Мастер-класс «Волшебные ладошки» (с использованием техники нетрадиционного рисования для детей раннего возраста)
методическая разработка по теме

Т.С.Ситникова

1. Выступление воспитателя группы раннего возраста -  Ситниковой Татьяны Сергеевны

2. Мастер – класс «Волшебные ладошки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sitnikova_t.s.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

д/с 11 «Берёзка»

Мастер-класс

«Волшебные ладошки»

(с использованием техники нетрадиционного рисования для детей раннего возраста)

Разработала

воспитатель группы раннего возраста

Ситникова Т.С.

       г.о.г.    Кулебаки                                                                                       2018г.

Мастер-класс для родителей « Волшебные  ладошки»

(С использованием нетрадиционной техники рисования, для детей раннего возраста)

     

Цель:

Организация совместной  творческой деятельности родителей с детьми, по нетрадиционному  рисованию предметов с помощью детской ладошки.

Задачи.

1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительного творчества.

2. Развивать мелкую моторику и речь детей с помощью пальчиковой гимнастики.

3. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования - ладошками.

4. Создать атмосферу доброжелательного настроения  и взаимопонимания.

План:

1. Выступление воспитателя группы раннего возраста -  Ситниковой Татьяны Сергеевны

2. Мастер – класс «Волшебные ладошки»

Предварительная работа:  Информация  в центр для родителей по нетрадиционному рисованию пальчиками и ладошками; рисование ладошками и пальчиками с детьми.

Материалы и оборудование:

Листы бумаги формата А4, гуашь разведенная: зеленая, желтая, синяя, красная, кисти, непроливайки, салфетки влажные и бумажные, подставки под кисти.


Ход мастер – класса

Вступительная часть:

Здравствуйте, я очень рада видеть вас всех сегодня. Мы собрались с вами вместе, чтобы поговорить о значении рисования для развития детей и познакомиться с нетрадиционными техниками рисования. Сегодня у нас необычная встреча мастер – класс, а это значит, что вы сможете проявить свою фантазию и творчество.

В жизни ребёнка одним из самых важных видов деятельности, познания и самовыражения является рисование. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.

Рисование оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка.  Занятия рисованием приучают детей действовать самостоятельно, а также способствуют умственному развитию.

   Изобразительная деятельность детей раннего возраста – это активное «вхождение в образ», когда мазки, линии «оживают». Важно научить малышей создавать ассоциативные образы предметов, животных, находя их в окружающем. Процесс сотворчества увлекает малыша необычностью. Он любуется рисунком, находит новые детали. Это доставляет ребёнку большую радость, поскольку он видит результат своей работы. Однако, мы, взрослые, иногда не разделяем детского счастья и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Поэтому, перед тем как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло. Помните: каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче его воображение.

 Большое значение имеет совместное рисование с родителями. Благодаря совместным действиям взрослого и ребёнка процесс рисования у малышей приобретает более содержательный характер. Совместное рисование сближает детей и родителей, позволяет проводить им некоторое время вместе.

   

Поэтому одним из наиболее доступных видов изобразительной деятельности является рисование с применением нетрадиционных техник.

 Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей раннего возраста при рисовании уместно использовать технику  рисование ладошкой и пальчиками.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой, доступностью. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с красками и кистью. Использование нетрадиционных техник рисования играет важную роль в общем психическом развитии.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с техникой рисования ладошкой и пальчиками.

Чем полезен этот вид рисования для вашего ребенка?

 Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.

Самый доступный способ развить у детей творческое начало - заинтересовать его рисованием. В процессе творчества развивается воображение, образное мышление и вкус. Маленьким художникам очень понравятся рисование пальчиками и ладошками.

Перед тем как начать рисовать можно провести с ребенком пальчиковую игру, которая  способствует не только развитию точности и ловкости рук, но и развивает речь ребенка, внимательность.

- Дорогие мамы я предлагаю присоединиться к нам и поиграть с вашими детками. Ребятки, а  давайте поиграем с нашими пальчиками?

Проводиться пальчиковая игра "Капустка", "Апельсин".

Апельсин

Мы делили апельсин  (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас, (показывают 10 пальцев)

а он один  (показывают 1 палец)

Эта долька для ежа,

 Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра, (загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка кожура. (бросательные движения правой рукой)

Волк глядит на нас беда (сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь кто куда. («Бегут» пальцами по столу)

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот! (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)

Мастер -  класс

Ну вот мы немного отдохнули можем приступить к рисованию. При рисование ладошкой и пальчиками можно использовать разведенную гуашь или специальные пальчиковые краски. Мы будем использовать разведенную гуашь, которую я приготовила заранее и разлила по тарелочкам. Гуашь я взяла четырех основных цветов: желтый, зеленый, красный, синий.  После окончания работы и гушь и краски легко смываются с руки. Рисовать ладошкой можно 2 способами: с разведенными пальчиками и сомкнутыми пальчиками. Краску на ладошки можно наносить так же  2 способами: либо ручку ребенка опускают в разведенную гуашь в тарелочке, или при помощи кисти наносят гуашь на ладошку ребенка и прижимают ладошку к листу бумаги.

Прежде чем начать рисовать с ребенком краской, нужно сначала взять сухую ладошку малыша и приложить к листу бумаги, чтобы он почувствовал соприкосновение ладошки с листом.

 На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие поверхности.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

Рисование рыбки: Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли.

Осьминог: Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.

Солнышко: С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы.

Рисуем пальчиками.

Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» – все равно будет получаться очень красиво и необычно. Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Ещё один вариант: когда взрослый  рисует что-либо на бумаге, рисунок не должен быть четким, а ребенок его раскрашивает. Можно просто обмакивать пальчик и позволить ему «творить» самостоятельно.

Прежде всего необходимо показать ребенку, как пользоваться красками. Нужно взять его пальчик  в свою руку, обмакнуть в краску и показать, как сделать отпечаток на листе бумаги. Во время работы следить за тем, чтобы пальчик ребёнка оставался прямым, чтобы малыш работал подушечкой пальца, не размазывал краску по бумаге, старался не выходить за контуры работы.

- А сейчас уважаемые родители. Предлагаю вам пофантазировать и выполнить изображения с помощью ладошки и пальчиков.

- Давайте все вместе закатаем рукава, возьмем кисточки, обмакнем их в краску, нанесем краску на ладошки и приложим к листу бумаги и уберем. Получился красивый отпечаток ладошки. (Родители вместе с детьми наносят краску на ладонь и прикладывают к листу бумаги).

- Какие красивые получились у нас ладошки! А теперь давайте пофантазируем и дорисуем наши рисунки при помощи пальчиков.

- Молодцы ребятки! Хорошо постарались, наши рисунки ожили и на них   появились красивые цветы, бабочки, рыбки. Огромное спасибо нашим мамам!

- Ребятки, а теперь пойдемте мыть ручки, чтобы они были чистые.

Заключительная часть.

Уважаемые родители и дети!  Наш мастер-класс подошел к концу. У всех получились очень яркие, замечательные  работы и вы можете забрать их домой и порадовать своих близких. Смею надеяться, что теперь и дома вы будете творить чудеса при рисовании. А теперь я предлагаю всем вместе сфотографироваться на память о сегодняшней встречи.

Спасибо всем за внимание!


Список литературы:

1. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

2. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

3. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

4. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.