Консультация с элементами тренинга: "Дети и родители. Учимся жить дружно!"
консультация на тему

Стойкова Виктория Олеговна

Самое важное на  что направена данная работа - это научить родителей "Активно слушать" своих детей. Во время провеения данной работы, я старалась,объяснить родителям и показать на них же, с помощью прмеров, ошибки, которые повседневны.  Целью было донести до них это. Научить смотрть на ситуацию со стороны. Попробовать взаимодействовать со своим ребенком по другому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_3.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 56 «ЛАНДЫШ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Консультация с элементами тренинга.

«Дети и родители. Учимся жить дружно!».

Составитель: педагог - психолог

Стойкова Виктория Олеговна

г. Симферополь

Цели:  

- развивать коммуникативные умения и навыки;

- создать атмосферу взаимодоверия и принятия;

- формировать навыки активного слушания;

- наладить контакт между детьми и родителями;

- развивать умение действовать вместе, договариваться, а так же помогать друг другу.

Ход работы.

Вступление.

Добрый вечер  Уважаемые родители.

Сегодня Мы с Вами поговорим о нужных и важных качествах человечества. Познакомимся, а для тех, кто знает, напомним о методе «Активного слушания». Самым главным помощником в вашем контакте с ребенком.

 Одним из важных качеств сегодня  является толерантность.

 

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость) означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения, принятие чужого образа мыслей, чувств, вероисповедания, принятие  проявления человеческой индивидуальности.

  Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям. И обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Толерантность не равносильна безразличию. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости,  Есть разные определения толерантности, к этому понятию подбирают разные синонимы, но на мой взгляд есть несколько основных понятий которые и определяют основную суть толерантности – это принятие а также знание своей индивидуальности и принятие индивидуальности других людей.  А принятие других начинается с понимания других, и самые первые «другие», которых нам необходимо и понять и принять это наши самые близкие люди – наши супруги, родители и конечно же дети. Толерантность начиняется в семье.

Для того, чтобы родители могли воспитывать своих детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у детей систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание.

Метод «Активного слушания».

Очень часто причины трудностей ребенка скрываются в его чувствах. В этом случае мы не можем ему помочь практическими действиями: показать, научить, направить. В таких случаях лучшее, что мы можем сделать – это просто выслушать своего ребенка. И не таким способом, как все обычно думают, а с помощью метода «активного слушания».  

Что же это значит — активно слушать ребенка?  Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.  

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.  

Пример:  Я не пойду в этот дурацкий детский сад.

 Не активно выслушать, что значит ответить так - «Что значит  ты не пойдешь, все ходят и ты пойдешь в детский сад». Или начать задавать вопросы.

 Активно выслушать – «Я вижу ты расстроен и не хочешь идти в детский сад».

( А что мы обычно говорим ребенку в ситуациях, когда у него что-то случилось, потерялось, поломалось, или же у него отобрали игрушку – да ничего страшного, поиграет и отдаст, новую купим и т.д. При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.  Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.)

Есть определенные правила беседы по способу активного слушания.

1. Ваше положение, общение на одном физическом уровне, контакт «глаза в глаза».

2.  если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

3. повтор услышанного. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).

4.  необходимо делать паузы между фразами. Паузы помогают говорящему разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их человек.  

5.  обязательно обозначьте чувства ребенка. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить рассказом.

Частое у родителей может появиться ошибочное мнение родителей, будто активное слушание — это способ добиться от ребенка того, что вы от него хотите. Совсем нет, активное слушание — это путь установления лучшего контакта с ребенком, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями. Для появления такого контакта может понадобиться некоторое время, в течение которого ребенок убедится, что вы стали более внимательно относиться к его проблемам. А самое замечательное что этот метод можно и нужно использовать не только с детьми, но и со взрослыми людьми – вашими супругами, просто близкими людьми, друзьями и коллегами.

А теперь что бы закрепить теоретические данные практикой, я предлагаю вам немного потренироваться.  

Тренинг

Прежде, чем мы начнем нашу практическую часть я попрошу Вас написать Ваши имена и приколоть себе на грудь.

Теперь, давайте определим 5-6 правил работы и поведения, которыми мы будем пользоваться во время нашего тренинга.

1. Принятие групповых правил

Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, магнитная доска, магниты. Нас ждет интересная и плодотворная работа, и чтоб она была эффективной я предлагаю вам обговорить правила тренинга и  придерживаться их. Я буду предлагать вам правила если вы согласны  с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, чем, по-вашему, это правило не подходит для вас или группы. Если у вас есть свои предложения, обязательно предлагайте свои варианты, не бойтесь, будьте активными, и вот первое правило, которое я предлагаю: 1. Активность  (быть на занятии активными, старятся учувствовать во всех упражнениях).

 2. Уважение к говорящему (не перебиваем, внимательно слушаем).

 3. Здесь и сейчас.

4. И я предлагаю открытость, открытое выражение чувств и эмоций .

5. Позаботься. о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.

6.  Не критиковать.

2. Приветствие. Знакомство.

Цель: расслабить участников, эмоциональный настрой.

1) Вы родители детей из разных групп, и не все друг друга знаете. Сейчас я предлагаю вам познакомиться поближе, поприветствовать друг друга. А сделаем мы свами это так: Представиться и продолжить фразу «Не хочу хвалиться, но я…»  Цель этого упражнения –приветствия подчеркнуть свою индивидуальность, индивидуальность каждого участника. Вывод после упражнения: не стесняйтесь говорить о себе хорошо, если вы найдете в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим хорошее в себе, тем больше мы видим хорошее в других.

2) Поменяйтесь местами те, у кого штаны одного цвета; кто любит шоколад и т.д.

3. Задания на активное слушание.

Цель: научить родителей правильно слушать ребенка.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!».

Гнев, злость, обида

Тебе больно, ты рассердилась на доктора.

(Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-шечка!».

Испуг, огорчение  

Ты испугалась, и чашечку очень жалко.  

Ваня отнял у меня машинку.

Обида, огорчение, злость

Ты очень огорчен и рассержен на него.

Выходя из детского сада, ребенок радостно рассказывает Вам : «Мама у меня сегодня получилось нарисовать птичку».

Гордость, радость

Здорово! Я вижу, ты очень рад.

Не буду больше дружить с Петей.

Обида, огорчение

Ты на него обиделся. (в утвердительной форме).

Не хочешь с ним больше дружить (обозначить чувство ребенка).

Сегодня я помогала накрывать на стол и несла компот,  а Леша меня толкнул и я разлила компот на пол.

Обида, огорчение.

Ты очень расстроилась и было очень обидно.

4. Эксперимент «Кувшин Эмоций».

Психолог: Сейчас я хочу наглядно показать, что происходит  с эмоциями Вашего ребенка, внутри него. То чего мы не видим глазами. Но должны понимать какой вред, мы можем нанести любимому чаду своими словами или действиями.

Сосуд воды – ребенок, чистый, простой, наивный.

 Соль – грубые, соленые слова.

 Перец – слова и наши действия  которые пекут, обжигают ребенка, обидные оскорбительные слова.

 Горстка земли – жестокие слова.

Все хорошенько взболтаем – и получим эмоциональный сосуд ребенка. Сколько пройдет время пока все осядет, забудется, а стоит только раз  легко взболтать и все поднимается на верх и причиняет новые стрессы, и неврозы у ребенка.

И помните ведь такой эффект мы можем оказывать не только на детей, но и на других людей.  

5. Метафора «Речка и берега»

Цель: на эмоционально-смысловом уровне помочь участникам осознать роль родительского влияния на становление личности ребенка.

 Мне нравиться сравнивать ребенка с речкой – веселой, быстрой, бурной, или же с глубокой и неторопливой (ведь дети такие разные). Она плывет себе, куда ей захочется, двигается свободно и непринужденно. Но каждое движение речки определяет ее русло, берега, которые мы называем родителями. Они всегда как бы  впереди, определяют  основное направление ее движения. Если родители имеют свои стойкие ценностные установки, знают как воспитывать ребенка, понимают, что важно для нее – то эти берега крепкие и надежные. Тогда и речка чувствует себя защищенной и уверенной.

  Где вы видели такие берега, которые бы давили на речку и заставляли бы ее плыть в другую сторону. Она протекает свободно, соответственно своей природе, а берега лиши немного корректируют ее движение. Речка, которая не имеет берегов, растекается и постепенно превращается в болото.

Как и ребенок, который не чувствует поддержки, разумного контроля со стороны родителей, не имеет жизненных ориентиров, четкого самоопределения своих желаний и потребностей, из-за чего часто попадает под чужое влияние или попадает под давление окружения. Дети подражают своим родителям. Они отзеркаливают их поведение, манеру общения и усваивают именно те ценности, те главные жизненные принципы, какие проповедует их семья. Поэтому ошибаются те родители, которые уверены, что ребенок будет делать так как я говорю. На самом деле она будет делать так как я делаю. Дети воспитываются на моделях вашего поведения. Ребенок никогда не станет толерантными если вы сами не терпимы к другим людям, не смотря даже на то, что вы  каждый день говорите ему о том, как надо любить и уважать других людей. Будьте последовательны в своих мыслях и убедительными в своих действиях.  

6. Упражнение  «Статуя ребенка»

Цель: дать возможность взрослым через телесное и визуальное взаимодействие, понять, как слова взрослых  влияют на эмоциональное развитие ребенка.

 - Прошу одного из вас, временно, стать ребенком.

Выберете среди присутствующих любого, в ком вы видите поддержку. (Тот, кого выбрали, становится за спиной "ребенка", приложив руки к его спине, и не отпускает его во время всего действия).

 - Когда рождается ребенок, мы радуемся, думаем, какими родителями мы будем, как мы будем развивать и воспитывать нашего малыша. И вот - ваша маленькая дочь, вы спешите в детский сад, вам надо успеть на автобус. Она энергичный, любознательный ребенок, задающий много вопросов. - Мама, что там такое посмотри! - говорит она

- (1 родитель) Некогда, смотри под ноги, вечно ты спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Не смотри! (завязываете глаза лентой). - И вы дальше спешите в детский сад. Забегаете в автобус, встречаете там свою знакомую, начинаете с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом начинает задавать вопросы: - Мама, ты слышала, как пропела птичка? Кто такой дядя Саша?

- (2 родитель) Ты, что вмешиваешься во взрослый разговор? И, вообще ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать? Не слушай! (завязываете уши ленточкой). - Вы выходите из автобуса, и бежите с дочерью по дороге. Опаздываете: - Ой, какой сегодня день будет! Мам, меня Маша  ждет, мы с ней будем играть, я ей пообещала:

- (3 родитель) Отстань некогда сейчас, мы опаздываем! Что ты разболталась? Быстро рот закрой! Не говори! (завязываете рот) - И вы двигаетесь дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Вы бьете ее по рукам и начинаете ругать:

- (4 родитель) Что у тебя за руки, вечно ты их суешь куда-то! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (завязываете руки лентой). Но тут дочь начинает скакать и задирать ноги. Вы в ужасе кричите на нее:

 - (5 родитель) Ты где этому научилась? Это что еще такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И завязываете ноги) - Смотрите на часы, нервничаете, и начинаете подгонять ребенка: - Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты, что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Гляди на дорогу не спотыкайся! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю (прошу всех присутствующих произнести громко те фразы, которые выделены). Не смотри! Не слушай! Не говори! Убери руки! Стой смирно! (родители произносят все фразы одновременно) И ребенок начинает плакать.

А вы говорите: - (6 родитель) Что ты плачешь? Нечего реветь! Я кому сказала - перестань реветь! (на этих словах вы сильно перевязываете живот). Мы не довольны всем, что делает ребенок, забыв о том, что это всего лишь ребенок и ему нужна наша помощь и поддержка.

 Объятия: - Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать,- это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Обнимаю того родителя, который исполнял роль ребенка). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. Вы просто его обнимайте.

 - Скажите, пожалуйста, как вы чувствовали себя в роли маленькой девочки? - Какие чувства вы испытали? - Что вы почувствовали, когда я вас обняла?

- Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимы восемь объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально- 12 раз в день! И, между прочим - не только ребенку, но и взрослому.      Ребенку знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища, растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, переходящие в нервно-психические заболевания.

7. Рефлексия       

  Круг "Поделись впечатлениями"

 - Давайте сейчас поделимся своими впечатлениями по такой схеме:

1. Я узнала:

2. Меня заставило задуматься то, что:

 - Спасибо за активную работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Давайте,жить дружно!"

Практикум содержит игры,развивающие коммуникативные навыки.проводится совместно с детьми...

Консультация для родителей: «Давайте жить дружно!»

Ребенок и детский сад — тема непростая. Это можно понять, послушав разговоры представителей воспитанников на детской площадке.  Проблемы поднимаются самые разные — от того, в какой са...

Учимся жить дружно

содействовать формированию добрых отношений между детьми в группе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам....

Конспект совместного досуга для детей и родителей «Давайте жить дружно!»

Целью является вовлечение семей в игровую деятельность в том числе посредством создания проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки инициатив семей....

Консультация для родителей "Давайте жить дружно"

Консультация для родителей "Давайте жить дружно"...

Консультация для родителей "Давайте жить дружно".

Родители принимают решение отдать свое чадо в детский сад. Ребенку необходимо развиваться, общаться со сверстниками, играть и заниматься. Все это понимают, но как отдать самое дорогое в чужие руки сот...

Учимся жить дружно

Учимся жить дружно...