Задачи воспитания и образования детей среднего возраста
статья по теме

Нигматулина Инна Владимировна

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утверждены образовательные задачи, которые решаются на протяжении всего дошкольного возраста. В статье представлены задачи воспитания и обучения детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_po_obrazovatelnym_oblastyam.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утверждены образовательные задачи, которые решаются на протяжении всего дошкольного возраста. В статье представлены задачи воспитания и обучения детей средней группы.

Задачи образовательной области «Речевое развитие»

Общие:

- формировать навыки владения речью как средством общения и культуры;

- обогащать активный словарь;

- способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- содействовать развитию речевого творчества;

- развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;

- знакомить с книжной культурой, детской литературой;

- формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

В соответствии  с возрастом   4 – 5 лет

  • способствовать использованию речи для инициирования общения, регуляции поведения в игровом взаимодействии со сверстниками;
  • учить понимать и правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния;
  • учить использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования;
  • формировать навыки правильного произношения всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
  • учить строить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога;
  • формировать навыки пользования разнообразными формулами речевого этикета;
  • способствовать эмоциональному реагированию на поэтические тексты, выразительному их воспроизведению;
  • формировать интерес к слушанию произведений разных жанров и рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг;
  • формировать навыки осмысленного восприятия содержания произведений, адекватного реагирования на события, которых не было в собственном опыте;
  • сучить устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей;
  • знакомить с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.);
  • учить различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов);
  • учить изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Задачи  образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» 

Общие:

  1. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  2. Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  3. Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
  4. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
  5. Способствовать формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В соответствии с возрастом.

Развитие игровой деятельности:

  • развивать умение принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя;
  • способствовать объединению нескольких игровых действий в единую сюжетную линию; отражению в игре действия с предметами и взаимоотношения людей;
  • объяснять важность выполнения игровых правил в дидактических играх;
  • создавать условия для разыгрывания по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок;
  • поощрять умения имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев, принимать участие в беседах о театре.

Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:

  • содействовать становлению умения общаться спокойно, без крика;
  • формировать умения здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
  • воспитывать внимательное отношение, умение делится с товарищем игрушками.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:

  • формировать первичные гендерные представления: мальчики сильные, смелые, девочки нежные, слабые;
  • закреплять знание названия города, в котором живет;
  • закреплять знания детей о тех местах в городе, где организуется семейный досуг.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям:

-знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду и дома.

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

  • знакомить с элементарными правилами взаимодействия с растениями и животными.

Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:

  • расширять знания о правилах дорожного движения;
  • формировать умение различать транспортные средства: легковой, грузовой, специальный транспорт.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:

  • формировать умение соблюдать порядок и чистоту;
  • знакомить с источниками опасности дома и в детском саду.

Развитие трудовой деятельности:

  • закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться в определенной последовательности;
  • совершенствовать умение самостоятельно выполнять простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • формировать способность довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;
  • вызывать чувство удовольствия в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • способствовать проявлению знаний о разных профессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
  • знакомить с профессией близких людей.

Задачи образовательной области «Познавательное развитие»

Общие.

  1. Развивать детскую любознательность, познавательную мотивацию;
  2. Способствовать становлению сознания, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
  3. Содействовать формированию познавательно-исследовательских действий;
  4. Развивать воображение и творческую активность;
  5. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к малой родине и Отечеству, социокультурным ценностям нашего народа, отечественным традициями праздникам,
  6. Расширять круг представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В соответствии с возрастом.

Сенсорное развитие

  • учить различать и называть основные сенсорные эталоны и осязаемые свойства предметов;
  • развивать сенсорно-аналитическую деятельность – группировать предметы по сенсорным признакам;
  • создавать условия для элементарной поисковой деятельности и экспериментирования.

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

  • способствовать запоминанию, называнию и правильному использованию деталей строительного материала.
  • помогать пользоваться простыми способами конструирования: конструированию по образцу, по заданию взрослого, по замыслу.
  • развивать умения анализировать созданные и будущие постройки, выполнять действия замещения недостающих строительных деталей другими.

Формирование элементарных математических представлений

  • способствовать овладению элементарными навыками сравнения групп предметов, навыками счета в пределах 5.
  • побуждать к выделению параметров величины протяженных предметов, выполняя действия наложения и приложения.
  • способствовать овладению элементарными навыками ориентировки в пространстве.
  • создавать условия для использования временных ориентировок в частях суток, днях недели, временах года.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

  • создавать условия для накопления представлений о предметах ближайшего окружения, их функциональном назначении.
  • развивать умения группировать и классифицировать предметы, выделяя признаки предметов (цвет, форма, материал).
  • побуждать давать названия растений, животных, выделять особенности их внешнего вида, условий существования, поведения.
  • направлять действия детей на установление элементарных причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями живой и неживой природы.

Задачи образовательной области «Физическое развитие».

Общие:

  1. Содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  2. Развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость;
  3. Создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки), овладения подвижными играми с правилами;
  4. Развивать интерес к спорту, расширять представления детей о некоторых видах спорта;
  5. Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В соответствии с возрастом:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • создавать условия для глубокого и продолжительного сна
  • создавать условия активного бодрствования
  • поддерживать хороший аппетит
  • создавать благоприятные санитарно-гигиенические условия в детском саду
  • осуществлять взаимодействие с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • приучать к опрятности, аккуратности (замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых);
  • способствовать овладению навыками поведения во время еды, умывания, учить пользоваться носовым платком, причёсываться, следить за своим внешним видом;
  • вовлекать в выполнение режимных моментов, продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • дать простейшие представления о полезной и вредной для здоровья пище;
  • способствовать овладению элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;
  • учить бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
  • поощрять сообщения о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
  • знакомить с физическими упражнениями, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
  • направлять действия детей на соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни

Развитие физических качеств:

  • учить энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;
  • поощрять проявление ловкости в челночном беге;
  • закреплять умение бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • учить сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
  • учить ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
  • учить ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;
  • учить катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • привлекать к участию в совместных играх и физических упражнениях;
  • способствовать проявлению интереса к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
  • создавать условия для проявления положительных эмоций, активности в самостоятельной и двигательной деятельности;
  • поощрять проявление самостоятельности в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
  • поощрять проявление самостоятельности и творчества при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое»

Общие:

  1. Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства:
  • развивать эстетическое восприятие детей;
  • формировать элементарные представления о видах искусства (изобразительного, музыкального, художественной литературы, фольклора);
  • стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.
  1. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы:
  • дать представление о категориях: красиво-некрасиво (весело-грустно, живое неживое, приятно-неприятно); форма и содержание (красиво-некрасиво, правда-ложь, реальность-фантазия); пространство и время (движение – покой, причина-следствие, изменение-развитие);
  • развивать эстетический, эмоциональный, оценочный, деятельностный опыт детей.
  1. Развивать продуктивные виды деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность):
  • формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;
  • учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции (в рисовании, лепке, аппликации);
  • учить создавать декоративные композиции (в рисовании, лепке, аппликации);
  • учить самостоятельно находить приёмы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности и художественного труда;
  • поддерживать стремление комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.
  1. Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной др.):
  • реализовывать творческие замыслы, свободно и умело сочетать разные художественные техники;
  • отражать литературный опыт в самостоятельной художественно-эстетической деятельности;
  • прогнозировать возможные действия персонажей, место действия, развитие сюжета.
  1. Содействовать ознакомлению с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.
  2. Развивать музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
  3. Содействовать воспитанию интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в этом виде деятельности.
  4. Развивать музыкально-художественное творчество, способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворению потребности в самовыражении.

В соответствии с возрастом.

  • поддерживать стремление выразить свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных произведений искусства или наблюдений за природными явлениями.
  • знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ.
  • способствовать готовности детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
  • развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.
  • способствовать развитию интереса к занятиям изобразительной деятельностью.
  • содействовать формированию умения в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
  • включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
  • вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
  • способствовать созданию как индивидуальных, так и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации.
  • содействовать экспериментированию и созданию простейших изображений красками, карандашами, а также с помощью глины, пластилина, готовых аппликативных форм.
  • побуждать детей всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов в собственных рисунках, находить сходство с предметами и явлениями.
  • способствовать развитию умения проявлять эмоциональное отношение к процессу деятельности и сюжету; создавать яркие образы.
  • помогать выбирать и менять по своему желанию цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями), размер и фон листа бумаги и т.п.
  • развивать умение у детей изменять характер образа, добавляя части, изменяя их расположение, соединять рисование с аппликацией, способствовать переносу приобретённых в одном виде деятельности навыков в другой.
  • содействовать ознакомлению детей с обобщёнными операциями конструирования из бумаги (сминание, скручивание, разрывание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста в логике индивидуализации образования».

Создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности является на сегодняшний день приоритетно...

Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста

Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста...

Статья «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»

Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых групп, отличающих средних дошкольников от младших.Поэтому мы консу...

Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»

Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»

Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых групп, отличающих средних дошкольников от младших....

Родительское собрание на тему: « Возрастные особенности детей 4-5 лет. Задачи воспитания и обучения детей среднего возраста»

Родительское собрание на тему: « Возрастные особенности детей 4-5 лет. Задачи воспитания и обучения детей среднего возраста»...

21/08/2023 Консультация для родителей «Важные задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»

laquo;Важные задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»Детям исполнилось 4 года. Они переходят в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности поя...