Консультация для родителей "наблюдаем за изменениями в природе осенью и развиваем речь своего ребёнка"
консультация (старшая группа) на тему

Шушарина Венера Рашитовна

консультация  поможет  наблюдать  изменения  в  природе,  видеть  красоту,  развивать  речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele2.docx712.46 КБ

Предварительный просмотр:

           

Консультация для родителей

«Наблюдаем за изменениями в природе осенью и развиваем речь своего ребенка»

 «Общение с природой  начинается  с

детства…» /С.Н.Николаева/

   В период дошкольного детства в процессе целенаправленного  педагоги-ческого воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильное отношение к  явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, рассматривается  как  совокупность знания и активных проявлений ребенка:  интереса к явлениям природы, понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; эмоционального отклика, радости  на проявления животных  и  растений,  их  красоту.      

     Наблюдение, как педагогический метод,  выводится в один из значимых познавательных процессов. Так как оно накапливает наиболее значимые сведения о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленные на познание или практическое преобразование природы: труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность, осмотр объектов природы, ведение календарей, развивающие и сюжетно-ролевые игры.  В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяйте развитию речи детей. Осенью по дороге в детский сад, или  возвращаясь  домой,  предложите детям рассказать об осеннем дожде, чем он отличается от летнего дождя. В  процессе  этих бесед  активизируйте в речи дошкольника  прилагательные: моросящий, холодный, мелкий,  проливной, затяжной; глаголы: капает, льет, моросит, идет.    Выясните, понимает ли ваш ребенок, почему  улетают птицы на юг, понаблюдайте за стаями (если есть такая возможность). Поиграйте  в словесные игры: «Назови птиц, название которых начинается с гласных звуков (или в названии птиц есть звуки и, у, о)». Например: утка, орел, иволга, аист. Можно предложить разделить слова на слоги: «Назови перелетных и зимующих птиц».  Во время прогулок в парке или в сквере наблюдайте за изменениями в природе. Обратите внимание на то, что стало меньше цветов, сохнет трава, листья на деревьях изменяют окраску, исчезают насекомые, день становится короче, а ночь длиннее, становится холодно, часто идут дожди т.д. Повторяйте чаще названия месяцев осени. Уточните, какие ягоды,  грибы люди собирают осенью. Словесная игра  «Назови варенье, компот» (ягоды: черника, голубика,   калина,  шиповник, рябина, брусника, клюква).  Варенье  из черники – черничное, а компот – черничный.

Учите ребенка наблюдать и анализировать. Загадайте ему загадки:

В гроздья горьких ягод красных

Нарядилась как на праздник,

И склонилась над тропинкой

В листьях перистых…   (рябинка)

Он  могучий

Крона - в тучах.

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходят

Ранним утром кабаны.                    (дуб)

Шел долговяз

В сыру землю увяз.    (дождь)

Тучи нагоняет, воет, задувает.

По свету рыщет, поет да свищет.                        (ветер)

Всех наградила, все загубила,

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это    бывает?                     (осень)

Уточните представление детей о том, что поздней осенью природные явления больше сходны с приметами начала зимы. Дни еще стали короче, а ночи еще длиннее; все реже светит солнце; небо плотно закрыто низкими тучами. Нудный осенний дождь иногда сменяется мокрым снегом, а в ясные дни утром лужи покрыты тонким ледком. Совсем засохла трава, отцвели последние цветы, насекомые окончательно исчезли, улетели перелетные птицы. Познакомьте ребенка с поговорками, попросите объяснить их смысл: 

- Осенью семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

- Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.

- Первый снежок – не лежок.

Расскажите ребёнку, что звери тоже готовятся осенью к встречи зимы: они меняют свой редкий летний мех на зимний – густой и теплый. Словесная игра «Расскажи, у кого какой мех». Активизируйте  в речи   прилагательные: ярко-рыжая, серебристый, белый, пушистый, теплый; глаголы: перелинять, линять, рыщет, ложится в спячку и т.д.

Читайте детям стихи об осени: И.Никитин «Встреча зимы», А.Пушкин «Осень», Е.Стюарт «Еж», А.Тютчев  «Пустеет воздух…», А.Толстой «Осень», Е.Головин «Осень в тайге». 

Таким  образом,       наблюдая за изменениями в природе и обсуждая это со своим      ребенком, мы развиваем его речь, пополняем словарный запас,  развиваем память, внимание  и мышление.