Воспитание внимания
консультация (младшая группа) на тему

Махрачева Оксана Александровна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otpravit.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей младшего возраста

 «Воспитание внимания»

    Каждому из нас приходиться встречать людей и необычно наблюдательных, и удивительно рассеянных. Наблюдательные замечают все: они видят и слышат даже то, что, казалось бы, их не касается. Они всегда в курсе того, что происходит, знают, что было, и осведомлены о том, что будет. Рассеянные же смотрят и как будто не видят, слушают и как будто не слышат. К таким людям лучше не обращаться с вопросами: они никогда ничего не знают.

    Большинство же людей кое – что замечают, а кое – что пропускают.

    В чем же дело? Почему так происходит? Как помочь ребенку не стать «рассеянным с улицы Бассейной»?

    В основе такого полезного качества, как наблюдательности, лежит внимание. Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

    Непроизвольное внимание – самое ранее в развитие человека. Это как бы реакция на раздражитель: внезапный звук, яркий предмет, любое движение. И.П. Павлов назвал этот вид внимания «Что такое»?.  Он носит явно адаптационный характер, помогает сориентироваться в окружающем пространстве.

    Другой вид внимания -  произвольное,  когда человек специально сосредотачивается на чём – либо. Здесь главное – волевой механизм, умение

себя организовать, не отвлекаясь. Маленьким детям это трудно, поэтому

воспитатели часто повторяют «сигнальные слова»: «Посмотрите все сюда», «Глазки на

меня», «Слушайте внимательно, «Запомните» и т.п. когда и это не помогает,

приходиться «опускаться» на уровень непроизвольного внимания, например похлопать в ладоши, постучать по столу. Удерживать долго произвольное внимание трудно даже взрослому с тренированной волей.

    Третий вид – постпроизвольное внимание. К нему стремиться каждый воспитатель. Механизм этого вида внимания – непроизвольный интерес ребенка к тому, к чему произвольно пытается привлечь внимание воспитатель. Другими словами, движущей силой постпроизвольного внимания, его мотивацией становиться интерес ребенка к содержанию предмета. Такое внимание не требует волевого усилия (как произвольное)  и не является случайной ориентированной реакцией (как непроизвольное) . Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в то же время в высшей степени организует деятельность ребенка и включает цепочку познавательных процессов: восприятие, мышление, память. Вспомните, как дети слушают интересную сказку: лица повернуты к рассказчику, дети ловят каждое слово, буквально замерев, их не надо призывать к порядку, тишине. Это и есть постпроизвольное внимание.

     Тренировку внимания начинаем в самом раннем  возрасте с развития наблюдательности. 

     Это возможно в любой момент жизни. Просто нужно почаще обращать внимание ребенка на конкретные вещи: «Красиво сделано ,да?» , «Хорошо поступил, верно?» , «Вкусно пахнет, правда?», «Посмотри, какие облака! На что они похожи?» Заметьте, это каждый раз приглашение ребенка к разговору, «включение» его в ситуацию. А без подключения к оценке ребенок может и не услышать взрослого. Ребенок иногда имеет отличное от вас мнение. Это тоже «включенность» и путь к развитию самостоятельности. Радуйтесь!

     Развитие наблюдательности можно превратить в веселую и занимательную игру. Например, закройте ребенку глаза и попросите описать, как вы сегодня одеты?  Как одеты подруги и друзья? Какого цвета занавески? и т.д. Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовывать и дисциплинировать внимание ребенка. Дело в том, что его внимание

рассеивается, направленность внимания на что – либо все время подвергается «атакам»

многих раздрожитилей. Вопросы взрослого помогают справиться с этими отвлечениями. «Какую игрушку нес встречный нам мальчик?», «Кто вел ребенка в детский сад?» и т.д. Не забывайте хвалить ребенка, даже если он ошибается.

     Заметно развивает наблюдательность целенаправленное совместное рассматривание и обсуждение картинок, в том числе их деталей. Если воспитатель придает этому обсуждению оценочный характер, он тем самым способствует развитию у ребенка способности к анализу, а это уже

мыслительный процесс. Например, какая – то деталь на картинке не просто констатируется, а

как бы «развертывается»: «Много нарисовано животных. А как они называются?», «Это облако белое, легкое, а это темное, тяжелое. Из какого пойдет дождь?» и т.д.

     Очень полезны игры типа «Найди отличие», «Отыщи одинаковые», «Нарисуй по образцу». На прогулке можно сравнивать листья деревья разных пород («Найди различие») или одной породы («Попробуй найди одинаковые»). Внимание требуют многие подвижные игры, такие как игра с мячом  «Одушевленные – неодушевленные предметы» (одни ловим другие нет). Наверняка, у каждого из вас есть и свои приемы, свои игры. Здесь, действительно, открывается простор для творчества!

Примерные игры для детей:

1.»Волшебные очки»: Предложите ребенку представить себе, что на нем

 надеты волшебные круглые очки, через которые он может видеть только круглые предметы. Пусть он посмотрит внимательно вокруг и найдет «все круглое» - это могут быть колеса от машины, солнце, и т.д. Потом очки превращаются в «квадратные», «треугольные» и т.д.

2. «Выше – ниже» Предложите ребенку посмотреть вокруг и назвать все, что «выше дерева», «ниже куста» и т.д.

3. «Горячо – холодно» Вспомните любимую игру из вашего детства. Спрячьте

на небольшом участке игрушку и предложите ребенку ее найти, ориентируясь

на ваши подсказки «холодно», «тепло», «горячо».

      Вернемся к началу нашего разговора о наблюдательных, рассеянных и обычных людях. Что же на психологическом уровне влияет на их поведении?

Во- первых, каждый обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного процесса на другой, степенью активности и процессов, быстротой переключения с одного процесса

на другой, степенью активности и утомляемости и т.п. Понятно, что быть наблюдательным (восприимчивым) легче тому, у кого более лабильная, подвижная психика. Поэтому несправедливо и бессмысленно упрекать рассеянного ребенка в ненаблюдательности. Он рожден таким! Другое дело, что, к счастью, любое качество можно развивать – только потолок у каждого

свой.

Во - вторых , более наблюдательные, как правило, оказываются и более любознательными, а в основе этого качества лежит «интеллектуальная» активность, которая, как показали исследования отечественных психологов, является тоже врожденной. Вы знаете уровень интеллектуальной активности вашего ребенка? Так, на глазок… Но ребенок в этом не виноват! Это мы, воспитатели и родители, должны повышать уровень его интеллектуальной активности!

В – третьих, рассеянность не обязательно означает общую несобранность внимания. Иногда это результат высокой концентрации внимания на каком – то одном предмете ( как у «рассеянного профессора») или на своём внутреннем мире, переживаний. Сейчас становится все более распространенным уход

 ребенка в виртуальный компьютерный мир, который оказывается для него более интересным. Такой ребенок тоже выглядит рассеянным, не заинтересованным в реальном мире и даже отстраненным от него. Опасная тенденция!

В – четвертых, на развитие внимания влияют, несомненно, психологические факторы: способы воспитания и обучения ребенка, стиль отношений с

взрослыми и сверстниками, возможности реализации способностей ребенка и т.д. Например, сильная опека (гиперопека) подавляет не только инициативу, но и волю ребенка, которая, как мы помним, лежит в основе произвольного внимания. И, напротив, бесконтрольный ребенок просто не умеет организовывать свое внимание, у него нет такого опыта.

В – пятых, на умственную деятельность, в частности на внимание, влияют неполноценное питание, авитаминоз, недостаток микроэлементов, хронические

инфекционные заболевании, и т.д. Они могут стать основной причиной рассеянности и временного «поглупения» или постоянного отставания ребенка

в своем развитии

         Справедливости ради нужно заметить, что говорить о развитии какого –

то одного, отдельно взятого качества или психологического процесса можно только теоретически. Человеческая психика – гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств, процессов, перетекание и

превращение одного в другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание внимания к звучащей речи, к словам.

Игры для развития слухового внимания...

Важность родительского внимания в воспитании ребёнка! Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять внимание", на самом деле гораздо глубже, чем вы можете себе это пред

Как важно быть внимательным родителем для своего ребенка? Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять вним...

ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ

Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Ушинский назвал внимание «воротами», в которые входят все впечатления окружающего. Приучить детей быть внимательными всегда было важной задач...

Консультация для родителей на тему: « Воспитание внимания у детей дошкольного возраста».

laquo;Наше внимание – наш самый ценный ресурс.То, на что мы обращаем внимание,  умножается в наших жизнях». Навел Дуров....

Методическая разработка " Воспитание внимания детей на занятии"

Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Ушинский назвал внимание «воротами», в которые входят все впечатления окружающего. Приучить детей быть внимательными всегда было важной задач...

Воспитание внимания и усидчивости у детей

Мечта любых родителей, это усидчивый и внимательный ребёнок. Но при этом, родители должны понимать, что ребёнок не рождается внимательным и усидчивым, эти качества, тесно связанные друг с другом, форм...