"Почитай мне, мама"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В представленной статье подробно охарактеризовано влияние природоведческой литературы на экологическое сознание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 186.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Почитай мне, мама»
Влияние природоведческой литературы на экологическое сознание дошкольников
«Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать».
Д.Дидро
«Где есть поветрие на чтенье,
В чести там грамота, перо.
Где грамота – там просвещенье,
Где просвещенье – там добро».
П.А.Вяземский
Хорошая книга – не только радость и наслаждение, она – наш мудрый и добрый друг, советчик и воспитатель. Всё то, что ребёнок видит на улице или с экрана телевизора, всё, о чём он случайно слышит в разговоре взрослых, книга объяснит не только с научной и технической, но, в первую очередь, с человеческой, моральной, нравственной точки зрения. Литературные произведения знакомят ребёнка с окружающим и природным миром, воспитывают и развивают его способности. Учёные и педагоги уже давно забили тревогу – дети всё меньше и меньше интересуются чтением. Его место занимает телевидение и Интернет. Раньше Россия была самой читающей страной в мире, а сейчас занимает лишь 33-е место среди 40 развитых стран.
Благодаря чтению:
- развивается смысловое восприятие ребёнка;
- развивается его внимание, память, мышление, воображение;
- повышается его грамотность;
- развивается речь и увеличивается словарный запас;
- формируется внутренний мир ребёнка.
Хорошая речь ребёнка – это показатель его здоровья: физического и психического. Речь взрослых – эталон для подражания, поэтому взрослым нужно тщательно за этим следить. Чтение – основное средство приобщения ребёнка к своему родному языку, к культуре, поэтому очень важно развить у ребёнка интерес и любовь к чтению. Ребёнок должен вынести из всего разнообразия книг главное: знать – интересно, знать – необходимо, человек добывает знания, чтобы сделать жизнь на земле лучше и разумнее.
Любовь или нелюбовь к чтению закладывается в семье. Если вы любите читать, это не значит, что и ребёнок автоматически полюбит книги. Мы с вами все разные. Но каждый из нас, так или иначе, связан с природой. У В.Бианки, тонкого знатока природы, есть замечательные слова: «Растения и животные, леса, и горы, и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с ними всеми своими голосами». Насколько богаче и счастливее жизнь тех людей, которые умеют слушать и слышать эти голоса, отвечают на них улыбкой и хорошим настроением. Следует помнить, что родители – лучший пример для ребёнка. Чтобы привить любовь к чтению, необходимо читать ребёнку вслух каждый день.
Многие книги о природе для детей написаны учёными-биологами. Содержание их научно достоверно, оно помогает познать природу во всём её многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Н.М.Павлова – учёный-растениевод – в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна их детских книг – «Жёлтый, белый и лиловый». В.Бианки – учёный-биолог – во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д.) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н.Сладков – топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за её сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогает образный язык произведений и иллюстрации художников.
К выбору книги для чтения следует относиться очень серьёзно. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения классиков детской литературы: А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, И.Соколова-Микитова, С.Есенина, В.Бианки, К.Паустовского, Е.Серовой, Н.Сладкова, Ю.Дмитриева, Г.Снегирёва и многих других писателей и поэтов. Важно отбирать высокохудожественную литературу. На мой взгляд, сейчас появилось очень много некачественной литературы, например, переводы не очень известными авторами известных сказок.
Каждое мгновение в жизни природы прекрасно по-своему: и морозный январский день, и солнечный мартовский, и апрельские звонкие трели птиц, и памятные дни золотой осени.
Как же можно развивать мышление с помощью книг?
- Разыгрывать сценки из прочитанной книги;
- Находить в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги;
- Сравнивать прочитанные книги со снятыми фильмами и мультфильмами, обсуждать, что совпадает, а что нет;
- Учить пользоваться цитатами из прочитанного. Цитируйте подходящие к случаю стихи.
Следовательно, природоведческая литература влияет не только на экологическое сознание ребёнка, но и тем самым повышает экологическую культуру детей, которая включает в себя овладение элементарными экологическими знаниями о природе, познавательный интерес, сопереживание живым существам, эстетическое восприятие красоты природных объектов и практические умения бережно относиться к растениям и животным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
почитай мне, мама, или с какими книгами лучше дружить?
это памятка для родителей по ознакомлению малыша с художественной литературой. распечатывается с двух сторон на листе А4 и складывается втрое...
почитай мне, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам
консультация для родителей...
Почитай мне мама сказку
Круглый стол для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-455544-1462877306.jpg)
Почитай мне мама...
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и...