоятельную игру ребёнка. Обеспечение идеальным игровым пространством основная задача педагога-дошкольника. Именно  атрибуты вдохновляют ребят на творческие забавы, сама обстановка способствует желанию малышей придумывать сюжеты для своих забав.

 Создание вывески «Фитнес – клуб», «Секция аэробики», «Тренажерный зал», «Массажный кабинет», «Медицинский кабинет», бейджей «Администратор», «Тренер» , «Медработник», «Массажист».

Игровой материал для врача (оборудование для осмотра больного)

Спортивный инвентарь

Можно также изготовить макет ресепшена для администратора фитнес –клуба.

5) Роли и игровые действия.

Администратор фитнес клуба: встречает клиентов, оформляет карты членов клуба, направляет в секцию или массаж по желанию клиента, направляет на мед осмотр перед тренировкой.

Медработник: осматривает клиента, дает заключение – разрешение.

Тренер: встречает клиентов в тренажерном зале, беседует, советует и проводит к тренажеру, показывает, как правильно на нем заниматься, следит за правильным выполнением упражнений.

Массажист: встречает клиентов, рекомендует массаж (на руках, ногах, спине), делает массаж

Клиенты (посетители): приходят в фитнес – клуб, оформляются у администратора, проходят медосмотр перед тренировкой, приходят в тренажерные залы, тренируются.

Но даже в самой замечательной игровой среде детям бывает нужна помощь: подсказанная идея, продолженный сюжет, новый персонаж или новый повтор развития событий.

6) Варианты игровых тем.

«Банк идей» для поддержания интереса к игре и развития сюжетной линии.

Знакомя детей с игрой, не следует форсировать события, предлагая каждый день все новые и новые их варианты -  это может привести как раз к обратному эффекту. Действуйте, согласно принципу «Дайте детям наиграться».

Если воспитатель видит, что интерес к игре пропадает, можно использовать следующие игровые приемы :

  • Можно добавить  дополнительных специалисов
  • открыть буфет или столовую для персонала

Например: в город приехал знаменитый тренер с целью преподать мастер-класс

Или создание проблемной ситуации для развёртывания длительной игры: – например: во время занятия один из клиентов получил травму, как быть? (оказать медицинскую помощь)

Способы выхода из игры: 

  • Воспитатель объявляет, что на сегодня фитнес – клуб заканчивает свою работу: «Мы с нетерпением ждем вас завтра, наш фитнес – клуб всегда открыт для вас».  Клиенты прощаются с сотрудниками клуба, взаимно благодарят друг друга.
  • В здании сработала пожарная сигнализация, администратор приносит свои извинения, фитнес-центр закрывается, посетители расходятся по домам.
  • Все сотрудники покидают рабочие места в связи с выездом на пикник.

Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми.

Ответы участников: да, конечно.

     Педагог должен быть полноправным участником процесса, партнером.  Будьте тоже ребенком, но фантазирующим, активным, предлагающим новые идеи, но оставайтесь дружелюбными, веселыми.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Фитнес-центр» 

Цель: Формирование представлений детей о назначении и работе фитнес клуба

Задачи:

1.Образовательные:

-Закреплять и обобщать представления детей о здоровом образе жизни, о важном значении занятий спортом и физкультурой в жизни человека;

- Формировать представления детей о структуре работы спортивных и фитнес клубов;

- Расширять, уточнять знания детей о профессиях и труде работников фитнес - клуба: тренер, массажист, медработник, администратор;

-Расширять представления детей о таких понятиях, как «спортивная тренировка», «массаж», «спортивный инвентарь», «секция», «вид фитнеса»;

2. Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к спорту и физической культуре, двигательную активность детей,  диалогическую речь.

- Активизировать словарь детей: тренер, тренировка, спортинвентарь, массажист, фитнес, тренажер, секция, аэробика

3. Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к друг другу, готовность считаться с интересами товарищей.

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры 

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре

(предметно-игровая среда)

Роли / Игровые действия

Игровые темы

 

Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).

Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.).

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»

Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т.д.) 

Дидактические игры «Назови профессию» (по действиям называть профессии), «Придумай танец» (прослушивание музыкальных фрагментов, обсуждение характера танца), «Что мы видели, не скажем, а что делали –

покажем»

Беседы о здоровье, здоровом образе жизни: «Что такое здоровье», «Как сохранить и укрепить здоровье», «Кто работает в спортивном клубе?», «Кто такие спортсмены», д/и «Виды спорта», «Кому что нужно», «Кто что делает?»

Рассматривание иллюстраций о спорте и спортсменах

            Бланки – карты, ручка

            Халат медсестры, шапочка с красным крестом,  тонометр, фонендоскоп детский, молоточек, шпатель, термометр игрушечный, бинт, салфетки (вата), градусник, ручка и бланки для рецептов, сумочка для врача с крестом, телефон.

             Спортивный инвентарь (мячи, скакалки, гантели, детские

велотренажёры, гимнастические палки, скамейки (лежачий тренажер) , обручи, спортивные маты, магнитофон, свисток, секундомер, массажные коврики, эспандер).

            Спортивная  форма

            Стол для массажа, массажер, «маски», салфетки, халаты.

            Бейджи «Администратор», «Тренер», «Медработник», «Массажист».

           

Администратор фитнес – клуба встречает клиентов, расспрашивает, каким видом фитнеса те предпочитают заниматься, оформляет и выдает карту члена клуба, направляет на мед осмотр, назначает тренера, проводит в тренажерный зал.

Медработник встречает клиента, беседует о его здоровье, осматривает клиента, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло выдает разрешение на тренировку (записывает в карту).

Клиенты (члены клуба) приходят в фитнес – клуб, оформляются у администратора, ведут  беседу с медсестрой рассказывают о своем самочувствии, проходят осмотр, направляются в тренажерный зал, занимаются фитнесом,

получают  услуги массажиста  и пр

Тренер на тренажерах встречает клиента, знакомится, расспрашивает, чем бы тот хотел заняться, советует тренажер, гантели, скакалку, обруч, показывает как правильно делать упражнения, следит за выполнением, советует.

Тренер по аэробике встречает клиентов, знакомится, предлагает встать для начала тренировки, включает музыку, показывает спортивные танц. упражнения.

Массажист здоровается с посетителем, выясняет причину обращения, советует необходимый вид массажа, смазывает кожу кремом, делает массаж, даёт советы и рекомендации по устранению причины дискомфортного состояния.

1. Объявить, что в нашем городе открывается фитнес-центр, специалисты: тренер, медсесетра, администратор

приглашаются на постоянную работу.

2. Давайте поиграем и сделаем свой спортивный клуб. Что будет в нашем клубе? Кто там будет работать?

          Создание проблемной ситуации для развёртывания длительной игры: – во время занятия один из клиентов получил травму, как быть? (оказать медицинскую помощь )

          Способы выхода из игры:

1. Воспитатель объявляет, что на сегодня фитнес – клуб заканчивает свою работу: «Мы с нетерпением ждем вас завтра, наш фитнес – клуб всегда открыт для вас».  Клиенты прощаются с сотрудниками клуба, взаимно благодарят друг друга.

2. В здании сработала пожарная сигнализация, администратор приносит свои извинения, фитнес-центр закрывается, посетители расходятся по домам.

3. Все сотрудники покидают рабочие места в связи с выездом на пикник.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

Технологическая карта основного этапа сюжетно-ролевой игры «Мы родом из тундры».

Разработка будет полезна воспитателям старших групп....

мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

В презентации рассмотрены трудности при организации сюжетно- ролевых игр, приемы руководства сюжетно- ролевой игрой.  Представлены виды и особенности технологических карт, их значение для детског...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"

В данной методической разработке представлено описание мастер-класса по организации сюжетно-ролевой игры, использование технологических карт. Мастер-класс будет интересен педагогам дошкольных образова...

Мастер – класс для воспитателей «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей».

Цель: привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

Мастер -класс для педагогов"Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"

Игра рассматривается  как  важное  средство  социализации   ребенка,   его развития.  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких к...