Консультация для родителей "Детские капризы и способы их преодоления"
консультация по теме

Полагушина Наталья Владимировна

В материале освещены проблемы детских капризов и упрямства, даны рекомендации родителям для преодоления капризности у дошкольников, представлены правила поощрения и наказаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_kaprizy_i_sposoby_ih_preodoleniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детские капризы и способы их преодоления.

Одним из самых распространенных детских недостатков являются капризы. Капризы – это действия, которые лишены разумного обоснования: «Я так хочу и все!!!» Родителей чаще всего раздражает такое поведение собственных детей, и они легко выходят из равновесия. А возвращают они свой авторитет давлением на ребенка, которое не имеет никакого, кроме отрицательного, воздействия и только усугубляет положение. В результате авторитет родителей совсем теряется.

Проявления капризов:

  • В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
  • В недовольстве, раздражительности, плаче.
  • В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детских капризах:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев (1,5 годов).
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  3. Случайные приступы капризов в более старшем возрасте – тоже вещь вполне   нормальная.
  4. Если дети по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном упрямстве», т.е. уже закрепившимся способе манипулировании ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради собственного спокойствия.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

Что могут сделать родители для преодоления капризности у детей:

  1. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте почувствовать ребенку, что вы его понимаете.
  2. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.
  3. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали: «нет», оставайтесь и дальше при своем мнении.
  4. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно – взять его за руку и увести.
  5. Истеричность и капризность требует зрителей, поэтому не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка!» Ребенку только этого и нужно.
  6. Постарайтесь переключить внимание ребенка: «Какая у меня интересная игрушка (штучка, книжка)!»
  7. Исключите грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
  8. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  9. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

В каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать,

когда можно и нужно хвалить:

  1. Нельзя хвалить за то, что:
  • Достигнуто не своим трудом
  • Не подлежит похвале: красота, сила, ловкость, ум
  • Из жалости и желания понравиться.

  1. Надо хвалить:
  • За поступок, за свершившееся действие
  • Начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения
  • Очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и перед сном
  • Уметь хвалить, не хваля (попросить помощи, совета, как у взрослого).

  • Похвала может быть обобщенной («ты молодец, умница») и конкретной («мне нравится, как ты это сделал»)
  • Хвалить можно с помощью слов, жестов, мимики, прикосновений, подарков, действий.
  • Хвалить за один поступок можно и несколько раз.

  1. Нельзя наказывать и ругать, когда:
  • Ребенок болен, испытывает недомогание или недавно оправился после болезни, т.к. в это время психика ребенка уязвима и реакция может быть непредсказуема.
  • Когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном.
  • Во всех случаях, если что-то не получается: например, когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки.
  • После физической или душевной травмы: например, ребенок упал, а вы ругаете его, считая виноватым.
  • Когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.п., но очень старался.
  • Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  • Когда вы сами не в себе (вымещаете злость).

4. Наказать можно, выразив неодобрение, сделав замечание, выговор, лишив удовольствия, похвалы. Наказание может выражаться с помощью слов, жестов, мимики, определенных действий. Покажите, что даже наказывая, вы продолжаете любить его.

7 правил наказания:

  1. Наказание не должно вредить здоровью. Нельзя лишать ребенка возможности удовлетворять естественные потребности – лишать сна, пищи, прогулок.
  2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (например, вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать «на всякий случай» нельзя).
  3. За один поступок – одно наказание (нельзя вспоминать старые грехи).
  4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. Надо наказывать и вскоре прощать.
  6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. Ребенок не должен бояться наказания.

Конечно использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего вышеперечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Желаю успехов в воспитании ваших детей!

        .