ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
консультация (старшая группа) на тему

Щепанкова Кабира Мухаматгараевна

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Мы можем научить малышей тому, что умеем;
Мы - помощники воспитателя;
Мы хотим узнать новое и многому научиться;
Мы готовимся к школе, - такие мотивы охотно принимаются старшими

дошкольниками и направляют их активность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_vospitaniya_i_obucheniya_v_starshey_gruppe.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Мы можем научить малышей тому, что умеем;
Мы - помощники воспитателя;
Мы хотим узнать новое и многому научиться;
Мы готовимся к школе, - такие мотивы охотно принимаются старшими

дошкольниками и направляют их активность.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, взрослый должен обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно должен создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений.

Взрослому следует придерживаться следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от взрослого), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, в разных видах деятельности.
Серьезное внимание нужно уделять развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. 
Особо подчеркивается роль книги как источника новых знаний. Нужно показывать детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.
Предметом особого внимания является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Важно помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными).
Своим поведением взрослый должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать ребенка замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Нужно привлекать внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей. 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью программы является всестороннее развитие личности ребенка, готовой к социальной адаптации в современном обществе, с учетом его физического и психического развития, а также индивидуальных возможностей, способностей и интересов.

Данная цель конкретизируется в системе задач:
1- охрана жизни и укрепление здоровья детей;

2-обеспечение своевременного развития ребенка по всем направлениям реализации основной общеобразовательной программы;

3- осуществление своевременной диагностики и коррекции развития ребенка;

4- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

5- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности;

6- Развитие у дошкольников социальной, коммуникативной и деятельностной компетентностей

^ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Образовательная область «Здоровье»
Задачи: 
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Физическая культура»
Задачи: 
1- развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;
2- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
3- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Образовательная область «Безопасность»
Задачи: 
1-
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
2-
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
3-
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
4-
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям. 
Образовательная область «Социализация»
Задачи: 
1-
развитие игровой деятельности;
2-
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
3-
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу. 
Образовательная область «Труд»
Задачи: 
Воспитывать потребность трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда

Образовательная область «Познание»
Задачи: 
1-
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
2-
формирование элементарных математических представлений;
3-
формирование целостной картины мира;
4-  
сенсорное развитие.
Образовательная область «Коммуникация»
Задачи: 
1-
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
2-
развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности;
3-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Задачи: 
1-
развитие литературной речи;
2- формирование целостной картины мира;
3-
приобщение к словесному искусству;
4-
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Художественное творчество»
Задачи: 
1-
развитие продуктивной деятельности детей;
2-
развитие детского творчества;
3-
приобщение к изобразительному искусству.
Образовательная область «Музыка»
Задачи:

1-развитие музыкально — художественной деятельности;
2-
приобщение к музыкальному искусству.

Планируемые промежуточные результаты освоения программы

^ Образовательная область «Здоровье»
1. Быстро, аккуратно одевается и раздевается, соблюдает порядок в своем шкафу.

2. Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

3. Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно моет руки перед едой, пользуется носовым платком)

4. Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой.

5. Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.

6. Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

Образовательная область «Социализация»
1- Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.

2- Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

3- В дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.

4- Объясняет правила игры сверстникам.

5- После просмотра спектакля оценивает работу актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки.

6- Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях либо на утренниках в детском саду.

7- Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы

(атрибуты, подручный материал, поделки).


Образовательная область «Труд»
1- Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью.

2- Выполняет обязанности дежурного по столовой.

3- Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.

4- Выполняет поручения по уходу за растениями в уголке природы.

Образовательная область «Безопасность»
1- Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

2- Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

3- Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

4- Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

5- Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

6- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Образовательная область «Познание»
Продуктивная (конструктивная) деятельность:
1- Анализирует образец постройки.

2- Планирует этапы создания собственной постройки, находит конструктивные решения.

3- Создает постройки по рисунку.

4- Умеет работать коллективно.

Формирование элементарных математических представлений:
1- Считает (отсчитывает) в пределах 10.

2- Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

3- Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

4- Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем приложения или наложения.

5- Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

6- Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

7- Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

8- Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.

9- Называет текущий день недели.

Формирование целостной картины мира:
1- Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.

2- Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.

3- Знает название родного города, страны, ее столицу.

4- Называет времена года, отмечает их особенности.

5- Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.

6- Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.

7- Бережно относится к природе.

Образовательная область «Коммуникация»
1- Может участвовать в беседе.

2- Аргументировано и доброжелательно оценивает ответ, высказывание сверстника.

3- Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

4- Определяет место звука в слове.

5- Подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим словом со сходным значением.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»
1- Знает 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку 2-3 строчки), 2-3 считалки, 2-3 загадки.

2- Называет жанр произведения.

3- Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.

4- Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Образовательная область «Художественное творчество»
1- Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

2- Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

3- Знает особенности изобразительных материалов.

Рисование:
1- Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

2- Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

3- Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

4- Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

Лепка:
1- Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

2- Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

3- Создает изображения по мотивам народных игрушек. 

Аппликация:
1- Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Образовательная область «Музыка»
1- Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

2- Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

3- Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.

4- Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

5- Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении).

6- Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям.

7- Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.

Образовательная область «Физическая культура»
1- Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.

2- Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2.5 м) с изменением темпа.

3- Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенной место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку.

4- Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте е менее 10 раз, в ходьбе м (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.

5- Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.

6- Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.

7- Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...