"Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр" Автор Лялене Н.А.
методическая разработка (старшая группа) на тему

лялене надежда анатольевна

Организуя коррекционную работу в группе детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), я предаю большое значение использованию упражнений помогающих развитию речи и координации движения. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка в развитии речи. Именно поэтому, здесь особенно хочу показать огромное значение и необходимость использования, так называемых, «пальчиковых» игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_vospitatelya.odt20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  в помощь родителям для занятий с детьми.

Автор разработки воспитатель ДО Лялене Н.А.

Развитие мелкой моторики по средствам «пальчиковых игр»

Организуя коррекционную работу в  группе детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), я предаю большое значение использованию упражнений помогающих развитию речи и координации движения. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка в развитии речи. Именно поэтому, здесь особенно хочу показать огромное  значение и необходимость использования, так называемых, «пальчиковых» игр.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Пальчиковые игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук (под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук), которое не только оказывает благоприятное развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скаванное движение, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр у детей:

Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу

при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации

пальцев, движения.

   Это не только позволит подготовить малыша к правильному

выполнению упражнения, но и создаст необходимый

эмоциональный настрой.

   При повторных проведениях игры дети нередко начинают

произносить текст частично (особенно начало и окончание

фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети

произносят его целиком, соотнося слова с движением.

   Выбрав два или три стихотворения, постепенно заменяйте

их новыми.

   Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём

репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

   Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).            Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

   Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться

в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их

(например, изменив задание) или поменяйте игру.

   Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Тренировку движений пальцев рук можно начать с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак и разжимать их. Ребенку не надоест показывать, какой он сильный. Попросите его сильно сжать папину или мамину руку, сжать одну руку другой.

Не лишним будет и массаж ладошек и пальчиков, который  избавит маленького человечка от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Развивается гибкость и координация пальчиков. Развивается всем нам знакомая мелкая моторика. Ребенок лучше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно.

Еще упражнения: растягивать в стороны руки, положенные пальцы в пальцы - «открыть замок»;

Переплетать пальцы обеих рук - сделать «ѐлочку». Тренируйте движение каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец.

А теперь можно и поиграть: «Кто быстрее прибежит?» - правая и левая руки , перебирая пальчиками по столу, стараются обогнать друг друга. При выполнении упражнений нужно стараться вовлекать все пальчики,выполнять упражнения как правой так и левой рукой.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения не только с краткой инструкцией, но и с речевым стихотворным сопровождением. Стихи сопровождающие фигурки из пальчиков, нужны для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ предмета. Это могут быть потешки:

 Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Читая потешку, детям предлагается загибать пальчики в кулачок и разгибать пальчики правой и левой руки. Можно изображать руками хорошо знакомые предметы, животных.

Например:

1) Бабушка очки надела

   И внучонка разглядела.  (При этом большой палец правой и левой руки с остальными образует колечко. «Колечки» поднести к глазам.)     2) У стола четыре ножки,

   Сверху крышка как ладошка. (Левая — рука в кулачок, сверху на неѐ распускается раскрытая ладошка. Положение рук можно менять.)

3)У собаки острый носик,  

    Есть и шейка, есть и хвостик. (Правая ладонь — на ребро, на себя. Большой палец — вверх. Указательный средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)

4)Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

 Он и прыгает. И скачет,

Веселит своих зайчат. (Пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперѐд.)  

5)Идѐт слоник по дорожке,

У него устали ножки. (Средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный идут по столу, большой палец лежит на мизинце. При выполнении каждого упражнения надо стараться вовлекать все пальчики.Упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. )

6) «Кулачок»

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

7) Сорока – белобока кашу варила, (дети на ладошке «варят» кашу)

Деток кормила.

Этому дала, (поочередно загибают пальцы с мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! (показывают большой палец)

Ты воды не носил, (грозят указательным пальцем большому пальцу)

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего! (разводят обе руки в стороны)

Вот тебе горшок пустой, (сжимают пальцы в кулак)

Иди в угол и постой!» (указательным пальцем показывают на угол).

8) Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.

 У девочек и мальчиков

 На руке пять пальчиков:

 Палец большой — парень с душой,

 Палец указательный — господин влиятельный,

 Палец средний — тоже не последний.

 Палец безымянный — с колечком ходит важный,

 Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.

9) В сале у кота усы, (стоя показываем руками «усы»)

Кот наелся колбасы. (потираем правой рукой животик)

Сидит на стуле сытый кот (присаживаемся на корточки)

И серой лапкой ротик трет. (выполняем круговые движения ладонью около рта)

10) Зайка-заинька косой, (показываем «ушки»)

Что ты бегаешь босой?  (грозим пальчиком правой рукой)

Подожди меня в лесу,  (грозим пальчиком левой рукой)

Я сапожки принесу! (выставляем на пятку правую, затем левую ногу).

11) Мила в лодочке плыла ( сплести пальцы рук, покачиваем ими, будто плывет лодочка)

Лимонадик пила, (имитируем, будто пьем из бутылочки)

Также при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звуко-произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Ещё хочу порекомендовать такие игры на развитие меокой моторики, как: «Крупная и мелкая мозаика», «Разрезные картинки»; «Пирамидка»; «Геометрические вкладыши»; «Узнай что в мешочке?»; «Строим из Лего»; «Пазлы деревянные и картонные»; «Прищепки».

В заключении хочу сказать, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики – тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики ребенка. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество – они помогают прочнее налаживать контакт взрослого с ребенком, а значит родители будут лучше понимать своего ребенка, что поможет им воспитать гармоничную личность в будущем.

Литература:

Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работмосковских

педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС.

2005. – 136 с.

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с

системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К.

Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.

158[2] с.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС, 2003.

272 с.

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь

дошкольникам с-общим недоразвитием речи. -М.: Книголюб,

2004. — 104 с.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного

возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ,

2002. — 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по самообразованию на тему на тему: «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».

Материалы по самообразованиюАлинагиевой Элеоноры Эльмановны,воспитателя первой младшей группы «Теремок»   Тема: «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковы...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр»....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр»

Игра - один из лучших способов развития детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, и вместе с тем в процессе игры ребенок развивается и получает полезные навыки. Пальчиковые игры - это така...

Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр

Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр»

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр»...