Первые уроки дружбы.
статья на тему
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка очень рано, на третьем году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребёнка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями и просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают свои отношения к другим детям. Но самое главное в этом возрасте- стремления завоевать уважение сверстников. Этот даёт ребёнку ощущения психологической стабильности и эмоционального комфорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perv_yrok.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРВЫЕ УРОКИ ДРУЖБЫ
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка очень рано, на третьем году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребёнка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями и просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают свои отношения к другим детям. Но самое главное в этом возрасте- стремления завоевать уважение сверстников. Этот даёт ребёнку ощущения психологической стабильности и эмоционального комфорта.
Первоначальное отношения ребёнка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную основу личности ребёнка- положительное отношения к себе, ощущение безопасности окружающего мира, чувство доверия к людям. По мере взросления и появления первых требований к ребёнку он ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых будет активно осваивать новые способы поведения и действий, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.
Впервые опыт общения с родителями подвергается серьёзному испытанию в детском саду. То внимания, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общение с новыми взрослыми и сверстниками, необходимо заслужить. Большинство детей справляются с этой ситуацией: отношения с новыми людьми постепенно налаживаются. Новые отношения обогащают жизненный опыт ребёнка новыми знаниями о себе. Расширения сферы взаимодействия ребёнка с окружающими людьми- важная часть его общего развития. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребёнок не только обогащает свой социальный опыт, но и приобретает способность к познанию своего Я с новых сторон, что ему как личности, безусловно, очень важно.
Ребёнок, не прошедший <<школу общения>> со сверстниками на их языке, он, естественно, будет отторгаем ими.
Но общение ребёнка со сверстниками без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Иногда в его взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую : ребёнка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мирится, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника.
Уже в дошкольном возрасте дети понимаю, что друг- это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся. Дружба, возникшая в дошкольном детстве, может быть очень прочной и сохранится на всю жизнь.
Нередко детская дружба не выдерживает сколько-нибудь серьёзного испытания: так интересно вместе играть, а вот чем-то поделится, что-то сделать в ущерб себе ради друга не хочется. Подуманная оценка взрослого помогает ребёнку осознать свою неправоту.
Часто дети жадничают. Иногда это вызвано примером взрослого, иногда - эгоизмом ребёнка. Жадность вызывает резкую критику со стороны других детей. С жадными не хотят играть, с ними не дружат. Но стремление в общению со сверстниками поможет жадине преодолеть это отрицательное качество.
Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Очень часто он правильно оценивает выполнения нравственных норм товарищам и ошибается в отношении себя.
Ребёнок, пользующийся популярностью среди детей, обычно инициативен в контактах, чувствителен в переживаниям других, доброжелателен, признаёт заслуги товарищей по игре, и сопереживает им. Другими словами, популярный ребёнок умеет общаться и неэгоистичен. На его популярность, оказывает влияние и взрослые, неприязнь или симпатия которые, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый.
Ребёнку с дошкольного возраста жизненно необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовке к школе.