Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника
консультация (старшая группа) на тему

Суханова Наталия Михайловна

Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Чтобы обучение было интересным и увлекательным для детей, необходимы условия.

Условия развития интереса.

Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности:

· Создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данной деятельности у детей;

· Создание положительного отношения к предмету (дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно) и к деятельности — перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие;

· Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности;

· Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Условия организации развития интереса ребенка заключены в следующем:

— повертеть в руках и «вывести закон»;

— опора на предыдущий опыт ребёнка;

— интегрированное обучение;

— работа в малых группах;

— активные формы обучения;

— поддержка положительных эмоций;

— развитие интеллекта;

— предоставление возможности порадоваться открытию.

Роль взрослого в этом процессе — стимулировать интерес ребенка к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

При правильном педагогическом подходе интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив..

Организация развивающего пространства.

Для осуществления экспериментальной деятельности необходим центр активности, в котором было бы собрано множество материалов для детей с целью их исследования.

В процессе экспериментальных действий дети преобразуют объекты с целью выявить скрытые и существенные связи с явлениями природы. В среде, в которой педагоги помогают детям размышлять над своими действиями и только способствуют их обучению в избранной области, и не руководят этим обучением, дети быстрее начинают демонстрировать позитивное поведение.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и, вместе с тем, принципиально различных линий психического развития дошкольника:

-развитие личности и психического развития;

-интересные материалы для работы и игры, чтобы подтолкнуть детей к постановке вопросов в ходе манипулирования материалами и начать поиск ответов на эти вопросы.

Организация экспериментальной деятельности.

В ходе работы нужно выделить для себя основные правила организации экспериментальной деятельности:

1. Осуществлять творческий подход к работе.

2. Избегать прямых инструкций, учить детей действовать самостоятельно.

3. Не делать за детей то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоятельно.

4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

5. Помогать детям управлять процессом усвоения знаний:

— прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

— формировать навыки самостоятельного решения проблем;

— обучать анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.

Столкнувшись с новым видом материалов, дети обычно проходят три

предсказуемые стадии:

1) Стадия экспериментирования, продолжительность которой зависит от возраста, способности и предыдущего опыта детей.

2) Введение новых слов необходимого словаря, связанного с новыми материалами. Словарь лучше вводить в то время, пока новые материалы актуально используются. В ходе беседы задаю вопросы: «Что ты можешь сказать об этом?», «какие варианты тут можно ещё попробовать?» и т.п. Затем внимательно выслушиваю предлагаемые детьми творческие соображения, помогаю с помощью новых слов высказать рассуждения, описать материалы. Предлагаю родителям почитать детям литературу по теме.

 Обозначение проблемы — обычно это вопрос, который возникает во время обсуждения. Здесь моя задача состоит в том, чтобы мотивировать ребёнка к рассуждению, нахождению решений и ответов.

Заключение

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта — это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой деятельности, направленной на познание окружающего мира. В развитии познавательного интереса ведущей ролью является детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Организация экспериментальной деятельности — это мощный стимул в развитии детей и совершенствовании педагогического мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деяте...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познават...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.

В статье говорится о том, какое значение имееет детское экспериментирование в развитии мышления, наблюдательности, а так же о том, что  детское экспериментирование – это активная деятельность пра...

«Детское экспериментирование в развитии познавательного интереса старших дошкольников».

Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню.Что я делаю – я понимаю.Конфуций...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стре...

Консультация для родителей. Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольника.

В развитии познавательного интереса ведущей ролью является детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, те...