Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания.
учебно-методический материал на тему

Черникова Елена Валентиновна

Обучение — составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinstvo_obucheniya.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания.

Обучение — составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка.

Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным, обладая единственной способностью — всему научиться со временем. В теории и практике физического воспитания значительное вни мание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни. Все произвольные движения возникают у него как результат научения. Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена:

в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;

в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;

в двусторонности процесса обучения.

Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляет поиск оптимизации их, с другой — каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.

Обучение оказывает влияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир — чувства, мысли, нравственные качества. Двигательные действия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.

Содержание обучения составляют разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслит* способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка. Многолетние исследования педагогов (Л.М.Коровиной, Э.Я.Степаненковой и др.) показали успешность развития творческой деятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм.

Обучение носит воспитывающий характер. Педагог воспитывает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает ребенка.

Важную роль в педагогическом процессе играет понимание Взрослыми психофизиологических особенностей ребенка. Опираясь На его возможности, педагог ставит перед ним новые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств. Обучение требует от ребенка значительных физических и психических усилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Оно развивает различные виды памяти: эмоциональную память, если ребенок заинтересован обучением; образную — при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений; словесно-логическую — при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторную — в связи с практическим выполнением упражнений; произвольную — без которой невозможно сознательное самостоятельное выполнение упражнений

Обучение движениям способствует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самого себя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности. Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоценные проявления активности.

Мы уже говорили, что обучение движению способствует развитию личности ребенка. Оно развивает его способности, приобщает к национальной культуре, побуждает к самосовершенствованию. Развитие ребенка во многом определяется тем, как им усвоены традиционные, присущие его народу движения.

Итак, повторим еще раз, что в процессе обучения движениям у ребенка развиваются физические и умственные способности, духовно-нравственные качества личности, эстетические чувства; воспитываются телесная рефлексия, осознанность, целенаправленность и организованность двигательных действий, инициативность и стремление к творчеству; развиваются память, воображение, фантазия; воспитывая в ребенке культуру тела, педагог одновременно совершенствует его духовную культуру.

Основные принципы физического воспитания.

Под понятием «принципы» в педагогике понимают  наиболее  важные  и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной  цели с меньшими затратами сил и времени.

В теории и практике физического воспитания  существуют  различные группы  и  виды   принципов:  общие  принципы  системы  физического воспитания, методические принципы,  принципы,  выражающие  специфику отдельных  видов  физического   воспитания  (например,   спортивной тренировки). Они связаны между собой  и  составляют  единую  систему принципов.  Мы рассмотрим  только  общиепринципы физического воспитания. К ним относятся:

1. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни;

3.Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности

Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми  со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими  они могут стать исключительно  под  влиянием определенных  общественных условий жизни, среди которых  особая  роль  принадлежит  физическому воспитанию.

Всестороннее    развитие    личности    отражает     биологическую закономерность,  потребность  в  гармоническом  развитии  систем   иорганов человека, который, как в общественном  отношении,  так  и  в своих биологических особенностях,  всегда  везде  единая  социальнаяличность.

Все  это  обуславливает  многосторонний  характер  воздействий  на человека  в  процессе  физического   воспитания   и   предопределяеторганическую связь  между  различными  видами   воспитания,  которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания. Принцип   всестороннего   и   гармоничного    развития    личности раскрывается в двух основных положениях:

1).  Обеспечение  единства  всех  сторон  воспитания,  формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания  и смежных  формах   использования   физической   культуры,   необходим комплексный подход в  решении  задач  нравственного, эстетического, физического, умственного  и  трудового  воспитания.  Только  в  этом случае высокоразвитые физические качества  и  навыки человека,  его рекордные достижения  в  спорте  общественную  ценность  и  глубокое содержание;

2).  Обеспечение  широкой   общей   физической   подготовленности. Комплексное использование факторов  физической  культуры необходимо для полного общего развития свойственных  человеку  жизненно  важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В  соответствии  с  этим  в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

Духовный мир человека  складывается  под  влиянием  внешней  и,  в первую  очередь,  социальной  среды,  а  также  благодаря  активным действиям человека, направленным на  изменение  окружающей  среды  и самого себя

В процессе физического воспитания – в силу физического и духовного развития человека – существуют  огромные возможности  для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания.  Принцип всестороннего и гармоничного развития  личности включает  следующие основные требования:

·          . строго соблюдать единство различных сторон воспитания

·          . обеспечивать широкую общую физическую подготовленность

Требования общей физической подготовленности опираются на одну  из главных закономерностей развития человека – неразрывную взаимосвязь систем и  органов.  Всесторонняя  физическая  подготовка  составляет непреложную основу любого  вида  деятельности,  служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.

Принцип связи физического воспитания с практикой жизни

Этот   принцип   выражает   основную   социальную   закономерность физического воспитания, его главную  служебную  функцию  – готовить людей  к  деятельности,  к  жизни.  Во  всех  системах   физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение.Некоторые ученые видят  основную  функцию  физической  культуры  и спорта  в  том,  чтобы  с  их  помощью   ликвидировать   скованностьсовременной жизни. Но есть и другая точка зрения  –  что  физическое воспитание призвано готовить людей, способных высокопроизводительно трудиться и самоотверженно защищать свою Родину от покушений врагов.

Это придает принципу  связи  физического  воспитания  с  практикой жизни новые содержание и значение. В осуществлении данного принципа физического воспитания необходимо исходить из  того,  что  везде,  в конечном счете, должна учитываться подготовка к труду и обороне. Существует   мнение,   согласно   которому   прикладное   значение физического воспитания заключается только в  выработке двигательных навыков,  непосредственно   необходимых   в   жизни.   Если   навык, формируемый в результате занятий  тем  или  иным  видом физического упражнения прикладен, т.е.  может  быть  перенесен  в  трудовую  или боевую обстановку, то такое физическое воспитание связано с жизнью.

Цель заключается в том, чтобы, придя на производство или в  армию, человек в кратчайший срок мог овладеть техникой любого дела. Только сильный ловкий и физически развитый человек  лучше  осваивает  новую работу, быстрее овладевает новой техникой. Современная практика боевой тренировки войск показывает,  что  чем сложнее военная техника, тем глубже  и  разностороннее  должны  быть требования к физической  подготовленности  людей.  На  видное  место выдвигаются задачи специальной военно-прикладной подготовки.

Некоторые  ученые  ставят  вопрос  –  что  важнее  для  жизни: двигательный  навык  или  физические  качества,  воспитание  которыхдолжно быть  обеспечено  в  процессе  физического  воспитания?  Этот вопрос  в  такой   постановке   неправомерен.   Качество   и   навыкизолированно друг от друга не существуют. Такая  постановка  вопроса практически приводит к противопоставлению образования воспитанию  и наоборот. Важно и то, и другое. Человек, подготовленный  к  жизни  – это человек, обладающий высоким уровнем развития физических  качеств и большим запасом разнообразных двигательных навыков. В единстве оба этих   фактора   гарантируют    нужную    для   жизни    физическую подготовленность.

Физическое воспитание должно обеспечивать соответствующий  уровень здоровья членов общества, развития их силы и выносливости. Принципом связи  физического   воспитания   с   практикой   жизни   необходимо руководствоваться всех частных задач физического воспитания,  в  том числе и спортивной тренировки, включая в нее физические  упражнения, имеющие непосредственно прикладное значение.

В  итоге  можно  вывести  следующие   конкретизирующие   положения принципа связи физического воспитания с практикой жизни:

1.        . решая конкретные задачи физической подготовки,  следует  при  прочих равных условиях  отдавать  предпочтение  тем средствам  (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные  умения и навыки непосредственно трудового характера;  

2.        . в  любых  формах  физической  деятельности  необходимо   стремиться обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных двигательных  умений  и  навыков,  а  также  всестороннее   развитие физических способностей;

3.        . постоянно и  целенаправленно  связывать  культурную  деятельность  с формированием активной жизненной позиции личности  но  основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания

Идея  укрепления  здоровья  человека   пронизывает   всю   систему физического воспитания. Из принципа  оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующее положения:

1). Ответственность  перед  государством  за  укрепление  здоровья занимающихся физическими  упражнениями.  Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие  от  врача) имеют  дело,  как  правило,   со   здоровыми   людьми.  Они   несут ответственность перед государством не только за сохранение  здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но  и  за  его укрепление;

2).  Обязательность  и  единство  врачебного   и   педагогического контроля. Физические упражнения  –  это  средство,  которое  лишь  вусловиях правильного применения дает оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и  состояние   здоровья   занимающихся   физическими   упражнениями. Систематический врачебный  и  педагогический  контроль предполагает строгий учет этих особенностей. Следует всегда иметь в виду, что  ни преподаватель,  даже хорошо подготовленный, ни сам занимающийся  не могут полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме под влиянием физических  упражнений. На  помощь  приходит врач.

Врачебный  контроль   за   занимающимися   обязателен   для   всех организаций,  проводящих  работу  по  физической  культуре. Однако, врачебный контроль  не  должен  ограничиваться  только  констатацией происходящих в организме человека изменений. Наряду  с показателями специального педагогического наблюдения, данные врачебного  контроля являются теми объективными явлениями, по которым мы можем  судить  о положительном  или  отрицательном  влиянии  физических   упражнений, изменять и совершенствовать методы физического воспитания.

Принцип  оздоровительной  направленности   отечественной   системы физического воспитания повседневного творческого содружества  врача, педагога  и  самого  занимающегося.  Если  занимающийся  почувствует ухудшение здоровья, а врач подтвердит это по анализам, то он  должен отойти  от   интенсивного   занятия   спортом   и   довольствоваться физическими упражнениями как лечебным средством. Врач и педагог обязаны на основе учета изменений на  основе  учета изменений,  происходящих  в  организме  занимающегося  под влиянием физических упражнений, предвидеть  возможные  отдаленные  результаты этих занятий.

В заключении можно сделать  вывод,  что  смысл  этого  принципа заключается  в  обязательном   достижении  эффекта укрепления совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:

1.        .  определяя  конкретное  содержание  средства  и  метода  физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности,  как обязательного критерия;

2.        . планировать и регулировать тренировочные нагрузки в  зависимости  от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося;

3.        . обеспечивать регулярность и единство  врачебного  и  педагогического контроля в процессе заданий и соревнований;

4.        . широко использовать оздоровительные  силы  природы  и  гигиенические факторы.

Таким  образом,  как  следует  из  вышеперечисленного,  основное назначение  общих  принципов  физического  воспитания   сводится  к следующему:

·          . во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и  возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

·          . во-вторых, к объединению общей направленности  процесса  физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровлению);

·          . в-третьих, к определению основных  путей,  гарантирующих  достижение положительных результатов физического воспитания и путей  реализации их на практике.

Общепедагогические принципы физического воспитания.

Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений. Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии. Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; придумывает комбинации движений, их варианты, организовывает знакомые игры и придумывает свои.

Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности в действиях и волевым проявлениям.

Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий. Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими мероприятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности.

Усвоение движений, формирование двигательных навыков требуют их повторяемости. Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.

Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для создания двигательного образования ребенка. Она предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип наглядности – предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность. Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия. Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих представление о выполняемом действии. Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности. При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа. Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагогов определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения. Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом.

Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и диагностирования, изучения результатов медико-педагогического контроля. Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым. По мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему. Стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые постепенно усложняются в различных формах двигательной деятельности, а также при распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упражнений способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков.

Реализация принципа доступности требует соблюдения последовательности в создании методических условий. Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений. Распределение материала, основанного на связи каждого предыдущего занятия с последующим, обеспечивает усвоение программного содержания.

Соблюдение преемственности занятий выражено в следующих правилах: от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному; от простого к сложному, от легкого к трудному. Однако эти правила не всегда универсальны, и трудность физических упражнений требует регулирования координационной сложности и степени физических усилий ребенка. Оптимальное построение системы занятий, заблаговременная и непосредственная подготовка на них к преодолению ребенком очередных трудностей способствуют методическому обеспечению в реализации принципа доступности в работе дошкольного учреждения.

Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка. Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.

В дошкольных учреждениях используются разнообразные способы обучения:

- фронтальный – направленный на одновременное осознанное выполнение двигательных действий всеми участвующими в этом процессе детьми;

- групповой – обеспечивает возможность самостоятельного упражнения в знакомых движениях небольшой группе детей или позволяет воспитателю, подобрав дифференцированные задания для небольших групп детей, обучать другую группу двигательному действию;

- индивидуальный – позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему воспитателем задание.

Использование разнообразных способов обучения обеспечивает принцип единства оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных способов обучения, что способствует эффективному решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми. Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет...

Воспитание нравственных качеств ребенка в процессе экологического обучения.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природоп...

«Педагогические особенности формирования здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания»

Актуальность. Здоровье, это самая большая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным. Считается , что уровень здоровья зависит от наследственных факторов, так же, от действия о...

Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ОВЗ в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум...