Родительская встреча "Развитие речи детей 4-5 лет"
материал (средняя группа) на тему

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskaya_vstrecha-_razvitie_rechi_detey_4-5_let.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности»

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарны вам за то, что вы отложили дела и  пришли на эту встречу.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?

Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков( русский публицист, критик, поэт, историк, языковед) писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».

Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребёнок пришёл в школу уже с хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто играйте с ребёнком в развивающие речь, мышление, фантазию игры.

 Прежде чем поделиться с вами конкретными советами по развитию речи малышей, мне хотелось бы дать краткую возрастную характеристику появления и совершенствования грамматических категорий и связной речи.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимых с ними действий. Дети могут определить назначение предмета,  функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В дошкольном возрасте речь развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

- речь  ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов  и превращается в орудие мышления

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Основные направления работы по развитию речи.

1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение

2. Воспитание ЗКР: развитие восприятия звуков

3. Формирование грамматического строя:

  • Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
  • Синтаксис (усвоение различных типов словосочетаний и предложений);
  • Словообразование

4.Развитие связной речи:

  • Диалогическая (разговорная речь);
  • Монологическая (рассказывание);

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова; нахождение места звука в слове

  1. Воспитание любви и интереса к художественному слову


           Однако нельзя забывать о том, что ребенок много времени находится вне стен детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ними занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Помните, игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным.

Расскажи - и я забуду.

Покажи - и я запомню.

Сделай со мной - и я научусь.

Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребёнку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Я предлагаю Вам поиграть. Для этого необходимо разделиться на две команды и придумать названия своим командам.

Представляю членов жюри. 
1- й конкурс «Отгадай загадку»

  •  Не на меру, не на вес, а у всех людей он есть. (Ум.)
  •  Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)

2-й конкурс «Литературный»
  Командам предлагается поочерёдно называть фамилии известных детских писателей и их произведения
3-й конкурс «Узнай пословицу по ее перевертышу»

   В русском языке существует много распространенных пословиц и поговорок. Например: «Книгу прочитал — умнее стал» или «Маленький да удаленький». Сумеете ли вы узнать пословицу по ее «перевертышу», т.е. в том варианте, когда каждое ее слово заменено противоположным по значению.

  •  С зайцами умирать — не по- заячьи хихикать. (С волками жить, по-волчьи выть.)
  • С ленью утопишь мясо в реке. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
  • Большая кошечка от молодости котенок. (Маленькая собачка до старости щенок.
  •  Зверь зверю враг и сестра. (Человек человеку друг и брат.)

4-й конкурс «Слова-омонимы»

Вспомните, пожалуйста,  какие слова в русском языке называются омонимами.

 (Омонимы -  одинаково звучащие слова, имеющие разное значение)

Чья команда быстрее ответит на вопрос:

  1.  Каким патроном не зарядить ружье? (Патроном, в который вкручивается электрическая лампочка.)
  2.  В какой клетке не держат птиц и зверей? (В грудной.)
  3.  В каких лесах не водится дичь? (В строительных.)
  4.  Из какого крана не берут воду? (Из подъемного.)
  5.  Каким поясом нельзя подпоясаться? (Земным.)
  6.  Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман.)

5-й конкурс «Скороговорщики»

Капитаны команд вытягивают конверты, в которых написаны скороговорки. Необходимо быстро произнести  их. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.

  • Саша самосовершенство и ещё самосовершенствуется.
  • Везёт Сенька Соньку с Санькой на санках.
  • Полкан лакал, но не мелел Байкал.
  • В Чите течет Читинка.
  • На мели мы налима лениво ловили.
  • В парус бриг впряг бриз близ берега.
  • Дровоколорубы рубили дрова на срубы.
  • Ящерка на ящике яблоки на ярмарку в ящике везла.
  • От топота копыт пыль по полю летит.

6-й конкурс «Вопросы-шутки» 

-Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной — горошины не умеют ходить.)

-Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного);   

-Что находится в середине капусты? (Буква «У»);             

- Прежде чем в кастрюлю что-то положить, что в нее бросают? (Взгляд);

-Сколько в АЗБУКЕ букв?(6)

-Сколько нужно одинаковых букв, чтобы написать: мать, отец, сын, дочь, -бабушка?(семь я)

-Как можно прочесть слово ЗАГАДКА? (слева направо)

-Когда руки бывают местоимениями? (вы-мы-ты)

-Какое слово в русском языке имеет пять «О»? (опять)

-В названии какой птицы сорок букв? (сорока)

-Кто говорит на всех языках? (эхо)

-Чем кончается как день, так и ночь? (мягким знаком)

- Каких камней вы не найдёте в море (сухих)

7-й конкурс «Придумай слова» 

Придумать как можно больше слов из одного слова:

ГРАМОТНОСТЬ

8-й конкурс  «Закончи предложение» 

Выигрывает команда, которая не только быстрее, но и более точно и красиво подберёт сравнение, эпитет.

1. Земля покрыта снегом, как….

2. Дети в группе галдят, как …

3. Девушка на обложке выглядит, как …

4. Мальчик плывет, как …

5. Мокрое платье выглядит, как …

6. Дождинки текут по лицу, как …

7. Малыши прыгают по траве, как …

8. Мысль в моей голове засела, как …

9. Человек подошел тихо, как …

10. Девчонки порхают по группе, как …

9-й конкурс «Шифровальщики»

          Надо прочесть слова, расположить их в нужном  порядке и составить из них вопросы. После чего дать ответ на полученный вопрос.

  • Сила лодки, какая в движении парусная приводит? (Какая сила приводит в движение парусные лодки? Ветер);
  • Круглый деревьев, какие зелень из наших год сохраняют? (Какие из наших деревьев сохраняют зелень круглый год? Ель, сосна);
  • Дней месяцев из 12 в каждом меньше всего? (В каком из 12 месяцев меньше всего дней? В феврале);
  • Какое года весны наступает время после? (Какое время года наступает после весны? Лето.) ;
  • Волк животное или питается лягушка, какое корова мясом? (Какое животное питается мясом – волк, корова или лягушка?- волк);
  • Неделя суток в двух сколько (Сколько суток в двух неделях?  14).

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим  в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Рефлексия.

Уважаемые родители! Нам очень хотелось бы узнать мнение каждого из Вас о сегодняшней встрече. Просим Вас закончить предложение: Сегодня я для себя выяснила..., открыла…, узнала…, или была не удовлетворена…

Спасибо Всем за игру! Пусть ваш ребенок, уважаемые родители, говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад к родительскому собранию Речь детей младшего возраста"

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость меж...

Родительское собрание "Речь детей 2-3 лет"

Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направлениям: - совершенствование речи ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками; - становлен...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Речь развиваем, про игру не забываем» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Форма проведения: семинар-практикумЦель: актуализация знаний родителей об особенностях коммуникативной деятельности старших дошкольников, знакомство с условиями для ее организации в группе. Форми...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"

Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...

Родительское собрание : «Развитие речи детей 3-4 лет» . Игротренинг для родителей «Играя, развиваем речь»

laquo;Развитие речи детей 3-4 лет» . Игротренинг для родителей «Играя, развиваем речь»...