Первые уроки дружбы.
статья на тему

Крапивина Ирина Александровна

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка очень рано, на третьем году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребёнка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями и просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают свои отношения к другим детям. Но самое главное в этом возрасте- стремления завоевать уважение сверстников. Этот даёт  ребёнку ощущения психологической стабильности и эмоционального комфорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perv_yrok.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЕ УРОКИ ДРУЖБЫ

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка очень рано, на третьем году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребёнка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями и просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают свои отношения к другим детям. Но самое главное в этом возрасте- стремления завоевать уважение сверстников. Этот даёт  ребёнку ощущения психологической стабильности и эмоционального комфорта.

   Первоначальное отношения ребёнка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную основу личности ребёнка- положительное отношения к себе, ощущение  безопасности окружающего мира, чувство доверия к людям. По мере взросления и появления первых требований к ребёнку он ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых будет активно осваивать новые способы поведения и действий, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.

           Впервые опыт общения с родителями подвергается серьёзному испытанию в детском саду. То внимания, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общение с новыми взрослыми и сверстниками, необходимо заслужить. Большинство детей справляются с этой ситуацией: отношения с новыми людьми постепенно налаживаются. Новые отношения обогащают жизненный опыт ребёнка новыми знаниями о себе.  Расширения сферы взаимодействия ребёнка с окружающими людьми- важная часть его общего развития. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения,  ребёнок не только обогащает свой социальный опыт,  но и приобретает  способность к познанию своего Я с новых сторон, что ему как личности, безусловно, очень важно.

     Ребёнок, не прошедший <<школу общения>> со сверстниками на их языке, он, естественно, будет отторгаем ими.

      Но общение ребёнка со сверстниками без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Иногда в его взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую : ребёнка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мирится, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника.

     Уже в дошкольном возрасте дети понимаю, что друг- это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся. Дружба, возникшая в дошкольном детстве, может быть очень прочной и сохранится на всю жизнь.

    Нередко детская дружба не выдерживает сколько-нибудь серьёзного испытания: так интересно вместе играть, а вот чем-то поделится, что-то сделать в ущерб себе ради друга не хочется. Подуманная оценка взрослого помогает ребёнку осознать свою неправоту.

     Часто дети жадничают. Иногда это вызвано примером взрослого, иногда - эгоизмом ребёнка. Жадность вызывает резкую  критику со стороны других детей. С жадными не хотят играть, с ними не дружат. Но стремление в общению со сверстниками поможет жадине преодолеть это отрицательное качество.

      Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Очень часто он правильно оценивает выполнения нравственных норм товарищам и ошибается в отношении себя.

  Ребёнок, пользующийся популярностью среди детей, обычно инициативен в контактах, чувствителен в переживаниям других, доброжелателен, признаёт заслуги товарищей по игре, и сопереживает им. Другими словами, популярный ребёнок умеет общаться и неэгоистичен. На его популярность, оказывает влияние и взрослые, неприязнь или симпатия которые, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый.

  Ребёнку с дошкольного возраста жизненно необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовке к школе.