Мастер- класс " Ментальные карты как метод развития речи детей дошкольного возраста"
презентация по логопедии

Головченко Татьяна Геннадьевна

Для презентации использован материал по использованию мыслительных карт в развитии речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnye_karty.pptx1.75 МБ
Файл mentalnye_karty_kak_metod_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx197.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Мыслительные карты (ментальные карты) как средство речевого развития дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования Подготовила: Воспитатель I кв.категории Головченко Татьяна Геннадьевна 2018год

Слайд 3

Актуальность …новые идеи, подходы, формы и методы работы в педагогической деятельности… метод мыслительных карт

Слайд 4

Мыслительные карты - это техника визуализации мышления, в виде схем и рисунков. Мыслительная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Слайд 5

История появления Метод « интеллект-карт » был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном . По-английски он называется " mind maps ". Буквально слово " mind " означает "ум", а слово " maps " — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин " интеллект-карты ". В мир дошкольных технологий, мыслительные (ментальные ) карты пришли благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко , которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Слайд 6

Полезные свойства ментальных карт Наглядность Привлекательность Запоминаемость Современность Творчество Возможность пересмотра

Слайд 7

Применение мыслительных карт в речевом развитии детей дошкольного возраста 1 направление – Сбор материала 2 направление – Закрепление и обобщение материала. 3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов

Слайд 8

Общие требования к составлению мыслительной карты Главная идея обводится в центре страницы. Лист располагается горизонтально Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Слайд 9

В составлении интеллектуальной карты могут участвовать: - педагог; - педагог в совместном взаимодействии с обучающимися; - дети вместе с родителями .

Слайд 10

В своей педагогической практике я использую метод мыслительных карт: - при формировании фонематических умений; - при работе по развитию лексики; - при формировании грамматических категорий; - при работе по развитию связной речи; -как представление результатов проектной деятельности; - при работе с родителями.

Слайд 11

пополнился словарный запас; улучшилась лексико-грамматическая структура речи; дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. Положительная динамика в речевом развитии :

Слайд 12

Мыслительная карта «Самое вкусное и полезное блюдо » Румяный шар растет на ветке. Такое любят взрослые и детки, И даже это любят бабочки, Все потому что наливное ( ? ) Что за фрукт на вкус хорош И на лампочку похож, Бок зеленый солнцем греет, Он желтеет и краснеет ( ? ) Апельсина брат родной: С золотистой кожурой, Дольки в тонкой оболочке Только меньше фрукт росточком ( ? ) Этот сладкий фрукт растет В жарких странах круглый год. Очень любят обезьяны Кушать спелые ( ? ) Румяный шар растет на ветке. Такое любят взрослые и детки, И даже это любят бабочки, Все потому что наливное Источник: Загадки про Яблоко для детей с ответами Румяный шар растет на ветке. Такое любят взрослые и детки, И даже это любят бабочки, Все потому что наливное Источник: Загадки про Яблоко для детей с ответами Близнецы на тонкой ветке .Все лозы родные детки. Гостю каждый в доме рад. Это сладкий.( ? ) продукты

Слайд 13

Вопрос: В условиях реализации ФГОС использование метода ментальной карты позволяет осуществлять интеграцию каких образовательных областей ?

Слайд 14

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд1  Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Головченко Т.Г.воспитатель   I кв.категории «Усть-Кудинский детский сад» . Обратите внимание на слайд: перед вами 4 картинки. Как вы думаете, что изображено на них?.......

Слайд2  Тема   мастер класса- «Мыслительные карты (ментальные карты) как средство речевого развития дошкольников».     

 Слайд3 Введение ФГОС ДО , потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.

Изучая литературу и интернет- ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления мыслительных карт.

Слайд4 Цель мастер-класса: передача опыта использования метода мыслительных карт  как средство речевого развития дошкольников. Что такое мыслительные карты? Это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод  мыслительных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Слайд5  Немного истории

Метод мыслительной карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном, а в мир дошкольный пришел благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне   Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей .

Слайд6 Уникальность этого метода в том, что он одновременно включает в себя работу и правого и левого полушария головного мозга, тем самым, позволяя в полной мере использовать наш потенциал. 

Возможно,  кто – то возразит: «Схемами пользовались всегда». Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.

Слайд7      Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, а именно в развитии речи детей? Валентина Михайловна Акименко предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Так же использовать метод в работе с детьми  с ЗПР, даёт огромные положительные результаты.     Метод  является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

  Слайд8  Суть ментальных карт заключается в том что основная тема располагается в центре листа , становясь фокусом внимания.  Для этого

можно использовать не только слова, но и рисунки, картинки. Для создания карт используются только цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

Каждая главная ветвь (ассоциация) имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

При работе с младшими дошкольниками необходимо использовать рисунки, картинки, достаточно использовать  ветви второго порядка. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).

В старшем дошкольном возрасте  можно записывать слова(предпосылки грамотности ).

 Слайд9    В составлении карт могут участвовать:

- педагог ( он может составлять карту по теме занятия. При этом ребёнок в ходе исследования- беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения , рассказ.

-педагог в совместном взаимодействии с воспитанником ( как закрепление материала по определенной теме или в проектной деятельности).

- работа  с родителями (  составление мини-карт - дети вместе с родителями, пополнение материала к картам)  

Слайд10    В своей педагогической практике я использую метод ментальных карт при работе по развитию лексики ( расширение объёма  и активизации словаря, уточнение значения слов), при формировании грамматических категорий, при работе по развитию связной речи( карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста).

В условиях реализации ФГОС использование ментальных карт позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, непосредственное участие воспитанников в составлении карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей.

В результате применения ментальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Слайд11   При использовании метода мыслительных карт -  Дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, стали более активными при разговоре,   словарный запас стал точен и разнообразен. С введением шкал экерс-р ,в дальнейшем хочу использовать этот метод при планировании образовательной деятельности в режимных моментах в начале дня с детьми. 

Слайд12  А теперь я бы хотела пригласить   фокус- группу 4-5 человек.

Детям предлагается проблемная  ситуация (возраст- подготовительная группа): В детском саду праздник «День мам». Будет много гостей, наши  любимые мамы. Гостей принято угощать.  Чем же мы будем угощать?

Задание: Выберите, какое блюдо вы хотите приготовить (Салат, торт, компот). А какое полезное?  

 Уважаемые коллеги мы с вами составим  рецепт  салата,  используя метод мыслительных  карт. Отгадайте загадки, которые нам будут нужны для приготовления.(загадки на слайде).

Апельсина брат родной:

С золотистой кожурой,

Дольки в тонкой оболочке

Только меньше фрукт росточком. (мандарин)

Этот сладкий фрукт растет
В жарких странах круглый год.
Очень любят обезьяны
Кушать спелые (
бананы)

Румяный шар растет на ветке.
Такое любят взрослые и детки,
И даже это любят бабочки,
Все потому что наливное(
яблочко)
Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет? (
груша)

Близнецы на тонкой ветке .Все лозы родные детки.

 Гостю каждый в доме рад. Это сладкий.(виноград) 

Можно придумать название салата.

По завершению  расскажите  про мыслительную карту(защита: метод применяется в развитии речи детей )салат.jpg

Слайд 13 В заключении мастер – класса предлагаю ответить на вопрос: В условиях реализации ФГОС использование метода ментальной карты позволяет осуществлять интеграцию каких образовательных областей  ?

Слайд14 Закончить своё выступление я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского: « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он усвоит на лету».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...

Мастер - класс для педагогов: "игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Мастер - класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников»

Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.Изучая литературу и интернет- ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивног...

Публичное выступление с элементами мастер-класса «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологи...

Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...