Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте.
консультация (старшая группа) на тему

Вакорина Светлана Алексеевна

Развитие ребёнка в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razvitiya_rebenka_v_doshkolnom_vozraste.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей, чьим детям от 2 до 3 лет

  1. Знать цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Назови, покажи, найди, что такого же цвета.
  2. Знать формы предметов: круг (шарик), квадрат (кубик), треугольник (крыша), прямоугольник (кирпичик). Назови, найди.
  3. Развитие речи: 
  • начинает употреблять сложные придаточные предложения
  • проговаривает почти все звуки
  • появляются вопросы: Где? Куда? Почему? Когда?
  1. Деятельность: 
  • собирают пирамидку с учетом величины
  • находят «домики» фигуркам, используя зрительное сравнение («Вкладыши»)
  • с помощью пластилина и карандаша изображает простые предметы по показу, может нарисовать «головонога»
  1. С предметами быта: 
  • самостоятельно одевается
  • застегивает пуговицы и завязывает шнурки с небольшой помощью взрослого
  • ест самостоятельно, аккуратно.
  1. Игра: появляются элементы сюжетно-ролевой игры
  2. Двигательная сфера: поднимается и спускается с лестницы самостоятельно
  3. Память: выполняет 4-5 действий по памяти
  4. Общение: любознателен, любопытен, доволен, когда хвалят, переживает, когда ругают, получает удовольствие от общения с взрослыми, эмоционально отзывчив.

Уважаемые мамы и папы, помните!

  1. Развитие речи – главное в этом возрасте. Для этого необходимо делать ежедневно и многократно:
  • пальчиковую гимнастку, зарядку для язычка и губ
  • повторять звуки и слова, четко проговаривая и глядя ребенку в лицо
  • читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки
  • следить за своей речью, не подделываться под детскую речь
  • отвечайте на все вопросы ребенка, но конкретно и коротко.
  1. Ведущим процессом является восприятие. Для этого необходимо:
  • окружать ребенка яркими, красивыми игрушками, предметами, с которыми можно действовать – катать, кидать, разбирать, собирать, складывать, трогать, нюхать, слушать, пробовать.
  1. Ведущий вид деятельности – игра. Обыгрывайте с ребенком разные ситуации, предлагайте выполнить то или иное задание от лица игрушки, для игрушки, например, пусть свое недовольство поведением ребенка высказывает любимый медвежонок.
  1. Ребенок стремится к самостоятельности – удовлетворяйте эту потребность. Все, что ребенок может делать – пусть делает сам.
  2. Помните! Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
  3. Будьте последовательны в требованиях, не бойтесь сказать «Нет».
  4. Хвалите ребенка за хорошее поведение.
  5. Ребенка можно отвлечь, берегите его нервную систему.
  6. Любви и терпения!
  7. Памятка для родителей, чьим детям от 1,5 до 2 лет

  1. Знать цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Сличение - "покажи такой же".
  2. Знать формы предметов: круг (шарик), квадрат (кубик), треугольник (крыша), прямоугольник (кирпичик). Сличение - "дай такую же".
  3. Речь: 
  • обозначает свои действия словами и предложениями из двух-трех слов
  • отвечает на вопросы взрослого
  • активный словарь более 40 слов.
  1. Предметы: показывает по просьбе взрослого 4-5 знакомых картинок, игрушек.
  2. Деятельность: 
  • снимает кольца с пирамидки
  • собирает пирамидку без учета величины
  • находит "домики" фигурам, используя силовые пробы (игра "Вкладыши").
  1. С предметами быта: 
  • в 1.5 года снимает варежки, носки
  • в 2 года надевает носки, туфли, штанишки, шапку
  • листает книгу
  • самостоятельно ест
  • кормит и баюкает куклу, возит машинку
  • умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия.
  1. Игра: манипулирует предметами, воспроизводит ряд последовательных действий.
  2. Двигательная сфера: 
  • поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень
  • перешагивает через препятствие на полу
  • встает на лавку – 20 см от пола
  • подпрыгивает, бегает
  • бросает и ловит мяч
  • в 2 года повторяет штрихи, рисует круги.
  1. Память: выполняет 3 действия по памяти.
  2. Общение: контактирует со сверстниками, рад общению со взрослыми, сопереживает плачу ребенка, плачет при испуге, обиде, ищет помощи у взрослого.

Уважаемые мамы и папы! Помните!

  • Развитие речи – главное в этом возрасте. Для этого необходимо делать ежедневно и многократно:
  • пальчиковую гимнастку, зарядку для язычка и губ
  • повторять звуки и слова, четко проговаривая и, глядя  ребенку в лицо
  • читать стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки
  • следить за соей речью, не подделываться под детскую речь
  • развивать мелкую моторику, используя для этого пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор, краски, прищепки и т.п.
  1. Ведущим психическим процессом в раннем возрасте является восприятие. Для этого необходимо:
  • окружать ребенка яркими, красивыми игрушками, предметами
  • давать пробовать на вкус и запах, катать, кидать, разбирать, собирать, складывать, трогать, слушать, разглядывать все, что можно (что нельзя, лучше на время убрать из поля зрения ребенка)
  • обязательно называть предмет, его основные признаки (мяч круглый, катится, прыгает), побуждать ребенка к повторению.
  1. Развивайте крупную моторику, создавая условия для двигательной активности:
  • бегать за мячом, за каталкой, за папой, за мишкой, от медвежонка, вместе с зайчиком
  • прыгать как зайчик, как кошечка, как мишка, выше мамы, к кукле Кате и т.п.
  • перелазить, залазить, пролазить как котенок под стол, за стол, на стул и т.п.
  • ходить по узкой дорожке, толкать паровозик, везти машинку с зайкой, пинать мяч.
  1. Ребенок стремится к самостоятельности – удовлетворяйте эту потребность. Все, что ребенок может делать сам, пусть делает сам.
  2. Помните, ребенка в этом возрасте легко отвлечь, берегите его нервную систему! 

Памятка для родителей, чьим детям от трех до четырех лет

  1. Развитие речи к 4-м годам: 
  • активный словарь: 1000 – 1500 слов
  • усваивает основные грамматические конструкции родного языка
  • словотворчество - ребенок сам придумывает слова
  • речь становится орудием мышления
  • ребенок задает вопросы.
  1. Память: 
  • выполняет 4-5 действий по памяти
  • запоминание и восстановление происходит в деятельности и зависит от ее характера
  • быстро запоминает стихи, сказки.
  1. Сенсорное развитие: 
  • идет активное усвоение эталонов (цвет, форма, размер, запахи, звуки)
  • ребенок знает, называет и выбирает по названию: 7 цветов радуги, формы - шарик (круг), кубик (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник), 3 – 4 размера.
  1. Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки с небольшой помощью взрослого.
  2. Ребенок наилучшим образом постигает и осознает: 
  • реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, рассмотреть, подержать в руках
  • те события и явления, в которых он сам был непосредственным свидетелем и активным участником.
  1. Малыш подражает близким людям, перенимает их опыт, интересы, взгляд на мир.
  2. Игра: активное освоение ролевой игры, игровое взаимодействие со сверстниками.

Что ждет ваш ребенок от вас

  1. Любви и терпения!
  2. Будьте последовательны в требованиях.
  3. Хвалите ребенка за хорошее поведение, отмечайте и поддерживайте все успехи ребенка.
  4. Не бойтесь сказать «нет».
  5. Развивайте речь ребенка :
  • главное условие – это общение взрослого и ребенка
  • следите за своей речью, не подделывайтесь под детскую речь
  • не оставляйте без ответа вопросы ребенка, но отвечайте конкретно и коротко
  • развивайте мелкую моторику через: пальчиковые игры, рисование, лепку, конструирование, аппликацию, игры с мозаикой, мелкими предметами, крупой и т.п.
  • читайте стихи, сказки, рассказы, пересказывайте.
  1. Не делайте за ребенка то, что он может делать сам – думать за него, когда он сам может додуматься (мышление развивается в практической деятельности и из практической деятельности), бросаться на помощь, когда вас об этом не просят, не ограждайте ребенка от трудностей, человек развивается в поиске и решение проблем.
  2. Помните! Желания ребенка неустойчивы и быстро приходящи, ему их трудно контролировать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
  3. Играйте на улице и дома, в транспорте и по дороге в детский сад, по любому поводу и для удовольствия своего и ребенка.
  4. Создавайте окружающую среду – необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств – знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, пробовать на вкус и запах, трогать руками, собирать, разбирать и т.п.
  5. Не заблуждайтесь в отношении того, что ребенок мал, и в дальнейшем все можно будет исправить. Подправить - да, но изменить в корне – нет.

Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только

В последние годы родители вновь стали отдавать детей в детский сад в раннем возрасте, начиная с 10 – 11 месяцев, в детских садах вновь стали открываться группы для малышей. И основной проблемой для родителей при поступлении ребенка в детский сад является благоприятная адаптация малыша к новым условиям. Каждая мама и каждый папа хочет, чтобы этот процесс прошел без особых трудностей.

Итак, что необходимо знать вам, уважаемые родители, для того, чтобы процесс адаптации ребенка к детскому саду прошел безболезненно не только для ребенка, но и для вас.

Адаптация и прогноз адаптации
Во-первых, что такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).

Во-вторых, существует такое понятие как прогноз адаптации.

  • Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;
  • Психолого-педагогический – составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо-эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез)

Составляя прогноз адаптации самостоятельно, вам необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:

  • частые заболевания матери
  • несоответствие домашнего режима ясельному
  • токсикоз 2-ой половины беременности
  • заболевания матери во время беременности
  • вредные привычки
  • недостаток эмоционального общения в первый год жизни
  • резкие отношения между родителями
  • раннее искусственное вскармливание
  • вторая и третья группа здоровья
  • заболевания ребенка в первый год жизни
  • отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития - ЗРР).

При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

Типы адаптации
Существует три типа адаптации:

  • благоприятный – психо-эмоциональный статус составляет от + 13 баллов до +49 (баллы по листу адаптации считают медицинские работники в детском саду), группа здоровья - 1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера, анемии, задержки речевого развития, диатеза;
  • условно-благоприятный - психо-эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до + 13, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез;
  • неблагоприятный - психо-эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до- 59, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез.

Вы можете сами оценить течение адаптации вашего ребенка:

  • благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;
  • условно-благоприятное – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до2,5-ой месяцев);
  • неблагоприятное – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).

Адаптация закончена, если:

  • у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
  • у него отсутствуют заболевания;
  • есть динамика массы тела;
  • и динамика психомоторного развития.

Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

Готовность родителей

  1. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.
  2. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».
  3. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.
  4. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
  5. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
  6. Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

Ваш ребенок пришел в детский сад 

  1. Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.
  2. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
  3. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
  4. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
  5. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!

Терпения вам и оптимизма!
Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса

Для развитияeребёнка важны и имеют огромноеeзначение все психическиеeфункции и процессы, протекающие в центральнойeнервной системе....

Реферат на тему «Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте»

Наши дети - это наша старость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость,Плохое воспитание - это наше будущее горе,Это наши слезы,Это наша вина перед другими людьми.А.С. Макаренко...

Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».

Консультация для родителей подготовительной группы:« Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими...

Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет»

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.

План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...