Мастер-класс для родителей по развитию речи детей
методическая разработка (старшая группа) на тему

Холенкова Светлана Николаевна

Мастер -класс для родителей поможет разнообразить совместные вечера, также позволит маме больше времи потратить на общение со своим ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

 «Игра вокруг нас».

Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах развития связной речи. Знакомить с речевыми играми.

Задачи:

- развивать речь и воображение ребёнка,

- активизировать словарь,

- расширять кругозор ребёнка,

- привлекать его к выполнению простейших поручений,

- развитие мелкой моторики,

- создание благоприятного внутрисемейного взаимоотношения.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые родители! Часто слышу от вас вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи.

В общении с детьми мы часто слышим: «Маме было некогда, она готовила суп». Сегодня мы будем учиться играть с детьми на кухне.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

1.Макаронные изделия (с дырочкой внутри) – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, буквы, цифры попутно изучая формы и цвета.

2. Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

3. Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т. д.

4. Играем с крупами.

Насыпьте в любые емкости разные крупы. Спрячьте в них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку) Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет руки или игрушки в крупе. Ребенок определяет наощупь, что это за предмет.

Дайте ребенку несколько пустых  емкостей, пусть пересыпает крупу. Для игры можно использовать тарелки разных цветов. Насыпьте фасоль в них, считайте – в какой больше всего, в какой меньше всего.

Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой.

Можно насыпать крупу на поднос и проявить фантазию рисовать по ней пальчиками.

Развиваем слуховое внимание, слуховые дифференциации.

Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации контрастных неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами. Развитие акустической памяти направлено на удержание объёма воспринимаемой на слух информации.

Такие игры можно легко организовать с привлечением обычных предметов, которые окружают нас на кухне.

1. Слушаем звуки.

Послушай и запомни звуки: размешать сахар в чашке, хлопнуть крышкой по кастрюле, прошуршать пакетиками со специями, погреметь горохом или манкой в стеклянной банке и т. д.

Ребенок отгадывает, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.

2.«Звучащие баночки», «Что звучит?», «Найди пару».

Насыпать в баночки разные крупы. Потрясти баночку, отгадать, что там звучит.

Определить одинаковые наполнители, составить пары.

Ребенок выполняет действия, называет крупы.

Развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов.

 «Покупки. Найди звук»

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть загаданный вами звук. Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы.

Игры на развитие грамматического строя

1.«Помощники»

Назови одним словом прибор, с помощью которого:

варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире.

Ребёнок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.

2. «Большой –маленький»

Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Мама: Ребёнок

Я называю большие предметы,

а ты их будешь уменьшать.

Булка- булочка

апельсин- апельсинчик

кастрюля- кастрюлечка

3. «Великаны»

Мама: Ребёнок:

Я буду называть обыкновенный предмет,

а ты «предмет великан».

Нож - ножище

Помидор - помидорище

Батон - батонище.

4. «Готовим вместе»

Цель: Формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных.

- Как будет называться блюдо? Варим кашу из манки,из риса и т. п.

пюре из картошки-, колеты из мяса-;суп из курицы-, из грибов –, из лука-, из рыбы- и так далее.

Из яблок получается яблочный сок, из груш -, из свеклы-.

Ребёнок образует относительные прилагательные.

5. Учим предлоги: после похода в магазин раскладываем продукты сообща: куда положить овощи, куда положить фрукты, куда положить крупу, куда положить хлеб.

- Конфеты положим в вазочку и поставим около сахарницы. Салфетки сложим в салфетницу и поставим на поднос. Порошок надо поставить в шкафчике под раковиной возле коробки…

Ребёнок выполняет поручения и объясняет свои действия.

6.«Один и много»

Взрослый называет один предмет – а ребенок много.

Перечислять можно разные предметы. Например:

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы…

7.«Чего не стало?»

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов– 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.

8.«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный холодильник, красное полотенце, красный стол, красное окно, красная рука и прочие.

Игры на обогащение словаря ребенка.

Расширяем словарный запас и учим словообразованию.

1.«Разные слова»

В игре можно использовать любые предметы.

1.«Какой предмет?»

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное — платье, яблоко, знамя, …

2.«Охота на слова».

Цель: Дать понятие об овощах, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, развивать быстроту переключаемости, активизировать словарь.

Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.) на слова можно «охотиться», которые достаем из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т. д.

4. «Угощаю»

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.

Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.

Развитие связной речи

«Кухонные сказки».

Можно придумывать сказки или истории про различные предметы, например про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т. п.).

Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот картофелина. Как ты думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая (тёмная, неправильной формы? Что из неё можно приготовить?

Ребёнок рассказывает сказочную историю.

Подведение итогов мастер-класса.

Обмен мнениями.

Обогащайте ваше общение с вами различными играми и дети обязательно в дальнейшем отблагодарят вас своими успехами. Играйте в логопедические игры на кухне да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...

Мастер-класс для педагогов ДОО по развитию речи детей

Мастер-класс для педагогов ДОО по развитию речи детей...

Мастер - класс "Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей

Технология сторителлинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Мастер- класс " Ментальные карты как метод развития речи детей дошкольного возраста"

Для презентации использован материал по использованию мыслительных карт в развитии речи детей...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...

Мастер - класс для педагогов: "игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...