Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Бердюгина Ирина Владимировна

Правильная, выразительная речь-звуковой портрет человека. Речь-это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь – залог успешного общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»

Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 2-3 лет правильной и красивой речи.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
  2. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики
  3. Продолжать работу по взаимодействию с родителями.

Материалы и оборудование:

Стулья, столы; зеркала настольные на каждого участника, раздаточный материал (ксерокопии игровых упражнений артикуляционной гимнастики для использования дома), ватные шарики, демонстрационный материал.

                                              Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово.

     Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами поговорим о развитии речи детей и научимся некоторым приемам развития речи.

Правильная, выразительная речь-звуковой портрет человека. Речь-это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь – залог успешного общения.

А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы (игра «Вопрос-ответ»):

  1. Поднимите рукуте родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
  2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит число, внятно, правильно? Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – это физиологическая норма, т.е. это свойственно данному возрасту.
  3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их, читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению? В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
  4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 2-3 лет.

Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.

  1. Теоретическая часть.

      Предлагаю поговорить о развитии речи ребенка дошкольного возраста. Остановимся на возрастной норме детей с 2 до 3 лет.

      У детей с двух лет значительно возрастает потребность в общении со взрослыми. Ребенок часто обращается к старшим с вопросами, связанными с освоением предметного мира. Возрастает понимание речи окружающих.

      Дети понимают, что игрушки - это лошадка, кукла, кубики; посуда-чашка, кастрюля, тарелка. Однако сознательное объединение под общим названием нескольких предметов еще трудно для детей третьего года жизни и наблюдается редко. Легче удается форма перечисления на вопрос: «Что мы едим?», «Что растет в огороде?». У них значительно возрастает словарь общеупотребительных слов за счет названий игрушек, посуды, мебели и др.

     Дети могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится более или менее точное содержание отгадки (Кто рано встает, ку-ка-ре-ку поет, деткам спать не дает?»). Таким образом, углубляются знания детей о животных, их повадках, о том, что они  едят, где живут образе жизни. Дети легко запоминают и воспроизводят текст несложных стихотворений (типа «Игрушки» А.Барто) и песенок. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексы дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен. Дети уже пользуются сложными предложениями, но без союзов, появление и закрепление которых происходит во втором полугодии.

      Дети еще недостаточно осмысливают значения многих слов, не справляются со всеми грамматическими формами. Отсюда такие выражения: «Мы с рядышком сядем», «А у тебя какой лентик (бантик)».

      К трем годам в речи ребенка может быть до 1200-1500 слов, среди которых встречаются все части речи (редкие причастия, деепричастия, числительные). Ребенок начинает пользоваться местоимениями, предлогами, прилагательными, обозначающими размер, цвет, некоторые качества предметов (плохой, хороший).

      К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Произносительная сторона речи несовершенна, так как функционально не готов речевой аппарат. Для детей характерен слабый, укороченный выдох, недостаточно развит голосовой аппарат (говорят тихо).

      Наблюдаются следующие особенности произношения:

  1. Согласные звуки произносятся смягченно (зюк-жук, сярик-шарик)
  2. Свистящие звуки «С», «З», «Ц» произносятся недостаточно четко, часто вообще не произносятся (абака-собака), заменяютя: «С-Ф» (фабака-сабака), «З-В» (ваяц-заяц), «Ц-Ф», «С-Т», «Ц-Т», «З-Д».
  3. Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, часто заменяются свистящими звуками: САПКА, ЗУК, СЁТКА.
  4. Сонорные звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие : ЯМПА-ЛАМПА, ЛЫБА-РЫБА.

Имеются особенности и в словопроизношении  (слоговая структура слова), к которым относятся:

  1. Сокращения (тул-стул, весипед-велосипед)
  2. Перестановка слогов местами (шапля-шляпа, корвик-коврик).
  3. Уподобление одного звука другим (бабака-собака)
  4. Слияние (Мафеда вместо Мария Федоровна)
  5. Добавление (реблята-ребята)

         Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам.

  1. Советы логопеда.
  • Речь взрослых: четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
  • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправлять ребенка;
  • Играя с ребенком упражнять в согласовании имен существительных с разными частями речи, например, с глаголами: взять куклу и спросить «Кто к нам приехал в гости? И ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
  • Использовать игру «Чего не стало?»
  • Учить ребенка самостоятельно описывать игрушку. Поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы: Что это? Какого цвета? И т.д.
  • Учите детей сравнивать предметы, находить общее, чем отличаются.
  • Для совершенствования правильного звукопроизношения использовать артикуляционную гимнастику.

  1. Практическая часть

    Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциации движений органов, участвующих в речевом процессе.

     Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 мину.

- Сейчас мы свами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений: «Бегемотики», «Улыбочка», «Хоботок», «Заборчик», «Лопаточка», «Часики», «Лошадка».

     Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно с детьми выполнять ежедневно дыхательные упражнения и игры (логопед показывает, родители выполняют).

    В возрасте 2-3 лет идет и развитие речевого слуха – различение на слух фонем родного языка, звуков и речевое внимание. И если у ребенка есть недостатки в произношении звуков, то в первую очередь необходимо развивать речевой слух.

С родителями выполняется игра «Слушай и выполняй».

  1. Обратная связь (с мячом)

- Достигли ли вы целей, которые ставили вначале семинара? Почему?

- Что понравилось? Что нет?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно" ...

семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"

Цель:  Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум по развитию речи детей «ГОВОРИМ И РАЗВИВАЕМСЯ» для детей и родителей младшей группы

Цели:- познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни, с методами и средствами, способствующими совершенствованию речи детей;- создание положительного эмоционального н...

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Уважаемые родители!Сегодня мы поговорим о развитии речи детей и научимся некоторым приёмам развития речи.Правильная, выразительная речь- звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар...

презентация Семинар-практикум для родителей детей младшего возраста «Учите детей говорить правильно»

Игровой урок, наши встречи в клубе "Мы вместе"«Компас» нашей встречи!Прекрасна речь,  когда она как ручеёк,Бежит среди камней чиста, не тороплива,И ты готов внимать ее поток...

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи.Задачи: Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.Обучить родителей правильному выпол...

Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»

Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей старшего дошкольного возраста правильной и красивой речи.Задачи:Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкол...