«Социальное партнерство ДОУ и родителей»
консультация на тему

Крапивина Ирина Александровна

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krapivina_1.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Социальное партнерство ДОУ и родителей»

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.

Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования и родительской общественностью.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольного учреждения.

Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно. Оно обусловлено тем, что именно партнерство - наиболее действенный механизм решения различных задач, таких как: развитие системы внешних связей и сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами; обновление экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений и совершенствование их ресурсной базы (как получение материальных ценностей, так и выражение заботы, любви, позитивной оценки, повышающей самоуважение педагогического коллектива) и др.

Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители — это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.

Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса.

Под педагогическим партнерством дошкольной образовательной организации и семьи понимается система взаимодействия педагогов с родителями воспитанников с целью обеспечения эмоционального, физического и эмоционального благополучия детей.

Эмоциональное благополучие - результат процесса гармонизации детско-родительских отношений. Основные составляющие:

  • эмоциональное принятие ребенка (безусловная любовь к ребенку, уважение его индивидуальности);
  • наличие эмоциональной атмосферы в семье (доминирование положительных эмоций);
  • эмоциональная близость детей и родителей (развитая эмпатия родителей, оказание эмоциональной поддержки ребенку, удовлетворение потребности в эмоциональном контакте (стремление к телесному контакту)).

Физическое благополучие — результат приобщения ребенка к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи. Основные составляющие:

  • закаливание ребенка в детском саду и семье;
  • соблюдение режима дня в детском саду и семье;
  • соблюдение правильного режима питания в детском саду и семье;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • поддержание двигательной активности ребенка.

В основе социального благополучия лежит социально-нравственное развитие ребенка и обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Основные составляющие:

  • морально-нравственная сфера старших дошкольников;
  • основы безопасного поведения дома, на улице, природе.

Со стороны педагогов:

  • недостаточная подготовленность педагогов в вопросах оздоровления, социального и психофизического развития детей;
  • неготовность осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса;
  • низкий уровень педагогического общения с родителями;
  • некомпетентность в педагогических методах и приемах работы с родителями;
  • игнорирование пожеланий родителей, отсутствие обратной связи с педагогами.

Со стороны родителей:

  • непонимание важности периода — дошкольное детство;
  • недооценка роли сотрудничества с педагогами образовательной организации и игнорирование сотрудничества;
  • низкий социально-культурный уровень родителей;
  • некомпетентность в вопросах оздоровления, психофизического и социального развития детей.

Со стороны руководства детского сада:

  • отсутствие системы повышения педагогической компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, их психофизического развития;
  • отсутствие системы совместной работы специалистов ДОО (инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинской сестры, социального педагога) и воспитателей.

Кроме того, в процессе взаимодействия семьи и дошкольной организации наблюдаются следующие противоречия:

  • между стремлением специалистов ДОО (психолога, социального педагога) к оказанию помощи семьям по вопросам психологического и физического благополучия и игнорированием родителями этой помощи;
  • между низким уровнем педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития детей и отсутствием системы взаимодействия педагогов с семьей;
  • между пассивностью родителей и незнанием воспитателями методов активизации педагогической позиции родителей и формирования педагогической рефлексии.

Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости разработки модели педагогического партнерства семьи и дошкольной организации.

Понятие «педагогическое партнерство образовательной организации и семьи» включает три аспекта: социальный, организационный и педагогический.

Социальный аспект. Дошкольная образовательная организация —открытая система, которая оперативно реагирует на запросы родителей, позволяющая сформировать у них доверительное отношение и стремление к взаимопониманию в вопросах психофизического развития, воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста. Родители являются заказчиками образовательных услуг и партнерами педагогов в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия детей.

Организационный аспект. Работа в рамках педагогического партнерства дошкольной образовательной организации и семьи строится по системе: ребенок—родители — воспитатели — специалисты.

Педагогический аспект. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей определяет их субъект - субъектные отношения.

Изучение педагогической литературы, обобщение результатов современных исследований и экспериментальной деятельности позволили сделать вывод о том, что эффективность партнерства ДОО и семьи в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка значительно повысится, если:

  • педагоги, родители и дети выступают субъектами образовательных отношений;
  • учитывается уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития ребенка;
  • спроектирована и реализована модель процесса педагогического партнерства ДОО и семьи.

Таким образом, родительская общественность, выступая как партнер в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство ДОУ и родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формируя ценности и традиции социальноориентированной инициативы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство ДОУ с родителями по предупреждению школьной дезадаптации

Проблема. В  современных условиях изменения требований к качеству дошкольного образования встает вопрос об увеличении значимости и ответственности семьи по воспитанию социально-адаптированной лич...

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях.

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях. Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В.Г.Современный детский сад помогает благополучно...

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях.

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях. Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В.Г.Современный детский сад помогает благополучно...

Педагогическое зссе «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ»

Эссе отражает важность  и необходимость взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, объясняет сущность социального партнерства, раскрывает инновационные формы работы с родителями в условиях совреме...

Важность социального партнерства педагогов с родителями в условиях ДОУ.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования.Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социаль...