Как предупредить нарушения речи
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Стук Ольга Николаевна

enlightened В статье приводятся аргументы для родителей в пользу своевременного обращения к логопеду  для квалификации дефекта речи и организации помощи ребёнку .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как предупредить нарушения речи ( советы логопеда)

Не все дети-дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение  отдельных звуков  , а взрослые не всегда улавливают на слух искажённое произношение того или иного звука или не придают ему особого значения , полагая , что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся . Если ребёнок искажает звуки ( произносит , например , свистящие звуки меж зубно , или заменяет звуки  л , р ,на звук в , звук  р произносит искажённо-горловое , носовое  ,боковое произношение  и т.д. ) такое произношение с возрастом самостоятельно само не проходит , а только закрепляется . Определить есть ли у ребёнка нарушения речи можно только обратившись к помощи логопеда .

Часто родители пытаются самостоятельно оказывать помощь ребёнку прибегая к услугам интернета и делают следующие ошибки :  предлагают детям упражнения не соответствующие тяжести дефекта ; упражнения не соответствующие возрасту ; не соответствующие индивидуальности ребёнка . Во всех этих случаях они терпят поражение и загоняют проблему вовнутрь . Необходимо знать  , что логопед  , прежде , чем приступить к коррекции нарушений , проводит всестороннее обследование речи  , памяти , внимания , мышления , моторики . В случае необходимости подключает к работе таких специалистов , как : психолог , невропатолог . Нужно помнить , что формирование речи  , её успешная реализация зависят от работы центральной нервной системы ( речевых зон коры головного моста и проводящих путей к органам речи ) . Неграмотные действия родителей формируют неправильный уклад звуков . Логопеду в таком случае приходится переучивать ребёнка . Родители, при самостоятельной работе над речью ребёнка , жалуются , что он не употребляет звук в самостоятельной  речи  , произносит его только в начале слова . Они не знают , что при постановке  звук закрепляется постепенно по принципу» от простого к сложному « . Закрепление происходит в такой последовательности : автоматизация в слогах ; автоматизация в словах ; автоматизация в предложениях ; автоматизация в связной речи . Причём работа на каждом этапе имеет свои особенности . Кроме этого ведётся работа над развитием фонематического слуха , при его недоразвитии ребёнок и употребляет звук только в начальной позиции , или не употребляет в связной речи , или путает с другим звуком .

Нередко дети с неправильным произношением многих звуков несколько отстают в развитии , так как их речь бывает малопонятной . что нарушает контакт с окружающими , мешает формированию фразовой речи , а следовательно , сказывается и на логическом мышлении .

 Чтобы не пропустить различные недостатки речи  , а также предупредить их появление ,каждый ребёнок должен пройти диспансеризацию у логопеда в 3 года , 5 и  перед  поступлением в  школу : в 3 года – чтобы не пропустить задержку развития речи ( бедность словарного запаса , малопонятная речь , неправильная фраза ) и первые признаки заикания ; в 5 лет – чтобы  не пропустить  патологического косноязычия ( искажённого произношения звуков ) . Есть нарушения произношения , требующие как можно более раннего начала работы над ними .Это искажённое произношение звуков : л , например , произносится губами   , свистящие звуки – меж зубно , горловое произношение звука р и т.п .  Такое произношение закрепляется на всю жизнь , если своевременно его не устранить .

При профилактическом осмотре в 3 и 5 лет логопед укажет , каким путём нужно помочь ребёнку : порекомендует занятия с логопедом  или отдельные упражнения в игровой форме , проводимые родителями с детьми  дома . Многие дети сейчас плохо воспринимают печатный материал в виде альбомов для закрепления звуков , домашних логопедических тетрадей  , поэтому логопед может порекомендовать наряду с ними и интерактивные игры , предлагаемые, например сайтом « Мерсибо «  , которые  очень хорошо поддерживают интерес детей к речевым занятиям .

Следует уделять внимание не только детям с поздним развитием речи , но и детям  с ранним развитием речи . Родители любят демонстрировать окружающим речь таких детей  , а это может привести к тяжёлым осложнениям ( заиканию ) .

Неправильное произношение приносит детям много огорчений и трудностей в детском саду , а в школе эти трудности возрастают . Недостатки в устной речи очень часто влияют на письменную речь .Ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов , часто вместо одной буквы пишет другую , пишет так как говорит .

Поэтому перед  поступлением в  школу необходимо пройти диспансеризацию у логопеда , чтобы проверить , как ребёнок произносит и различает сходные звуки  ( дифференциация звуков ) , что так важно для предупреждения ошибок на письме .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как предупредить нарушение осанки и плоскостопия»

Формирование у родителей представлений о физических упражнениях  и  способах профилактики плоскостопия и нарушения осанки, практических умений в области физического воспитании  ребенка ...

Как предупредить нарушения в поведении детей

Лекция для родителей на тему: «Как предупредить нарушения в поведении детей»....

Консультация для родителей "Как предупредить нарушение осанки у детей"

Очень полезный комплекс физзарядки для старших дошкольников и младших школьников....

Статья для родителей "Как предупредить нарушение осанки"

Статья для родителей: «Как предупредить нарушение осанки» Правильную осанку необходимо вырабатывать у ребенка с первых лет его жизни. Нужно научить ребенка держать свое тело красиво и правильно, ...

Памятка для родителей. Как предупредить нарушения речи.

Краткая консультация для родителей о речевом развитии детей 3-4 лет....

Как предупредить нарушения речи.

        Чтобы предотвратить нарушения речи ребенка, нужно устранить из его жизни причины, способные привести к их возникновению. Главное - сделать это своевременно. На каждо...

Статья для родителей"Как предупредить нарушение осанки"

Правильную осанку необходимо вырабатывать у ребенка с первых лет его жизни. Нужно научить ребенка держать свое тело красиво и правильно, так же как мы учим детей правильно одеваться, умываться, причес...