Конспект НОД по развитию речи пересказ сказки М.Пляцковского "Урок дружбы".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

   Содержание направлено на обучение детей пересказу сказки М.Пляцковского "Урок дружбы" по ролям, закреплению материала по лексической теме "Перелетные птицы". На занятии используются традиционные формы организации работы  по развитию речи, упражнения направленные на развитие речевого дыхания и силы голоса, предусмотренно создание проблемной ситуации, постановка перед детьми вопросов - что побуждает детей к самостоятельному поиску решений и обоснованию своих суждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

(подготовительная группа)

Интеграция ОО: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация».

Тема: Обучение пересказу сказки «Урок дружбы».

Развитие словаря по теме «Перелетные птицы».

Задачи:

1.Корекционно – образовательные.

Учить:

- составлять сложные слова;

- отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов;

- формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по  тексту;

-пересказывать сказку по ролям.

2.Коррекционно – развивающие:

- содействовать развитию речевого дыхания и силы голоса;

- совершенствовать навыки построения рассуждений;

- расширять словарь по теме;

- способствовать развитию высших психических процессов   (внимания, восприятия, памяти).

3.Воспитательные:

- воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение формулировать личную  оценку поступков героев;

- бережное отношение к птицам.

Методические приемы:

-  Игровая ситуация «Птицы возвращаются с юга»;                                                                    -  Вопросы к детям;

-  Игра с мячом «Сложные слова»;

-  Художественное слово (загадки, стихи, сказка);

-  Релаксация.

Оборудование:

- Картинки с изображением: птиц, скворечника, гнезда, героев сказки;

- Шапочки для драматизации сказки;

- Мяч;

- Картинки для релаксации с пиктограммами, вырезанные силуэты птичек из самоклеющейся бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель:  Сегодня мы с вами будем говорить о перелетных птицах.

Из дальних стран, спеша домой,

Летят, курлыча, журавли.

Их крик несется над землей,

Весну приветствуют они.

Игровая ситуация «Птицы возвращаются с юга»

Воспитатель:  Весной птицы возвращаются с юга.

  1. Давайте позовем птиц. Сделайте вдох, на выдохе протяжно произнесите с восклицательной интонацией: «Прилетайте, птицы!»  (повторить 2-3 раза).
  2. Летит стая журавлей. Послушайте, как кричат журавли:

 - гур - гур – гур - гур - гур! Что делают журавли? (курлычут). Повторите, как они курлычут.

  1. Возвращается стая уток. Их крик все громче. Послушайте:- кря-кря – кря-кря - кря! Сделайте вдох, на выдохе произнесите звукоподражания с постепенным усилением голоса. Повторите  за мной так - же.

Воспитатель: А сейчас к доске идите, на картинки посмотрите. (На доске вывешены картинки с изображением скворечника и птичьего гнезда).

Вопросы к детям:                                                                                                                                                                              Какие птичьи домики вы видите?

Кто смастерил эти домики и из чего?

Какие птицы живут в этих домиках?

Как птицы ухаживают за своими птенцами?

Как нужно относиться к птицам? Почему?

Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадки. Объясните, как вы сумели их разгадать.

1.Без рук, без топоренка,

                        Построена избенка            (гнездо).

                                                  2.На шесте дворец,

                                           Во дворце певец         (скворечник, скворец).

                                     Игра с мячом  «Сложное слово».

 Воспитатель: А теперь мы поиграем, слово сложное узнаем (воспитатель говорит предложение и бросает мяч детям, а дети придумывают сложное слово).

      У грача черное крыло.  Дети (чернокрылый грач).

                              У цапли длинные лапы (длиннолапая цапля).

                              У утки короткий хвост  (короткохвостая утка).

                              У аиста тонкая шея (тонкошеий аист).

                              У грача острый клюв (остроклювый грач).

                              У гуся красные лапы (краснолапый гусь).

У сороки белый бок (белобокая сорока).

У лебедя длинная шея (длинношеий лебедь).

У грача черные глаза (черноглазый грач).

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

будем в птичек мы играть.

Ну – ка, птички, полетели.

Полетели, полетели,

Полетели и присели

Поклевали зернышки.

Поиграли в полюшке.

Водички попили.

Перышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

Воспитатель: Пока вы играли в птичек, к нам в гости прилетели два замечательных    воробышка. Хотите с ними познакомиться? Тогда пойдемте слушать сказку. Сказка называется « Урок дружбы», а написал ее М. Пляцковский.                                    

 (на доску вывешиваются картинки с изображением воробьев, посылки, рассыпанного пшена)

«УРОК ДРУЖБЫ»

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но, Чик об этом ни словечка не сказал приятелю.

«Если я всем пшено раздавать буду, то мне ничего не останется», - подумал он. Так и склевал всю посылку один. А когда  ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик и полетел к своему приятелю Чику.

-Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай, их поровну разделим и склюем.

- Не надо, - сказал, Чик. Ты нашел, ты и ешь!

-  Но мы же друзья, сказал Чирик. А друзья все должны делить пополам.   Разве не так?

Чику стало очень стыдно. Ведь он склевал целый ящик пшена и не поделился с другом. Взял, Чик пять зернышек и сказал: - Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за  урок.

Вопросы:

1.Что получил, Чик от бабушки?

2.Почему, Чик ничего не рассказал об этом своему приятелю Чирику?

3.Правильно ли поступил, Чик? Как должен был поступить настоящий друг?

4.Что предложил Чирик своему приятелю, когда нашел зернышки?

5.Почему Чику стало стыдно? За какой урок он поблагодарил Чирика?

Воспитатель: Послушайте еще раз сказку «Урок дружбы» и постарайтесь ее запомнить, так как после чтения вам придется самостоятельно пересказать эту сказку.

Повторное чтение сказки.

После повторного чтения воспитатель предлагает детям самостоятельно пересказать сказку.

Далее, вызвать трех детей. Посоветовать, им договориться между собой, кто возьмет на себя роль автора, кто воробья Чика, кто Чирика.                        После двух пересказов, спросить у детей, чья сказка им больше всего понравилась и почему.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, расскажите, чем мы  сегодня занимались, что вы запомнили, что вам понравилось?

Рефлексия деятельности.

На картинках изображены скворечники, на крышах которых нарисованы пиктограммы (радость и грусть).                                                                                Воспитатель: Если вам понравилось занятие, то приклейте птичку туда, где нарисовано веселое лицо. Если не понравилось – туда, где грустное лицо.

Дети выполняют задание.