Главные вкладки

    Консультация для родителей детей дошкольного возраста. Тема: "Этапы развития речи ребёнка в норме"
    консультация на тему

    1. Развитие звуковой стороны речи у детей в норме

    2. Этапы развития детской речи от 0 до 1 года

    3. Развитие детской речи от 1 года до 2-х лет

    4. Развитие детской речи от 2-х лет до 6-ти лет

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Этапы развития речи в норме.

    Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон

    устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный состав

    языка - это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила

    соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с

    помощью тех или иных звуков. Все эти структурные части языка теснейшим образом

    связаны друг с другом.  Словарь и грамматический строй развиваются и

    совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе

    обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в

    основном к пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков

    родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук

    является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию

    правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи

    детей.

             Речевая деятельность ребенка формируется постепенно и проходит несколько

    этапов своего становления.

    Формирование связной речи у ребенка невозможно без усвоения звуковой стороны

    русского языка, куда входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития

    восприятия звуков (развитие фонематического слуха) и процесс произношения звуков

    речи.

    Развитие звуковой стороны речи в норме.

         возраст                   ребенка

            звуки, появившиеся в речи

    1 год - 1,5 года

    б, т, к, ч

    1,5 года - 2 года

     

    ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х

    2 года - 2 года 6 месяцев  

    сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

    2 года 7 мес.- 3 года 5 мес.  

    фь, вь, с, з, хь, л

    3,5 года - 3 года 8 мес

    ч, щ

    4 года - 4 года 6 мес

    ш, ж

    4 года 6 мес. - 5 лет  

    рь, р

    Этапы развития детской речи от 0 до 1 года

          (довербальный и ранний вербальный период)

    возраст

             основные          показатели

        понимание       речи

    1 месяц

    Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.). В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок.  Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком.

                                                                                         

    2 месяца

    Улыбка при общении с малышом

    3 месяца

    Комплекс оживления при общении с взрослым,

    гуление (это первая стадия лепета – произнесение гласных звуков, близких к: а а, ы ы, у у, возможно сочетание с согласным г г).

    Например, "у-у-у-у" или "гу-у-у-у";

    Прислушивается к

    голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.  

    4 месяца

    Дифференцированность комплекса оживления (разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

    5 месяцев

    Дифференциация направления звука (ищет

    источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки), певучее гуление.

    6 месяцев

    Лепет (многократное повторение слогов: "ба-ба-ба", "ма-ма-ма")  

     

    Понимает отдельные

    инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй

    маму», «Дай ручку», «нельзя»

    и т.п.)

    7 месяцев

    Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую игрушку

    8 месяцев

    Реакция на незнакомое лицо. Лепет сводится к «лепетным словам», состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: "ба-ба», «па-па".  Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами.

    9 месяцев

    Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки»

    10 месяцев

    Ситуационное понимание обращенной речи,

    использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.

    Понимает название

    отдельных предметов

    11 месяцев

    Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией.

    12 месяцев

    (1 год)

    Использование 3-4 «лепетных слов», понимание простой инструкции (типа: «дай мяч», «иди к маме»), дополняемой жестом. Малыш подражает звукам речи взрослых. Появление двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов: «мама, дядя». Знает, как его зовут. Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов.  С удовольствием смеется.

    После года малыш может

    показать предметы на

    сюжетных картинках.

    (Картинка: Мальчик кушает.  Вопрос: «Где ложка?»)

    Понимает слово «НЕТ».

    Хорошо слышит и различает много звуков.

    К учителю-логопеду следует обратиться, если:

    К концу 1-го месяца - ребенок никогда не кричит перед кормлением.

    К концу 4-го месяца - малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

    К концу 5-го месяца - не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

    К 7-ми месяцам - не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не оттает предпочтение мелодичным погремушкам. Не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком.

    К концу 9-го месяца - у малыша нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

    К концу 10-го месяца - малыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощания.

    К 12-ти месяцам (1-му году) - малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

    Развитие детской речи от 1 года до 2 лет.

                                            

    возраст

       

        активная                    речь

           

        понимание             речи

    1 год

    3 месяца

    Словарный запас увеличивается до 6-10 слов

    Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.).  Показывает предметы на сюжетных картинках

    1год 6

    месяцев

    Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

    Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах

    своего словарного запаса)

    1 год 9

    месяцев

    Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов.  Словарный запас около 27 слов.

    Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов).  В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. Ближе к 2 годам использует глаголы типа: писи, неси, ди, дай.

    Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет

    инструкции типа: Покажи, кто сидит, кто спит. Выполняет двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню и принеси чашку». Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь?

    Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит, когда ему читают.

    2 года

    Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; начинает использовать предложения из 2 -3 слов.

    Появляются прилагательные.

    Стечение согласных замещаются одним звуком.

    Пользуется словами: Да, нет, еще.

    Согласует предметы и действия (Машина едет, я хочу)

    К учителю-логопеду следует обратиться, если:

    К 1 году 4 месяцам - он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

    К 1 году 9 месяцам - не может произнести 6 осмысленных слов.

    К 2 годам - малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии.

    Развитие детской речи от 2 до 6 лет.

                                                                                 

    возраст

         

                     активная       речь

         

              понимание       речи

    2 года

    6 месяцев

    Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

    Адекватно использует местоимения: я, ты, мне.

    Использует предложения из 2-3-4 слов.

    Сложные бессоюзные предложения.

    Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один".

    Употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

    Понимает, прочитанные ему, короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

    3 года

    Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3-х и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст.

    Понимает значение простых предлогов,

    выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

    Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли.

    Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

    Называет цвета, форму предметов.

    Понимает сложно-подчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...".

    Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?".  

    Слушает объяснения «как» и «почему». 

    Выполняет двухступенчатую

    инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

    Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

    3-4 года

    Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.

    Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»

    Использует выражения типа: «я думаю, что…», «я надеюсь, что…»

    Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

    Понимает сложно-подчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации.

    Слушает длинные сказки и рассказы.

    Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

    4-5 лет

    Обладает словарным запасом около 3000 слов.

    Знает свой адрес.

    Пользуется предложениями из 5-6 слов.

    Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

    Умеет пересказать.

    Правильно произносит практически все звуки.

    Определяет право - лево у себя, но не у других.

    Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый – мягкий).

    Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

    Считает до 10.

    Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

    Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к

    и т.п.  

    Понимает условное предложение

    со словом «если …».

    Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

    6 лет

    Обладает словарем около 4000 слов.

    Все звуки произносит правильно.

    Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

    Пользуется сложными предложениями.

    Употребляет все части речи.

    Использует абстрактные и отвлеченные понятия.

    Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении.

    Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

    К логопеду следует обратиться, если:

    К 2,5 годам - не понимаем разницу между словами «большой» и «маленький».

    К 3 годам - не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать. Не может показать, какая линия «самая длинная». Не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

    В 4 года - не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

    В 5 лет - речь не разборчива и не понятна для окружающих.

    В 6 лет - малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.

    Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш:

    • не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но

    замечает другие, даже очень тихие звуки;

    • не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять

    сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;

    • употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
    • повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
    • делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
    • затрудняется перед началом речи.

    Учитель – логопед ГБОУ школы № 2000 Терновская Светлана Юрьевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

    Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

    Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

    Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

    Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Агрессивный ребёнок: как ему помочь?»

    Зачастую мы наблюдаем следующую картину:  дома довольно  спокойный,  послушный  ребёнок  в  детском учреждении резко меняется - начинает бегать, прыгать, драться  с...

    Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Если ваш ребёнок плохо говорит…».

    Причины нарушения речи у детей.Развитие речи в норме.Советы родителям.Ответы на вопросы родителей....

    Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...

    Консультация для родителей на тему "Роль семьи в развитии речи ребёнка"

    Консультация для родителей на тему "Роль семьи в развитии речи ребёнка"...

    Консультация для родителей на тему "Роль семьи в развитии речи ребёнка".

    Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на прим...