Консультация для родителей «Правила положения при письме»
статья (подготовительная группа) на тему

Пермякова Вера Николаевна

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

 

Консультация для родителей

«Правила положения при письме»

 

1.  Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующие: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднею пальца, фиксируется большим и указательным пальцем, причем большой расположен несколько выше указательного, опора на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме находится в движении, не фиксируется, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

2.  Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена (30 гр.), ноги согнуты под прямым углом, подошвы ног всей поверхностью касаются пола.

3.  Рука не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю, она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

4.  Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди пишущего.

Выучим следующие стихи:

Парта это не кровать,

И нельзя на ней лежать,

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

 

Тетради правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На отлично напишу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon permyakova_gotovim_ruku_k_pismu.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17»

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического совета

Протокол № ____от _______20    г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МКДОУ «Д/с № 17»

_____________М. В. Бондаренко

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

 «Готовим руку к письму».

Направление программы: социально-педагогическая.

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Срок реализации: 1 год.

Разработчик:

Пермякова В. Н., воспитатель

высшей квалификационной категории

Коркино, 2018 г.

Содержание программы.

Раздел программы

Страница

I  Целевой раздел

3

1. Пояснительная записка.

3

1.1 Цель и задачи реализации программы.

4

1.2 Условия реализации программы.

5

1.3 Обучающиеся, участвующие в реализации программы.

5

1.4 Планируемые результаты освоения программы.

6

II  Содержательный раздел

6

2. Особенности организации образовательного процесса.

6

2.1 Общий объем учебной нагрузки.

6

2.2 Организация образовательной деятельности.

6

2.3 Технологии обучения.

12

2.4 Календарно-тематическое планирование.

15

2.5 Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников.

16

2.6  Способы проверки освоения программы.

25

III Организационный раздел

26

3.1 Методическое обеспечение программы.

27

3.2 Материально-техническое обеспечение программы.

28

Перечень используемой литературы.

29

Приложение.        

I   ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Готовим руку к письму» (далее программа), является

  • по содержанию: социально-педагогической;
  • по функциональному назначению: учебно-познавательной;
  • по форме организации: кружковой;
  • по времени реализации: одногодичной,
  • по виду: модифицированной.

Нормативно-правовую основу для разработки  программы  составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».

Программа ориентирована на использование методических рекомендаций:

  • Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1978.

Выбор методических пособий обусловлен особенностями развития и специфическими образовательными потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) старшего возраста.

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том числе мелкой моторики руки.

Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. У ребенка развивается тревожное состояние в школе.

Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма. Подготовка руки к письму является одним из важных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, что связано с психофизическими особенностями детей старшего дошкольного возраста. Период с 6 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая. 

1.1 Цель и задачи реализации программы.

Цель программы.

Повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе.

Задачи.

1. Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

2. Развивать умение производить точные движение кистью и пальцами рук,  стимулировать тактильные ощущения детей.

3. Формировать поэтапно графические навыки у детей.

4. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

4. Формировать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

5. Воспитывать волевые качества ребенка и  уважительное отношение к своему и чужому труду.

Программа включает 2 направления: «Развитие руки», «Формирование графических навыков». Каждое направление имеет свои задачи и содержание. Оба направления взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс.  

1 направление «Развитие руки».

Задачи:

1. Упражнять в разных действиях: сжатие, расслабление, стимуляции тактильных ощущений, растяжение мышц рук.

2. Совершенствовать точные  согласованные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

3. Развитие  зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.

4. Воспитывать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.

2 направление  «Формирование графических навыков».

Задачи:

1. Учить соблюдать во время работы элементарные гигиенические правила при письме (правильной посадке при работе с тетрадью, положение листа, кистей руки, пишущего инструмента).

2. Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

3. Развивать пространственную ориентировку.

4. Развивать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданием и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.

5. Воспитывать пытливость, инициативу, любознательность.

1.2 Условия реализации программы.

1. Систематическое проведение занятий.

2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4. Сотрудничество педагога с семьей.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на один учебный год, который длится в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) с 1 сентября до 1 июня.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 6-7 лет.

По количеству детей – фронтальные и индивидуальные виды работы.

1.3 Обучающиеся, участвующие в реализации программы.

Категория обучающихся: дети, имеющие тяжелые нарушения в развитии устной речи.

У большинства детей дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи (далее – ТНР), специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук.

У детей с ТНР нарушения мелкой моторики пальцев рук проявляются:

  • в нарушении точности движений;
  • в замедленном включении в движение;
  • в недостаточной координации движений;
  • пальцевые пробы выполняются неполноценно.

Графомоторные навыки детей с ТНР отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у детей с ТНР препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

1.4 Планируемые результаты освоения программы.

Ожидаемый результат.

Система работы курса «Готовим руку к письму» направлена на формирование ориентировки в пространстве отдельной клетки и всего листа, правильного расположения изображения на нем, проведения разных линий с заданными характеристиками. Курс формирует умения анализировать предметы, выделять в них части и их взаимосвязи, узнавать объекты в различных условиях (в зависимости от положения в пространстве, окружающего фона, удаленности от наблюдателя).

Воспитанник будет знать:

правила  и  различные  виды  штриховки  (вертикальная,  горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

гигиенические   правила   письма    (посадка,   положение рук при письме, положение ручки, тетради);

правила работы с тетрадью.

Воспитанник будет уметь:

правильно сидеть за столом во время письма;

правильно располагать рабочую тетрадь;

правильно держать карандаш;

проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

проводить линии в разных направлениях;

обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

ориентироваться на листе бумаги в клетку;

ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

Воспитанник сможет решать жизненно-практические задачи через:

развитие коммуникативности;

развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;

развитие наблюдательности;

развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

развитие инициативности и самостоятельности.

Воспитанник способен проявлять:

усидчивость при выполнении работ;

эмоциональную отзывчивость;

доброжелательность.

II  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2. Особенности организации образовательного процесса.

2.1 Общий объем учебной нагрузки.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю, длительность занятий для детей 6-7 лет – 30 минут. 

2.2 Организация образовательной деятельности.

Основные принципы формирования групп.

Группы формируются, исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Набор в группу начинается с августа. Численный состав группы – до 12 человек.  В зависимости от запросов родителей, групп может быть 1, 2 и более.

Методические рекомендации (по Каше Г.А.).

«Подготовка к письму включает в себя развитие ряда умений и навыков. Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки.

В процессе развития графических навыков у детей воспитывается произвольное внимание и память.  Педагог учит детей одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех  или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти  (например, написать три большие палочки и две маленькие), при выполнении упражнений  контролировать  процесс  их  решения  и  правильно оценивать получаемые результаты. («Сколько и каких палочек надо было написать? Сосчитайте, правильно ли выполнили задание? Посмотрите   внимательно, хорошо ли  написаны палочки. А теперь напишите еще пять таких же палочек совсем хорошо». И т. п.) Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяснения воспитателя, работать   самостоятельно,   оценивать   свою работу и работу других. На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений,  а  сознательной  целенаправленной деятельностью ребенка. Эта  сознательная   деятельность   и составляет сущность упражнений. Только при целенаправленном выполнении упражнений  и  возможно добиться  желаемых результатов. В первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть и правильно держать карандаш, тетрадь. Воспитатель постоянно следит за  тем,  чтобы дети сидели  прямо,  не касаясь грудью стола. Для  правильного положения рук детям предлагается поставить руки перед собой на локти, затем раздвинуть их, спустить руки на стол и немножко подвинуть локти к себе. Приучая  детей   правильно  держать   карандаш,   воспитатель показывает, в каком  положении должны  находиться большой, указательный  и  средний  пальцы.  Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец, а два держат карандаш (детям предлагается  проделывать эти упражнения перед началом работа), а два других пальца только приближаются к ладони, но не прижимаются.

Продолжая воспитание навыков, полученных детьми на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием, воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги — уметь определять части листа бумаги и расположение на нем рисунка (верх, низ, правая и левая стороны, справа, слева, над, под).

Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: проведения линий в ограниченном пространстве, например между линейками; точного расположения линий, фигур, ориентируясь на линейки (клеточки) тетради; правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур. Дети учатся писать карандашом простейшие элементы — палочки вертикальные (стоячие), горизонтальные (лежачие) и наклонные, палочки с закруглением вверху и внизу, палочки с петлей, овалы и круги; составлять каемочки из усвоенных элементов. Письмо элементов проводится в тетрадях в клеточку1. Для зарисовки, обводки и заштриховки фигур используются другие тетради (в клеточку).

1Рекомендуется использовать тетради и три косые линейки при письме элементов второго и третьего этапов.

Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая их из цветных палочек или геометрических фигур или рисуя цветными карандашами.

Воспитатель заранее готовит таблицы для зрительных диктантов (они могут быть выложены на фланелеграфе). Кроме того, для каждого ребенка готовится специальный набор пособий: плоские цветные палочки, цветные карандаши, вырезанные из картона фигуры (по два квадрата, прямоугольника, треугольника, кружка, овала). Одни фигуры должны быть большего размера, другие меньшего. Фигуры должны быть окрашены в основные цвета, соответствующие цвету фигур, используемых для зрительного диктанта.

Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых — развитие внимания к речи воспитателя. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываются после однократного словесного описания их воспитателем.

Фигуры для слуховых диктантов подбираются из числа уже знакомых детям по зрительным диктантам, но менее сложные. Так, например, на одном из занятий детям предлагают после рассмотрения выложить фигуру, состоящую из елочки с четырьмя парами веточек и сосенки с тремя парами веточек, на одном из последующих занятий для слухового диктанта дается такое задание: «Из палочек, которые лежат у вас на столах (4 коричневых и 12 зеленых) надо сложить елочку и сосенку с одинаковым количеством веточек». Или: «Возьмите четыре коричневых и восемь зеленых палочек и сложите из них елочку и сосенку». И т. п.

Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, в более сложном их расположении, а также в увеличении элементов, различно окрашенных.

Система графических упражнений. С целью обеспечения постепенного перехода от простейших графических задач к более сложным, вся система графических упражнений делится на три этапа.

На первом этапе (5-6 занятий, в зависимости от возникающих затруднений) дети осваивают зарисовку по точкам, а затем самостоятельно зарисовку фигур, состоящих из прямых линий, а также письмо прямых палочек; учатся аккуратно заштриховывать фигуры прямыми линиями, вертикальными и горизонтальными.

В течение второго этапа обучения (5-6 занятий) осваивается письмо наклонных линий, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий, обводка и штриховка фигур косыми линиями.

На усвоение материала третьего этапа отводится значительно больше времени —18—20 занятий. За это время дети овладевают зарисовкой наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы, осваивают написание палочек с закруглением внизу и вверху, письмо овалов и палочек с петлей. Закрепляются ранее полученные навыки. Продолжаются упражнения в заштриховке фигур. Кроме заштриховки вертикальными, горизонтальными и косыми линиями, дети усваивают заштриховку фигур короткими линиями и точками.

Планирование занятий. Подбирая материал для занятий, воспитатель руководствуется следующим: в каждое занятие включается, во-первых, письмо тех или иных элементов, во-вторых, зрительный или слуховой диктант и, в-третьих, зарисовка каемочки, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или в зрительный диктант. На более поздних этапах обучения в занятии могут быть одновременно включены зрительный и слуховой диктанты.

Письмо элементов. За 30 занятий дети усваивают шесть основных видов элементов: пять видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением внизу, вверху с двумя закруглениями) и овал. Первые занятия (1—3) при усвоении письма каждого нового элемента не включают дополнительных заданий. После того как дети освоили письмо того или иного элемента, вводится письмо группы элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка отдельных элементов может подбираться с учетом   возможности их преобразования в цветную каемочку. Письмо групп различных элементов, в процессе которого закрепляются полученные ранее навыки, является в то же время хорошим упражнением для воспитания произвольного внимания и памяти, приучает детей одновременно начинать и заканчивать работу, дает возможность в интересной для детей форме перейти к зарисовке каемочки. В приложении, кроме основных элементов, даны примерные сочетания элементов, а также образцы каемочек, выполненные на основании этих сочетаний или независимо от них.

Зрительные и слуховые диктанты. Всего на 30 занятиях проводится около 20 зрительных и около 5 слуховых диктантов. В большинстве случаев при проведении зрительных диктатов используется выкладывание из разноцветных палочек и геометрических фигур. В отдельных случаях, когда составленный узор достаточно прост, после выкладывания может быть использован прием зарисовки по точкам или самостоятельно или обводка с последующей штриховкой.

На слуховых диктантах при достаточно простом сочетании фигур их выкладывание может сочетаться с зарисовкой или обводкой и штриховкой. Подбирая сочетания фигур для слухового диктанта, воспитатель всегда тщательно продумывает инструкцию. Она должна быть понятна детям и не быть слишком сложной (см. занятие 2). Выполнение инструкции в процессе проведения слухового диктанта способствует закреплению знаний и навыков детей, касающихся цвета, формы, величины, а также развитию пространственной ориентировки.

В приложении даны примерные сочетания цветных фигур, которые могут быть использованы при проведении зрительных и слуховых диктантов. В зависимости от конкретных возможностей данной группы детей каждое из сочетаний фигур может быть упрощено или усложнено по усмотрению воспитателя.

Приведем примерные планы занятий.

Занятие 1

(последнее занятие первого этана)

План.

  1. Письмо групп прямых палочек.
  2. Зрительный диктант.
  3. Зарисовка каемочки.

Оборудование.

  1. Тетради в клеточку.
  2. Карандаши черные и цветные.
  3. Таблица зрительного диктанта.
  4. Цветные палочки.

Письмо палочек. Чередование больших и маленьких палочек. Воспитатель зарисовывает на доску группу палочек — одна длинная, две короткие и опять длинная. Внимание детей обращается па то, что все палочки начинаются с одной линии, но длина у них разная. (Для облегчения поставленной перед детьми задачи воспитатель заранее ставит в их тетрадях красные точки на верхней линейке — начало письма — и синие в местах окончания палочек.) Перед началом письма воспитатель напоминает детям, как надо сесть, как положить тетради, как держать карандаш. Затем предлагает детям аккуратно написать палочки, ведя их от красных точек к синим. Выполнив это задание, дети по просьбе воспитателя внимательно рассматривают свои палочки, не вышли ли они за строчку, прямые ли. Далее воспитатель говорит детям, чтобы они, пропустив две клеточки, поставили точку на верхней линейке (показ на доске) — отсюда будет начинаться письмо новой палочки из следующей группы. Проверив, как дети справились с этим заданием, воспитатель предлагает им на этот раз самостоятельно написать одну длинную, две короткие и еще одну длинную палочку. И только убедившись, что все дети хорошо поняли задание и могут выполнять ею самостоятельно, воспитатель разрешает им дописать строчку до конца. (По усмотрению воспитателя может быть написана еще одна строчка таких же групп палочек.)

Зрительный диктант. На таблице (или фланелеграфе) изображены три флажка, два из них окрашены в одинаковый цвет и обращены в одну сторону, третий — другого цвета и по-другому расположен. Перед показом таблицы детей предупреждают, что они должны очень внимательно рассмотреть и запомнить то, что сейчас будет показано. Затем вывешивается таблица. Дети рассматривают ее. В зависимости от навыков детей воспитатель может направить их внимание на расположение и цвет флажков, но лучше, если дети выполнят задание самостоятельно. Через некоторое время таблицу закрывают, дети по памяти выкладывают флажки из цветных палочек (или полосок), точно воспроизводя их цвет и расположение. По окончании этой работы таблицу вновь открывают, и дети проверяют правильность выполнения задания. (Если отдельные дети не справляются с подобными заданиями, с ними надо проводить дополнительную индивидуальную работу.)

Зарисовка каемочки (1 строчка). В тетрадях у детей написана строчка (или 2) палочек, сгруппированных по четыре. Воспитатель предлагает детям соединить линиями первую палочку со второй, третью — с четвертой (показ на доске). Получается каемочка из флажков. Дети заштриховывают или раскрашивают флажки.

Занятие 2

(второй этап обучения)

П л а н.

  1. Письмо наклонных палочек.
  2. Слуховой диктант.
  3. Заштриховка фигур.

Оборудование.

  1. Тетради в клеточку.
  2. Карандаши черные и цветные.

Письмо наклонных палочек требует достаточно развитых навыков проведения прямых линий, которые дети получили на первом этапе обучения.

Приступая к письму наклонных палочек в две клеточки, воспитатель показывает и рассказывает детям, как тщательно и аккуратно надо их проводить из уголка в уголок. (На предыдущем занятии дети выполняли более простые задания — писали короткие наклонные палочки.) Для облегчения этого задания в тетрадях детей заранее ставят точки в месте пересечения наклонной палочки со средней линией. Вначале воспитатель предлагает детям писать лишь несколько палочек (5—6). После выполнения этого задания дети внимательно рассматривают своп палочки, оценивают их, ставят точки над самыми лучшими палочками, и только после этого детям разрешают продолжать работу. В зависимости от правильности выполнения задания воспитатель может предложить детям закончить строчку или же еще раз дает ограниченное задание.

Слуховой диктант. Детям предлагают очень внимательно выслушать воспитателя и точно выполнить его задание. Взять восемь зеленых палочек и четыре красные. Из зеленых палочек надо сложить большой квадрат, а из красных — маленький квадратик (или взять большой круг и маленький треугольник и положить их так, чтобы треугольник был над кругом).

После выполнения задания дети зарисовывают по заранее поставленным в их тетрадях точкам большой и маленький квадраты (стороны большого квадрата равны четырем клеточкам, стороны маленького — двум клеточкам).

Штриховка. Оба квадрата заштриховывают цветными карандашами, зарисовывают или обводят круг и треугольник над ним. Фигуры заштриховывают» [3, с. 68-74].

Знакомство с тетрадью.

Печатание проводится в тетрадях с мелкой клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микро пространстве. Во время знакомства с тетрадью, показать нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону. На листе тетради - четыре угла: два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол.

Знакомство с клеткой.

Далее необходимо рассмотреть страницу, обратить внимание, что на ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. У клетки есть угол – пересечение двух прямых линий, есть еще один угол, второй, а так же – третий и четвертый углы. Углы соединяются линиями – сторонами клетки. Всего каждая клетка состоит из 4 сторон. Далее каждый ребенок ставит точки в углах клетки и соединяет углы линиями, обводя клетку. Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. Длительность графических операций на начальном этапе не должна превышать 5-7минут. Следует отметить, что  не нужно торопить детей. У каждого ребёнка свой темп письма.

Механизм оценивания полученных результатов (в конце занятия): оценка в виде графических изображений (звездочка красного цвета – задание выполнено полностью и правильно,  флажок красного цвета – имеются недочеты в работе). Дети вносят исправления в задания.

2.3 Технологии обучения.

Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение поставленных целей и задач программы, соответствуют принципам полноты и достаточности.

  1. Игровая технология.
  2. Технология проблемного обучения.
  3. Технология сотрудничества  (В.Дьяченко, А.Соколов и др.).
  4. Проектная технология.

Технология обучения.

Концептуальные идеи и принципы.

Игровая технология.

Игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения.

Игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности.

Постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий.

Игра как социально-культурное явление реализуется в общении; через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует.

Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины.

Цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут.

Механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология проблемного обучения.

Развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками.

Цель проблемной технологии: приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации.

Проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Технология сотрудничества.  

Позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность.

Уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности.

Диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности.

Диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители.

Сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике.

Сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Проектная технология.

Развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды.

Особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы.

Способ достижения дидактической цели осуществляется через детальную разработку проблемы.

Интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность.

Завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Инновационные технологии.

Проектная деятельность.        

ИКТ-технология.

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика для глаз.


2.4 Календарно-тематическое планирование.

Неделя

Тема

Направление работы

Формы работы

Количество часов

Сентябрь

1

День знаний

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Пальчики знакомятся». Беседа с  детьми о  соблюдении элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента.

Формирование графических навыков (ФГН)

Знакомство с клеткой. Работа по шаблону (обведение и раскрашивание). Упражнения на умение держать карандаш свободно, легко производить им движения в различных направлениях.

2

Я - человек

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «5 пальцев на руке своей назвать ты правильно сумей.

Этот пальчик боковой, называется большой». Фигурка из палочек и геометрических фигур  (Человек).

ФГН

Работа на листе бумаги -  рисование прямых горизонтальных и   вертикальных линий.

3

Краски осени (грибы - ягоды)

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Я в лесу нашел грибок»; су-Джок терапия – массаж ладоней и пальцев рук. Фигурки из палочек «Корзина».Игра «Выложи ягодки» (пуговицы).  

ФГН

Трафареты «Ягоды» - штриховка. Обводка по точкам « Грибы. ягоды». Дорисуй узор.

4

Краски осени (овощи)

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика «Засолка капусты», кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро».Самомассаж карандашами. Фигурки из палочек (машина везѐт урожай с полей). Игра с красной фасолью (выложить свеклу). .Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.  

ФГН

Обводка по точкам «Овощи». Работа по шаблону (обведение и раскрашивание). Дорисуй узор.

Октябрь

1

Краски осени (фрукты)

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  ««Компот». Самомассаж  ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком). Трафареты «Фрукты». Су-Джок терапия: «Сказка про ежика».   Фигурка из палочек (корзинка для ягод). Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).

ФГН

 Упражнения на умение держать карандаш свободно, легко производить им движения в различных направлениях. Обводка по точкам «Фрукты». Дорисуй узор.

2

Мой город

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Тепловоз, тепловоз. Уголь снизу вверх повез.» Выкладывание из палочек (башня, дом). «Вижу руками» (определение на ощупь количества этажей)  Самомассаж гранеными карандашами. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы)..Работа с камушками (дорога и машины).

ФГН

 Обведение узоров по точкам и штриховка узора  прямыми наклонными короткими и длинными линиями, штриховка волнами.

3

Осень

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Осень, осень,  Приходи!  Осень, осень,  Погляди!»    Фигурки из палочек "Грабли".  Обрывание (форма листьев различных деревьев и накладывание на лист бумаги в разных направлениях)).  Самомассаж с шариками. Дорисуй узор - осенние деревья.                                                    

ФГН

Определение: верхний правый угол; верхний левый угол; нижний правый угол; нижний левый угол клетки.

4

Одежда, обувь

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Посчитаем в первый раз сколько обуви у нас, туфли, тапочки, сапожки».  Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками. Работа со шнуровками.

.Растягивание резинки (держа пальчиками за концы).Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь). Плетение узора из разноцветных шнурков.  

ФГН

.Беседа: знакомство с крупной клеткой. Рисование карандашом предмета по точкам на листе бумаги. Дорисуй узор.                      

Ноябрь

1

День народного единства

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Ну-ка, братцы, за работу  Покажи свою охоту.   Большому – дрова рубить..Печи все тебе топить». Пальчиковые игры: «Паучки», «Травка», «Обед», «Пирожки». Самомассаж  ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком). Фигурки из палочек (солнце). Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок).

ФГН

Рисование карандашом горизонтальные линии слева направо в тетради. Слуховой диктант ( № 1)

2

Перелетные птицы

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «-Кума, ты к нам  К вам, к вам». "Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка). Су-Джок терапия «»– массаж ладоней и пальцев рук «Ёжик», «Родные братья». Фигурки из веточек (стайки птиц).Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами  рассортировать бабы и горох).

ФГН

Письмо групп прямых палочек (1 длинная – 2 короткие – 1 длинная – 2 короткие…) Зрительный диктант ( № 1).

Дорисуй линию. Узнай меня!" (соединить точки одной линией). «Лебедь»

3

Дикие животные

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису: Лизавета, здравствуй! -Как дела, зубастый?» . Кинезиологические упражнения: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмёрка».Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь найти определѐнное животное).Фигурки из палочек (ѐжик).

ФГН

Рисование карандашом прямую наклонную линию сверху вниз в тетради. Обводка по точкам «Дикие животные». Дорисуй узор.

4

Домашние животные

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «По деревне мы шагаем, видим будки и сараи.» .Трафареты «Домашние животные» - штриховка .Обводка по точкам «Кошка».Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь найти определѐнное животное).Фигурки из палочек (кошка). Работа с перловкой (телѐнка по контуру)..

ФГН

Письмо наклонных палочек длиной в 2 клетки по точкам. Слуховой диктант. (№ 2 )

Обводка по точкам «Кошка»  Заштриховка фигуры Дорисуй узор.

5

Посуда

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «1,2,3,4Мы посуду перемыли:   Чайник, чашку».. Игра «Чудесный мешочек» (посуда). Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка). Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.)..Игра с горохом (выложить любую чайную посуду).

ФГН

Штриховка: параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева - направо и справа налево. Рисование предмета по точкам и раскрашивание «Посуда». Зрительный диктант  (№2)

Декабрь

1

Наш быт. Продукты питания

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика «Мясорубку покручу. Фарш мясной я получу». Пальчиковые игры: «Мишки», «Волк и лиса», «Зайки и ушки». Су-Джок терапия «Игрушки»– массаж ладоней и пальцев рук. Самомассаж  ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком). . Разрезные картинки – «Продукты питания».

ФГН

Рисование карандашом вертикальными и горизонтальными линиями в тетради в клетку. Слуховой диктант (№(3)

2

Здравствуй, зимушка-зима. Как зимуют звери

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Пришла зима, принесла мороз. Пришла зима, замерзает нос».  Самомассаж  ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком) «Санки» (счѐтные палочки). Игра: "Разложи льдинки по формочкам".Работа с ватой (снежные сугробы). Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

ФГН

Рисование карандашом вертикальными и горизонтальными линиями в тетради в клетку. Зрительный диктант (№3)

3

Зимующие птицы

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? Мы расскажем». Игра «Выложи кормушку» (счѐтные палочки).Обводка по точкам «Птицы». Игра «Покормим птиц» (рассортировать фасоль и зерно). Дорисуй узор.    

ФГН

Графические упражнения - Обведи по точкам контур  птица не отрывая карандаш от бумаги.

4

Новогодний калейдоскоп

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Наступает Новый год! Дети водят хоровод». Фигурки из палочек (Ёлочка). Кинезиологические упражнения «Угощение гномов», «Ёжик».

ФГН

Работа в тетради - наклонные прямые линии и комбинации из них .Работа на листе бумаги – дорисуй рисунок « Рыбка». Графические упражнения - Обведи по точкам контур елки, не отрывая карандаш от бумаги.

Январь

2

Быть здоровыми хотим

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Кто зубы не чистит. Не моется с мылом». Фигурки из палочек (рожица, очки). Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. Су-Джок терапия– массаж пружинным  кольцом пальцев рук.

ФГН

 Работа в тетради: рисование верхних  и нижних полуовалов с разными направлениями движений. Зрительный диктант (4)

3

Транспорт

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Тук-тук-тук, Тук-тук-тук». Фигурки из палочек  из палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет» . Су-Джок терапия– массаж пружинным  кольцом пальцев рук. Кинезиологические упражнения «Зайчик-коза-вилка», «Дом-ежик-замок», «Кулак-ребро-ладонь».

ФГН

Работа в тетради: рисование верхних  и нижних полуовалов с разными направлениями движений. Зрительный диктант (5)

4

Азбука безопасности (ПДД)».

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Понемножку по ладошке .Наши пальчики идут». Кинезиологические упражнения «Зайчик-коза-вилка», «Дом-ежик-замок», «Кулак-ребро-ладонь».

ФГН

Работа в тетради: рисование кругов и овалов. Зрительный диктант (6)

5

Инструменты

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Красят домик маляры  .Для любимой детворы.». Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. Фигурки из палочек (балалайка, барабан, молоток, пила, ножницы.) .Разрезные картинки «Игрушки».

ФГН

Обводка трафарета елки, штриховка слева направо и справа налево.  Зрительный диктант (7)

Февраль

1

Наша Родина

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Небо синее в России .Реки синие в России».  Фигурки из палочек (солнце) Су-Джок терапия «Ежик», «Игрушки»– массаж ладоней и пальцев рук. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок).

ФГН

Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий. Зрительный диктант (8)

2

Мебель

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «1,2,3,4, много мебели в квартире»;Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями). Су-Джок терапия «Ежик», «Игрушки»– массаж ладоней и пальцев рук.  ) Фигурки из палочек. Работа с рисом и горохом – рассортировать. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые).

ФГН

Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий. Упражнение: обвести шторы, заштриховать их наклонными параллельными линиями. Зрительный диктант (9)

3

Наша армия

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Мимо дома, мимо сада .Он шагает». Кинезиологические упражнения «Колечко», «Флажок-рыбка-лодочка», «Зайчик-коза-вилка». Массаж ладоней шестигранным карандашом. .Фигурки из палочек (танк, самолѐт).Работа с рисом (салют на синем картоне).  Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верѐвке

ФГН

 Работа в тетради: дорисовка узора на чашке, вазе.. Слуховой диктант ( № 4)

4

Город мастеров (профессии)

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Повар готовил обед А тут отключили свет Повар леща берет..»   Пальчиковая гимнастика: « Кормим птиц», «Воробьи», «Мороз», «Дрова».   Су-Джок терапия «Ежик», «Игрушки»– массаж ладоней и пальцев рук.                                                     

ФГН

Обводка животных в тетради с последующей штриховкой. (№10)

Март  

1

Женский день

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  ««Как у нас семья большая, да веселая». Пальчиковая гимнастика: «Рыбка», «Два маленьких котенка», «Солнце». Су-Джок терапия: «Черепаха», «Ежик», упражнение «один-много», «назови ласково». Фигурка из палочек (цветок для мамы).  Плетение (бант на коробку).

ФГН

Выкладывание фигур из счетных палочек: рыбка, цветок, собачка. Зрительный диктант (№11)

2

Весна шагает по планете

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «За окном сосулька тает  Ветер тучи рвет в клочки…»   Кинезиологические упражнения «Белочка», «Колечко», «Флажок-рыбка-лодочка», «Угощение гномов». Пальчиковая гимнастика: «Рыбка», «Два маленьких котенка», «Солнце». Работа с бумагой (скатывание) "Дождик лей". Работа со штампами (наполним тучку дождиком).                                                          

ФГН

Рисование зигзагов в тетради. Работа в тетради: рисование линий и  полуовалов определенной величины в строке. Зрительный диктант ( № 12)

3

Встречаем птиц

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «В гнезде правом юрки спят, В гнезде левом юрки спят.»    Су-Джок терапия: «Черепаха», «Ежик», упражнение «один-много», «назови ласково». .Фигурки из веточек (стайки птиц).Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох). "Узнай меня!" (соединить точки одной линией) "Лебедь".

                      

ФГН

Рисование по клеточкам копию картинок: собака, слон, верблюд. Слуховой диктант (№ 5)

4

Народная культура и традиции

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «-Я медведя поймал! Так веди его сюда!..» Кинезиологические упражнения «Белочка», «Колечко», «Флажок-рыбка-лодочка», «Угощение гномов».

ФГН

Графический диктант (введение этого понятия). Зрительный диктант (№  13)

Апрель

1

Деревья, лес

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Я шагаю по лужайке. Великан в трусах и майке». Пальчиковая гимнастика: «Деревья», «Пчелы», «Я рисую». Су-Джок терапия: «Ежик колет нам ладошки», «Вот мои помощники». Работа с бумагой (скатывание) "Лес".  

ФГН

Работа в тетради (дорисуй узор по образцу). Штрихование: параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо и справа налево. Зрительный диктант ( № 14)

2

День космонавтики

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Раз, два, три, четыре, пять». Кинезиологические упражнения: «Дом на горе»,  «Гусь-курица-петух», «Фонарики»..Выкладывание из геометрических фигур: ракета, самолет.

ФГН

Графические упражнения: нарисуй внутри фигур меньшие, помоги водителю проехать по дороге с горками, проведи кораблик по ручейку. Зрительный диктант ( № 15)

3

Насекомые, рыбы

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Жил да был один налим.» Су-Джок терапия: «Ежик колет нам ладошки», «Вот мои помощники». Фигурки из палочек (бабочка, жук). Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).

ФГН

Графический диктант «Домик», «Гусь». Зрительный диктант ( № 16)

4

С/х работы, поле. Откуда хлеб пришёл.

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Посадили зернышко».  Фигурки из палочек (мельница).

Самомассаж с гранѐным карандашом. Выкладывание из геометрических фигур: бабочка, жук.

ФГН

Графический диктант «Собачка маленькая» « Собачка большая».Зрительный диктант (№ 17)

Май  

1

Праздник весны и труда

Развитие руки

Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй травка», «Жучок», «Дождик». Су-Джок терапия: «На лужок», «Делай как я», «Сказка про ежика». . Фигурки из палочек (кактус, ваза).  

ФГН

Работа в тетради: найди закономерность и дорисуй узор до конца строки, рисование по клеткам предметов сложной формы. ( № 18)

2

День Победы

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «Отстояли наши деды .Труд и счастье на земле».  Кинезиологические упражнения: «Ножницы-собака-лошадка», «Танец», «Заяц-колечко-цепочка».Фигурки из палочек (танк, флажок).

ФГН

Работа в тетради: найди закономерность и дорисуй узор до конца строки, рисование по клеткам предметов сложной формы. ( № 19)

3

Школа. Школьные принадлежности

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «В школу осенью пойду. Там друзей себе найду». Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш). Игра (с закрытыми глазами сложить пирамидку). .

ФГН

( № 19 )Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

4

До свидания, детский сад. Здравствуй, школа!

Развитие руки

Пальчиковая  гимнастика  «» . Фигурки из палочек" (качели). .Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, 2 игрушки" 2 кольцо, кубик). Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из 3-х игрушек одну нужную).

ФГН

Дорисуй узор. Зрительный диктант  (№20)

Формы работы

Направление

Сентябрь

Работа на листе бумаги -  рисование прямых горизонтальных и   вертикальных линий.

 «Формирование графических навыков».

Работа по шаблону (обведение и раскрашивание).

 «Формирование графических навыков».

Октябрь

Пальчиковая гимнастика: «Солнышко», «Кулачок», «Мышки».

 «Развитие руки».

Самомассаж  ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком).

«Развитие руки».

Су-Джок терапия: «Сказка про ежика».

 «Развитие руки».

 Кинезиологические упражнения: «Стол», «Заяц-коза-вилка».

«Развитие руки».

Упражнения на умение держать карандаш свободно, легко производить им движения в различных направлениях.

Работа на листе бумаги – штриховка волнами.

 «Формирование графических навыков».

Рисование карандашом предмета по точкам на листе бумаги.

«Формирование графических навыков».

Беседа: знакомство с крупной клеткой.

«Формирование графических навыков».

Упражнения на определение: верхний правый угол; верхний левый угол; нижний правый угол; нижний левый угол клетки.

«Формирование графических навыков»

                                                                    Ноябрь

Пальчиковые игры: «Паучки», «Травка», «Обед», «Пирожки».

«Развитие руки».

Самомассаж  ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком).

«Развитие руки».

Су-Джок терапия «»– массаж ладоней и пальцев рук «Ёжик», «Родные братья».

«Развитие руки».        

Кинезиологические упражнения: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмёрка».

«Развитие руки»        

Рисование карандашом горизонтальные линии слева направо в тетради.

«Формирование графических навыков»

Рисование карандашом прямую наклонную линию сверху вниз в тетради.

«Формирование графических навыков»

Штрихование:

- параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева - направо и справа налево.

«Формирование графических навыков»

Рисование предмета по точкам и раскрашивание.

«Формирование графических навыков»

Декабрь

Пальчиковые игры: «Мишки», «Волк и лиса», «Зайки и ушки».

«Развитие руки».        

Су-Джок терапия «Игрушки»– массаж ладоней и пальцев рук.

«Развитие руки».        

Самомассаж  ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком).

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения «Угощение гномов», «Ёжик».

«Развитие руки».        

Рисование карандашом вертикальными и горизонтальными линиями в тетради в клетку.

«Формирование графических навыков».

Работа в тетради - наклонные прямые линии и комбинации из них.

«Формирование графических навыков».

Графические упражнения - Обведи по точкам контур елки, не отрывая карандаш от бумаги.

«Формирование графических навыков».

Работа на листе бумаги – дорисуй рисунок « Рыбка».

«Формирование графических навыков».

                                                                   Январь

 Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками

«Развитие руки».

Пальчиковая гимнастика: « Елочка», «Праздник», «Подарки».

«Развитие руки».

Су-Джок терапия– массаж пружинным  кольцом пальцев рук.

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения «Зайчик-коза-вилка», «Дом-ежик-замок», «Кулак-ребро-ладонь».

«Развитие руки».        

Работа в тетради: рисование верхних  и нижних полуовалов с разными направлениями движений.

«Формирование графических навыков»

Работа в тетради: рисование кругов и овалов.

«Формирование графических навыков»

Обводка трафарета елки, штриховка слева направо и справа налево.

«Формирование графических навыков»

Рисование по клеточкам копию картинки: «Узор на окне».

«Формирование графических навыков»

                                                               Февраль

Пальчиковая гимнастика: « Кормим птиц», «Воробьи», «Мороз», «Дрова».

«Развитие руки».

Су-Джок терапия «Ежик», «Игрушки»– массаж ладоней и пальцев рук.

«Развитие руки».        

Кинезиологические упражнения «Колечко», «Флажок-рыбка-лодочка», «Зайчик-коза-вилка».

«Развитие руки»        

Массаж ладоней шестигранным карандашом.

«Развитие руки».

Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий.

«Формирование графических навыков».

Упражнение: обвести шторы, заштриховать их наклонными параллельными линиями.

«Формирование графических навыков».

Обводка животных в тетради с последующей штриховкой.

«Формирование графических навыков».

Работа в тетради: дорисовка узора на чашке, вазе.

«Формирование графических навыков».

                                                                      Март

Пальчиковая гимнастика: «Рыбка», «Два маленьких котенка», «Солнце».

«Развитие руки».

Су-Джок терапия: «Черепаха», «Ежик», упражнение «один-много», «назови ласково».

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения «Белочка», «Колечко», «Флажок-рыбка-лодочка», «Угощение гномов».

«Развитие руки».

Выкладывание фигур из счетных палочек: рыбка, цветок, собачка.

«Развитие руки».

Рисование зигзагов в тетради.

«Формирование графических навыков».

Работа в тетради: рисование линий и  полуовалов определенной величины в строке.

«Формирование графических навыков».

Рисование по клеточкам копию картинок: собака, слон, верблюд.

«Формирование графических навыков».

Графический диктант (введение этого понятия).

«Формирование графических навыков».

                                                                     Апрель.

Пальчиковая гимнастика: «Деревья», «Пчелы», «Я рисую».

«Развитие руки».

Су-Джок терапия: «Ежик колет нам ладошки», «Вот мои помощники».

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения: «Дом на горе»,  «Гусь-курица-петух», «Фонарики».

«Развитие руки».

Выкладывание из геометрических фигур: ракета, самолет.

«Развитие руки».

Работа в тетради (дорисуй узор по образцу).

«Формирование графических навыков».

Штрихование:

- параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо и справа налево.

«Формирование графических навыков».

Графические упражнения: нарисуй внутри фигур меньшие, помоги водителю проехать по дороге с горками, проведи кораблик по ручейку.

«Формирование графических навыков».

Графический диктант «Домик», «Гусь».

«Формирование графических навыков».

Май

Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй травка», «Жучок», «Дождик».

«Развитие руки».

Су-Джок терапия: «На лужок», «Делай как я», «Сказка про ежика».

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения: «Ножницы-собака-лошадка», «Танец», «Заяц-колечко-цепочка».

«Развитие руки».

Выкладывание из геометрических фигур: бабочка, жук.

«Развитие руки».

 Работа в тетради: найди закономерность и дорисуй узор до конца строки, рисование по клеткам предметов сложной формы.

«Формирование графических навыков».

Штрихование:

- параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо и справа налево, волнистыми линиями.

«Формирование графических навыков».

Графические упражнения: раскрути спираль, закрути спираль, обведи и раскрась только садовые цветы, нарисуй маленькую и большую травку.

«Формирование графических навыков».

Графический диктант: «Улитка».

«Формирование графических навыков».

№ занятия

Название темы

Количество часов

1.

Нарисуй дорогу к дому Воспроизведи рисунок на основе измерения.

1

2.

Повтори узор. Найди спрятанный узор (повтори)

1

3.

Разные формы одной фигуры Закончи узоры манежа.

1

4.

Укрась также.

1

5.

Перенос точек и соединение линий по образцу.

1

6.

Дорисуй по образцу (узор в полосе).

1

7.

Повтори фигуры.

1

8.

Схемы созвездий .Нарисуй схемы созвездий.

1

9.

Дорисуй по образцу .Повтори фигуры по образцу.

1

10.

Дорисуй деревья. Повтори форму камней.

1

11.

Схемы созвездий. Рисуй по точкам. Контуры замков.

1

12.

Контуры медведя, лисы, рыб, сокола. Дорисуй по пунктирам.

1

13.

Контуры айсбергов по точкам.

1

14.

Достраивание изображения на основе симметрии.

1

15.

Перенос рисунка симметрично.

1

16.

Выполни рисунок, придумай название. Дорисуй и заштрихуй.

1

17.

Пространственное расположение на листе. Орнамент.

1

    18.

Пространственные представления. Графический диктант.

1

19.

Копирование несимметричных фигур (созвездия). Создание фигуры на основе словесной инструкции.

1

20.

Пунктирная линия. Дорисуй! (корзины, прожилки на листьях).

1

21 .

Заполни конфетницу до краев. Придумай и нарисуй персонаж.

1

22.

Мы придумываем. Геометрический рисунок

1

23

Симметрия. Штриховка.

1

24.

Дорисуй мебель в комнате. Дорисуй дикобраза.

1

25.

Мои фантазии. Терем расписной.

1

26.

Домики трех поросят.

1

27.

Повторяй по точкам.

1

28.

Пространственная симметрия.

1


2.5  Способы проверки освоения программы.

Для отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы используются педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности  воспитанников  на занятиях, выполняемых ими заданий.

Основная задача диагностики – выявить        индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

ФИ ребенка

Развитие мелкой моторики рук

Ориентирование в пространстве

Развитие графических навыков

Копирование образца

Штриховка

Графический диктант

1

2

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием:

  • методики Е. В. Колесниковой;
  • графических диктантов Д. Б. Эльконина.

Рекомендуемые задания для диагностики.

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

  • Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу).
  • «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусин (оценивается быстрота, создание рисунка).
  • Завязывание шнурков.
  • Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.

2. Ориентировка в пространстве.

  • Продолжить узор по клеточкам.
  • Д/И «Найди, где спрятано?»

3.Срисовывание образца.

  • Задания на листе бумаги в клетку.
  • Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4. Штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант по словесной инструкции.

Критерии оценки деятельности ребенка.

За каждое правильное задание ставится 5 баллов.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям – 60-50 баллов.

2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь. Сумма баллов 49-26.

Задание не выполнено.

Сумма баллов 25-15.

III   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Методическое обеспечение программы.

конспекты занятий;

картотека пальчиковых  игр,  самомассажа,  физкультминуток,  пауз,  речевых гимнастик, рисунков по клеточкам;

тематические иллюстрации;

печатные листы с заданиями;

мультимедийные материалы.

3.2 Материально-техническое обеспечение программы.

Простые и цветные карандаши;

тетрадь в клетку;

трафареты;

шаблоны для обведения,

счетные палочки

«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, грецкие орехи т.д.)

природные материалы

бусы, пуговицы

макароны различных видов и размеров

линейки

ленты, проволока.

Перечень используемой литературы.

1. Беззубова Г.Н., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Гном, 2003. – 96с.

2. Виноградова Н.Ф. «Программа обучения и развития детей»; М.  Вентана-Граф;

3. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1978.

4. Колесникова, Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет: Рабочая тетрадь / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2005. – 32с.: ил.
5. Максимова Е.А., Рахматуллина О.Н., Травкина О.П., Черных А.Н. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе - М.: Обруч,2011. – 192с.

6. Москаленко В.В. Занятия с дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель,2009.- 216с.

7. Синицина Е.И.  Умные пальчики. Серия «Через игру - к совершенству». М.: «Лист», 1998г.-144с.

8. Топоркова И.Г.; Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития,2007. – 123 с.

9. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. Пособие для педагогов и родителей. -  М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012. – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Консультация для родителей«Готовим руки к письму»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г. Старый Оскол Белго...

Консультация для родителей. «Подготовка детей к письму».

Выступление воспитателя. 1. Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребёнка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание. Подготовка к письму предполага...

Консультация для родителей: "Подготовка руки к письму"

Материал предназначен для работы со старшими дошкольниками,для развития механизмов необходимых для овладения письмом, и накопления ребёнком двигательного  и практического опыта, развития навыков ...

консультация для родителей "Подготовка руки к письму"

Всего лишь несколько полезных советов, помогут родителям подготовить руку ребенка к письму....

Консультация для родителей: Основные положения ФГОС ДО

В консультации представлены основные положения ФГОС ДО, которые необхолимо знать родителям воспитанников....

Консультация для родителей: «Готовим руку к письму. Советы родителям».

Консультация для родителей: «Готовим руку к письму. Советы родителям»....