Родительское собрание "Примите наши правила. Малыш в период адаптации"
консультация на тему

Мислимат Шамсудиновна Керимова

 

Познакомиться с родителями,  создать благоприятный эмоциональный настрой; познакомить      родителей с правилами нахождения детей в детском учреждении, с особенностями адаптации детей к детскому саду. Способствовать  сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект родительского собрания28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Примите наши правила.

Малыш в период адаптации»

Место проведения: МБДОУ детский сад №11,  1 группа раннего возраста

Автор: воспитатель МБДОУ детский сад №11  Керимова Мислимат Шамсудиновна

Форма проведения: круглый стол.

Цели собрания:

  • Познакомиться с родителями,  создать благоприятный эмоциональный настрой; познакомить      родителей с правилами нахождения детей в детском учреждении, с особенностями адаптации детей к детскому саду;
  • Способствовать  сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Ход собрания

Приветствие.

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

        Сегодня тема нашего собрания «Улыбка малыша в период адаптации». Это собрание для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью.                                                                В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить еще долгих пять лет. Станут ли эти годы для вашего ребенка , а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателем, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастет в теплые дружеские отношения.                                                         Мы надеемся, что наше собрание будет не только полезным, но и интересным, где родители могут узнать много нового о самих себе, где мы попытаемся разобраться в проблемах адаптации наших детей к детскому саду.                                                                Прежде всего, давайте познакомимся. Предлагаю всем написать свое имя на листочке и прикрепить к одежде, а представиться нужно таким образом: назвать свое имя и слово – эпитет, которое начинается с той же буквы, например, Вера – верная и т.д.

Релаксация.

            На фоне легкой музыки звучат слова:

            « А сейчас мы приглашаем Вас в путешествие.

            Представьте себе сейчас галактику вселенной…

            Мы видим Вас там потоки звезд, их водопадов неимоверное сияние.  И вдруг, как брызги искр, взметнувшись фейерверком, слились они в светящуюся, серебрившуюся точку. Сейчас мы с Вами сами стали очевидцами того, как зажигаются на небе звезды. Когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, холодный блеск которой согревает солнце. Это чудо сделало Вас мамой и папой, берегите его и совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним.  Дайте руку ему, свою крепкую руку.         Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, ее лабиринтам, словно гид, который осилил этот путь.                                                                                                                Ведь только, Вы - родители являетесь одновременно сразу и тучами и солнцем для детей. И лишь только Вам подвластно устранять все «ветряные мельницы» взаимоотношений, с которыми сражается ребенок, чтоб утвердить себя в своей семье. Полюбите  своего  ребенка… каким б он не был, долгожданным или нет…  ведь раз он появился…, раз он есть,… Ваш долг в том, чтобы ребенок стал счастливым».

            Спасибо Вам за наше путешествие!

Введение.

        Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.                                                Конечно, родители, лучше, чем кто–либо, знают и любят своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления, родителям надо выходить на работу и зарабатывать деньги. … И в один из дней приводят в детский сад, оставляют одного среди незнакомых взрослых, в незнакомой обстановке – это является стрессом для ребенка.                                                                 - Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем?                                                                                                     Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде?                                                                                                         Привычные родительские тревоги и волнения. Такие же проблемы выступают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков.

Упражнения «Орехи»                                                                                        Всем участникам предлагается выбрать из корзинки по 1 грецкому ореху, внимательно рассмотреть его и положить обратно. Ведущий перемешивает орехи и предлагает участникам отыскать именно свой орех.                                                                                Ведущий: «Несмотря на то, что на 1 взгляд все орехи одинаковы, у каждого есть свои неповторимые особенности – так и каждый ребенок неповторим…»

Чтобы каждому малышу было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

«Особенности адаптации».

- Так что же такое адаптация?

        Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Адаптация», «Адаптационный период». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме.  Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).

         Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.

        Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации.

        Адаптация социальная – универсальный процесс приспособления к изменениям окружающей среды любой социальной единицы  и результат ее соответствующих изменений.

        Адаптация физиологическая – совокупность реакций организма, которые обеспечивают его приспособление к меняющимся условиям среды.

        Адаптация психологическая – изменение  чувствительности органов чувств в результате длительной стимуляции.

«Уровни адаптации».

         Адаптационный период – достаточно сложный в жизни ребенка – дошкольника и может проходить по-разному. По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три уровня:

        1.В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство.                                                                                                Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать свое положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают). Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев)

        2. Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют. Средний уровень адаптации (20 – 40 дней)

        3. При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям. Легкий уровень адаптации (10 – 15 дней)                                        Родителям предлагаются 3 карточки с описанием уровня адаптации, и предлагаются самим попробовать определить уровень.                                                        Длительность адаптации зависит так же и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома, и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателями, может занять себя содержательной игрой и не чувствовать себя заброшенным и беспомощным. Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умения играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то, думаем, адаптационный период будет безболезненным и коротким.        Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

        Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н, М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.                                                        Родители зачастую не готовят своего ребенка к посещению детского сада, а следовало бы.

«Как можно облегчить крохе процесс адаптации?»

        Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: « как тебя зовут?», « можно с тобой поиграть?»  и т.п.                Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что – чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.                                                                                                Отправляясь в детский сад, напоминайте себе, что вы сами его выбрали, поэтому с ребенком ничего плохого не случится. Если вы не будете скрывать от крохи волнение, то ему передастся напряженное состояние.                                                                                Дома спокойно объясните малышу, что там он, как все дети, останется один, что Вы непременно заберете его после обеда, сна и т.д.                                                        Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока ребенок осваивается, не тормошите его, не позволяйте другим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать  ай-ай-ай, как не красиво, как не стыдно и т.п.).

        Вместе загляните в группу – обычно малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое то время забывает о маме. Подумайте: может Вам стоит исчезнуть именно в этот момент? Может быть не стоит долго стоять и наблюдать за ребенком?

        Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.

        Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя о поведении эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям!

         Приходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительный сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы.

        Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня.

        Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит.

        Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого.

        У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода.

        Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.

Притча «Банка жизни»

   …На стол  ставится стеклянная пустая банка

  - Сегодня я хотела бы поговорить с Вами о жизни, что Вы можете сказать об этой банке?

  (Она пустая.)

  - Совершенно верно, - затем из-под стола достается мешок с крупными камнями и укладываются в банку до тех пор, пока они не заполняют ее до самого верха.

  - А теперь что Вы можете сказать об этой банке?

  ( Теперь банка полная!)

 Достается еще один пакет с горохом, и засыпается в банку. Горох начинает заполнять пространство между камнями:

 - А теперь?

 ( Теперь банка полная!!!)

 Достается пакет с песком, и засыпается его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.

 (Ну, теперь-то банка точно полная!)

 Тогда достается стакан чая и выливается в банку.

 - А вот теперь банка полная! Сейчас я буду объяснять Вам, что произошло. Банка – это наша жизнь, камни – это саамы важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то , что имеет для нас огромное значение; горох – это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок – это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять Вашу жизнь, закрывая Вам глаза на более важные вещи. А чашечка чая – чтобы, не смотря ни на какие проблемы у Вас всегда оставалось время попить чаю с приятными людьми!

        Что понравилось (солнышко) и не понравилось (тучка). Раздача памяток.

Литература:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /Воронеж: Учитель.-2004 – 236с.
  2. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. Образов. Учреждения и семьи /-М.: Просвещение. -2007. 79с.
  3. Теплюк. С. Улыбка малыша в период адаптации /Дошкольное воспитание. -2006. № 3. с. 29 – 35.

Анкета «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»

Ф.И. ребенка ____________________________________

возраст ___________

лет ___________ мес.

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

-бодрое – 3 балла; - раздражительное, неустойчивое – 2 балла; - подавленное 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

- быстро (до 10 мин) – 3 балла; -медленно – 2 балла; - неспокойно – 2 балла

3. Что вы делаете, чтобы ваш ребенок заснул?

- дополнительное воздействие – 1 балл; - без воздействия – 3 балла

4. Какова продолжительность сна?

- 2 часа – 3 балла; - менее 1 часа – 1 балл

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

- хороший – 4 балла; - избирательный – 3 балла; - неустойчивый 2 балла; - плохой 1 балл

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

- положительно 3 балла; - не просится, но бывает сухой – 2 балла; - не просится, и ходит мокрый 1 балл

7. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

- сосет палец, пустышку или др. 1 балл; - нет – 3 балла

8. Интересуется ли ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

-да – 3 балла; -нет – 1 балл; -иногда – 2 балла

9. Проявляет ли интерес к действиям взрослого?

-да – 3 балла; -нет – 1 балл; -иногда – 2 балла

10. Как ваш ребенок играет?

-умеет играть самостоятельно – 3 балла; -не всегда – 2 балла; -не играет сам – 1 балл

11. Взаимоотношение со взрослыми:

-легко идет на контакт – 3 балла; -избирательно – 2 балла; -трудно – 1 балл

12. Взаимоотношение с детьми:

-легко идет на контакт – 3 балла; -избирательно – 2 балла; -трудно – 1 балл

13. Отношение к занятиям: внимателен, усидчив, активен:

-да – 3 балла; -нет – 1 балл; -иногда – 2 балла

14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

-есть – 3 балла; -не всегда – 2 балла; -нет – 1 балл

15. Есть ли опыт разлуки с близкими?

-перенес разлуку легко – 3 балла; -тяжело – 1 балл

16. Есть ли аффективная привязанность к какому либо из взрослых?

-есть – 1 балл –нет – 3 балла

         Анализ и интерпретация результатов анкетирования:

54-40 баллов – ребенок готов к ДОУ;

39-24 балла – ребенок условно готов к ДОУ;

23-16 баллов – ребенок не готов к поступлению в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Малыш в период адаптации"

Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение....

Родительское собрание "Улыбка малыша в период адаптации".

                                                      ...

Родительское собрание "Улыка малыша в период адаптации"

Познакомить родителей с понятиями "адаптация", "адаптационный период". Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка. Помочь родителям и детям уметь по...

Родительское собрание "Улыбка малыша в период адаптации"

Плзнакомить родителей с понятием "адаптация", "адаптационный период". Понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка....

Конспект родительского собрания во второй младшей группе. «Малыш в период адаптации»

Цель:Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия.Задачи:Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации по данной теме.Познакомит...

Родительское собрание "Улыбка малыша в период адаптации"

Период адаптации к ДОУ раннего дошкольного возраста...

Родительское собрание "Улыбка малыша в период адаптации"

Всем известно, что начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно ...