Консультация для родителей
консультация на тему

Консультация для родителей «Оздоровительная роль игры»

Игра имеет важное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности – учебной. Игра для детей – истинный путь к познанию мира, в котором они живут и способны его изменить.

Оздоровительная роль игры проявляется в формировании эмоционального мира ребёнка. В игровых действиях, как правило, возникают положительные и отрицательные эмоции. Они могут рассматриваться как надёжный антистрессовый фактор, предупреждая развитие каких-либо нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Родители, желающие здоровья своему ребёнку, должны быть его партнёрами в играх.

Интересную и эффективную систему совместных игровых упражнений родителей с детьми разработала Яна Бердыхова. В этой системе используются 5 групп упражнений:

- оздоровительные;

- элементы акробатики;

- подвижные игры;

- упражнения с разными предметами;

- музыкально-ритмические упражнения.

Подвижные игры имеют наибольшее оздоровительное значение, а упражнения с предметами могут носить музыкально-ритмический характер. Безусловно, родителям интересно и полезно иметь представление о содержании этих игр.

В оздоровительные упражнения включены те, которые направлены на формирование правильной осанки и положения всего тела, когда ребёнок сидит, стоит или ходит.

Очень важно научить ребёнка правильному выполнению этих упражнений, показав, как надо делать. При этом следует добиваться нужного распрямления спины, растягивания определённых мышечных групп, связок, помогать ребёнку корректировать его позы и движения. Такая помощь необходима, например, при обучении упражнению «Самолётик». Ребёнок становится на колени, руки разводит в стороны, затем наклоняется то в одну, то в другую сторону. Взрослый поглаживает ребёнка по спине, для того чтобы выпрямлять позвоночник. Когда ребёнок наклоняется – «Самолётик приземлился» - его придерживают за ноги, чтобы колени не сгибались. Для правильного выполнения всех упражнений этой группы необходимы наблюдение, помощь и поддержка родителей.

Оздоровительные упражнения для дошкольников (Я. Бердыхова) :

«Подсвечник». Стоя на коленях на мягкой подстилке, ребёнок разводит руки в стороны, затем сгибает в локтях. Взрослый следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

«Кто сумеет». Из положения лёжа на спине, ребёнок при помощи взрослого садится. По мере овладения упражнением помощь родителя проявляется только в прижимании ступней ребёнка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперёд с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.

«Самолёт планирует». Ребёнок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочерёдно в обе стороны до касания пола рукой. Взрослый фиксирует вертикальное положение корпуса.

Упражнения, содержащие элементы акробатики.

Упражнения данной группы содержат элементы акробатики; способствуют совершенствованию таких физических качеств, как ловкость, быстрота двигательных реакций. Чтобы обеспечить безопасность эти упражнения выполняются с обязательной страховкой. От родителей требуются постоянное внимание и осторожность и, конечно, терпение. Поведение детей при выполнении данных упражнений разнообразно – одни дети очень боятся, другие, наоборот, - смелые. Всё это нужно учитывать, и иметь подход к каждому ребёнку.

«Казачок». Ребёнок держится за руки взрослого и сгибает колени, затем поочерёдно выбрасывает одну ногу вперёд и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение хорошо выполнять под музыку.

«Балерина». Ребёнок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы её носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Взрослый придерживает ребёнка за вытянутую вперёд руку для сохранения равновесия.

«Зайчик служит». Ребёнок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочерёдно выпрямляет ноги, взрослый поддерживает ребёнка за руки.

 

«Кувырок через руку». Ребёнок стоит за спиной сидящего на полу взрослого, его правая рука отведена в сторону. По команде ребёнок (взрослый подстраховывает, переворачивается через правую руку. Левой рукой ребёнок обхватывается и кувырок заканчивается в сидячем положении ребёнка на коленях взрослого. Этому упражнению предшествует разучивание простейших перекатов.

«Большой самолёт». Это одно из самых любимых упражнений. Ребёнок стоит, ноги врозь. Взрослый левой рукой захватывает левый локоть, правой – бедро левой ноги и поднимает ребёнка до пояса, затем следуют 2-3 круговых поворота с изменяющейся высотой полёта. Руки и ноги ребёнка разведены в стороны. После мягкого «приземления» упражнения повторяют с другой рукой и ногой. Упражнение разучивается поэтапно.

Прыжки являются очень увлекательным семейным упражнением. Папа сидит на полу, ноги врозь, ребёнок стоит лицом к нему, мама стоит сзади папы и через его голову берёт ребёнка «под мышки». По команде на счёт «раз, два, три! » ребёнок слегка сгибает ноги в коленях и отталкивается от пола, папа держит ребёнка за колени и поднимает над головой. Из этого положения мама переносит ребёнка над головой папы. В полёте ребёнок раздвигает ноги в стороны и напрягает их, затем мягко опускается на пол. Упражнение требует согласованных действий обоих родителей.

Упражнения для совместных игровых действий родителей с детьми – подвижные игры.

В подвижных играх основная двигательная активность проявляется в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки, ходьба, а также в бросках и лазаньях. Лучше играть с ребёнком не вдвоём (папа и сын, мама и дочка, а в небольшом коллективе из нескольких детей и 1-2 взрослых. Именно эти упражнения имеют наибольшее оздоровительное значение.

Упражнения с использованием разных предметов или снарядов.

Это лазание по наклонной плоскости, перелезание через препятствия, раскачивание на качелях и др. Задания для детей необходимо менять, постепенно усложняя их и для того, чтобы преодолев препятствия, дети осознавали новизну и интерес. Эти упражнения способствуют формированию двигательных качеств и навыков, вызывают положительные эмоции у детей, что в свою очередь улучшает физическое и психическое здоровье. Не следует чрезмерно увлекаться упражнениями с провисаниями и раскручиванием на руках, верёвках, канате и перекладине. Это даёт колоссальную нагрузку на суставы, связки и мышцы плечевого пояса, следовательно, может привести к узкой грудной клетке, сутулости. Поэтому такие упражнения должны быть разнообразными.

Музыкально-ритмические упражнения.

Эти упражнения способствуют не только физическому, но и эмоционально-художественному развитию детей воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту выполнения движений. Взрослые должны показать детям простые упражнения ритмической гимнастики и постепенно научить их делать это легко и без напряжения.

Итак, выполняя упражнения совместно с детьми, взрослые должны обращать внимание на правила безопасности, т. к. костный связочно-мышечный аппарат детского организма недостаточно сформирован и легко может быть травмирован. Каждый раз надо исходить из реальных возможностей ребёнка выполнить данное упражнение. При выборе упражнений надо избегать излишних прогибов в поясничном отделе позвоночника, ведь большинство детей нуждается в его выпрямлении.

Всегда нужно стремиться провести игру на свежем воздухе, т. к. оздоровительное воздействие при этом будет эффективнее.

Таким образом, движения в игре и игра с движениями могут и должны быть замечательным фундаментом гармонического развития и укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnaya_rol_igry.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Оздоровительная роль игры»

Игра имеет важное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности – учебной. Игра для детей – истинный путь к познанию мира, в котором они живут и способны его изменить.

Оздоровительная роль игры проявляется в формировании эмоционального мира ребёнка. В игровых действиях, как правило, возникают положительные и отрицательные эмоции. Они могут рассматриваться как надёжный антистрессовый фактор, предупреждая развитие каких-либо нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Родители, желающие здоровья своему ребёнку, должны быть его партнёрами в играх.

Интересную и эффективную систему совместных игровых упражнений родителей с детьми разработала Яна Бердыхова. В этой системе используются 5 групп упражнений:

- оздоровительные;

- элементы акробатики;

- подвижные игры;

- упражнения с разными предметами;

- музыкально-ритмические упражнения.

Подвижные игры имеют наибольшее оздоровительное значение, а упражнения с предметами могут носить музыкально-ритмический характер. Безусловно, родителям интересно и полезно иметь представление о содержании этих игр.

В оздоровительные упражнения включены те, которые направлены на формирование правильной осанки и положения всего тела, когда ребёнок сидит, стоит или ходит.

Очень важно научить ребёнка правильному выполнению этих упражнений, показав, как надо делать. При этом следует добиваться нужного распрямления спины, растягивания определённых мышечных групп, связок, помогать ребёнку корректировать его позы и движения. Такая помощь необходима, например, при обучении упражнению «Самолётик». Ребёнок становится на колени, руки разводит в стороны, затем наклоняется то в одну, то в другую сторону. Взрослый поглаживает ребёнка по спине, для того чтобы выпрямлять позвоночник. Когда ребёнок наклоняется – «Самолётик приземлился» - его придерживают за ноги, чтобы колени не сгибались. Для правильного выполнения всех упражнений этой группы необходимы наблюдение, помощь и поддержка родителей.

Оздоровительные упражнения для дошкольников (Я. Бердыхова) :

«Подсвечник». Стоя на коленях на мягкой подстилке, ребёнок разводит руки в стороны, затем сгибает в локтях. Взрослый следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

«Кто сумеет». Из положения лёжа на спине, ребёнок при помощи взрослого садится. По мере овладения упражнением помощь родителя проявляется только в прижимании ступней ребёнка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперёд с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.

«Самолёт планирует». Ребёнок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочерёдно в обе стороны до касания пола рукой. Взрослый фиксирует вертикальное положение корпуса.

Упражнения, содержащие элементы акробатики.

Упражнения данной группы содержат элементы акробатики; способствуют совершенствованию таких физических качеств, как ловкость, быстрота двигательных реакций. Чтобы обеспечить безопасность эти упражнения выполняются с обязательной страховкой. От родителей требуются постоянное внимание и осторожность и, конечно, терпение. Поведение детей при выполнении данных упражнений разнообразно – одни дети очень боятся, другие, наоборот, - смелые. Всё это нужно учитывать, и иметь подход к каждому ребёнку.

«Казачок». Ребёнок держится за руки взрослого и сгибает колени, затем поочерёдно выбрасывает одну ногу вперёд и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение хорошо выполнять под музыку.

«Балерина». Ребёнок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы её носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Взрослый придерживает ребёнка за вытянутую вперёд руку для сохранения равновесия.

«Зайчик служит». Ребёнок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочерёдно выпрямляет ноги, взрослый поддерживает ребёнка за руки.

«Кувырок через руку». Ребёнок стоит за спиной сидящего на полу взрослого, его правая рука отведена в сторону. По команде ребёнок (взрослый подстраховывает, переворачивается через правую руку. Левой рукой ребёнок обхватывается и кувырок заканчивается в сидячем положении ребёнка на коленях взрослого. Этому упражнению предшествует разучивание простейших перекатов.

«Большой самолёт». Это одно из самых любимых упражнений. Ребёнок стоит, ноги врозь. Взрослый левой рукой захватывает левый локоть, правой – бедро левой ноги и поднимает ребёнка до пояса, затем следуют 2-3 круговых поворота с изменяющейся высотой полёта. Руки и ноги ребёнка разведены в стороны. После мягкого «приземления» упражнения повторяют с другой рукой и ногой. Упражнение разучивается поэтапно.

Прыжки являются очень увлекательным семейным упражнением. Папа сидит на полу, ноги врозь, ребёнок стоит лицом к нему, мама стоит сзади папы и через его голову берёт ребёнка «под мышки». По команде на счёт «раз, два, три! » ребёнок слегка сгибает ноги в коленях и отталкивается от пола, папа держит ребёнка за колени и поднимает над головой. Из этого положения мама переносит ребёнка над головой папы. В полёте ребёнок раздвигает ноги в стороны и напрягает их, затем мягко опускается на пол. Упражнение требует согласованных действий обоих родителей.

Упражнения для совместных игровых действий родителей с детьми – подвижные игры.

В подвижных играх основная двигательная активность проявляется в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки, ходьба, а также в бросках и лазаньях. Лучше играть с ребёнком не вдвоём (папа и сын, мама и дочка, а в небольшом коллективе из нескольких детей и 1-2 взрослых. Именно эти упражнения имеют наибольшее оздоровительное значение.

Упражнения с использованием разных предметов или снарядов.

Это лазание по наклонной плоскости, перелезание через препятствия, раскачивание на качелях и др. Задания для детей необходимо менять, постепенно усложняя их и для того, чтобы преодолев препятствия, дети осознавали новизну и интерес. Эти упражнения способствуют формированию двигательных качеств и навыков, вызывают положительные эмоции у детей, что в свою очередь улучшает физическое и психическое здоровье. Не следует чрезмерно увлекаться упражнениями с провисаниями и раскручиванием на руках, верёвках, канате и перекладине. Это даёт колоссальную нагрузку на суставы, связки и мышцы плечевого пояса, следовательно, может привести к узкой грудной клетке, сутулости. Поэтому такие упражнения должны быть разнообразными.

Музыкально-ритмические упражнения.

Эти упражнения способствуют не только физическому, но и эмоционально-художественному развитию детей воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту выполнения движений. Взрослые должны показать детям простые упражнения ритмической гимнастики и постепенно научить их делать это легко и без напряжения.

Итак, выполняя упражнения совместно с детьми, взрослые должны обращать внимание на правила безопасности, т. к. костный связочно-мышечный аппарат детского организма недостаточно сформирован и легко может быть травмирован. Каждый раз надо исходить из реальных возможностей ребёнка выполнить данное упражнение. При выборе упражнений надо избегать излишних прогибов в поясничном отделе позвоночника, ведь большинство детей нуждается в его выпрямлении.

Всегда нужно стремиться провести игру на свежем воздухе, т. к. оздоровительное воздействие при этом будет эффективнее.

Таким образом, движения в игре и игра с движениями могут и должны быть замечательным фундаментом гармонического развития и укрепления здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...