Игры для развития общеречевых навыков дома
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бибик Марина Анатольевна

Материал представляет собой подборку игр для развития общеречевых навыков в домашних условиях. Может быть использован в качестве консультации для родителей при проведении круглых столов, в рамках деятельности родительского клуба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kkonsultatsiya.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития общеречевых навыков дома

Автор: Бибик Марина Анатольевна, воспитатель первой категории, ГБДОУ детский сад № 93 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

I. Развитие речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

1.Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно : - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

2. Катись, карандаш!

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

3. Буря в стакане

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

- Давай сделаем бурю в стакане! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получится маленькая буря. А если подуть сильно, то получается сильная буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

4. Мыльные пузыри

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: мыльные пузыри

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала вы выдуваете пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.

5. Свистульки

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Дайте ребенку свистульку и предложите подуть в нее.

6. Милиционер

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: свистки.

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свисток и выбрать тот из них, в который легче дуть. Дайте ребенку свисток и предложите поиграть в милиционеров.

- Ты знаешь, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот тебе свисток - давай поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток!

7. Кораблики

Игра вырабатывает у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер

Для игры приготовьте бумажный кораблик, который поставьте на стол с гладкой поверхностью.

Покажите ребенку, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.

II. Игры на развитие голоса

1.Уложи куклу спать

Цель игры: развить плавность голоса ребенка

Оборудование: кукла.

Ход игры. Ребенок держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.

2.Эхо

Цель игры: развить силу голоса ребенка.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры: В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одни громко произносят сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторые тихо их повторяют.

3. Повтори за мной

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры: В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

4. Пароход

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

Оборудование: рисунок парохода.

Ход игры: Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить ребенка. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Ребенок повторяет. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Ребенок снова повторяет. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.

5. Сказочник

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Ход игры: Предложите ребенку рассказать известную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Следует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы ребенок, рассказывал сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.

7. Мама и малыш

Цель: Развитие силы голоса, интонационной выразительности, тембра

Ход: Предложите ребенку поиграть в животных. Взрослый будет мама, а ребенок – детеныш. Мама зовет своего малыша:

Корова: «МУ-у-у, молока кома?» (громко, низким голосом)

Теленок: «М-у-у-у» (тихо высоким голосом)

Кошка: «Мяу-мяу-мяу» (громко, низким голосом)

Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)

Затем поменяйтесь ролями

8. Скороговорки

Цель: развитие темпа и ритма речи

Ход игры: Выбираем любую скороговорку и стараемся вместе с ребенком произнести ее сначала в медленном темпе. Затем темп увеличивается. Если у ребенка получается произнести скороговорку в более быстром темпе, то темп увеличивается еще и еще

III. Развитие мелкой моторики пальцев рук

1. Массаж ладоней и пальцев рук

А. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

Б. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

В. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

Г. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

Д. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

2. Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

  • 1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
  • 2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
  • 3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
  • 4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
  • 5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
  • 6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
  • 7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
  • 8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

3. Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей  с 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

  •  «Покрути шишку». Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.
  •  "Покатай шишку". Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.
  • "Поймай шишку". Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.
  •  "Грецкий орех". Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.
  • "Пересыпь орешки". Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.
  •  "Зёрнышки". Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

4.Лабиринты

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

5. Бусы

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание

6. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

7. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

8. «Золушка»

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету ( если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

9. Шнуровки, застежки

10. Конструкторы, пазлы, мозаики

Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с  РАЗНЫМ        принципом соединения деталей). 
Паззлы  и мозаики также тренируют мелкую моторику и воображение.

11. Лепка

Лепка универсальный способ развития мелкой моторики, доступный абсолютно всем и не требующий особых усилий и затрат со стороны родителей. Лепить можно не только из пластилина, как привыкли многие, но также из глины, соленого теста, специального теста для лепки.

12. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление 

13. Рисование

Рисование линий  

Прямые дорожки   Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

Фигурные дорожки   – Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий. Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.  Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

Рисование

По контурам  - Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.          

По клеточкам и по точкам -  На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу или нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.     

Выполнение штриховок

Штриховки с различным направлением движения руки  - Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры в развитии коммуникативных навыков у дошкольников

В игре ребенок познает окружающий мир, развивается, учится общению....

Материал для развития общеречевых навыков по лексической теме "Рыбы"

Предлагаю подборку чистоговорок и стихов  для автоматизации звуков и развития общеречевых навыков у детей с ОНР и ФФНР (старшей и подготовительной групп). Сочетание лексического материала с матер...

Консультация для воспитателей на тему: «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»

Консультация для воспитателей на тему:  «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»...

«Развитие общеречевых навыков дошкольников в изобразительной деятельности»

В процессе работы с детьми логопедической группы я столкнулась с проблемами нарушения формирования всех компонентов речевой системы: позднее начало речи, своеобразный ход ее развития, замедленный темп...

Консультация для воспитателей групп раннего развития по развитию общеречевых навыков у детей.

Вниманию воспитателей предложены картотеки игр и игровых заданий по основным разделам работы, направленной на развитие общеречевых навыков у детей раннего возраста....

"ИГРАЕМ ДОМА. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ"

В данной консультации родителям дается совет, как развить у ребенка вокальные навыки в домашних условиях....

Конспект индивидуальной работы по развитию общеречевых навыков у детей с заиканием по теме «Домашние птицы».

Индивидуальные логопедические занятия - только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Подбор речевого материала должен быть строго индивидуальным для к...