Консультация для родителей: "Подготовка руки к письму"
консультация (подготовительная группа) по теме

Захарова Лариса Ивановна

Материал предназначен для работы со старшими дошкольниками,для развития механизмов необходимых для овладения письмом, и накопления ребёнком двигательного  и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_-roditelyam.docx85.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение

Детский сад №2 «Росинка»

Комбинированного вида

Консультация для родителей:

«Подготовка детей к школе» 

                                                                Подготовила:

                                                                учитель-логопед:

                                                                Захарова Лариса Ивановна

г.Тында-2013г.

Тема: « Подготовка руки к письму».

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память  внимание, связная речь.

Письмо -это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого  зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга.

Неподготовленность к письму , недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания,

может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства.

Помните  что детям от трёх лет упражнения даются в упрощенном  варианте. доступном их возрасту. Более  старшим детям задания можно усложнить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться  регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

                -Запускать пальцами мелкие волчки.

-Разминать пальцами пластилин глину.

                -Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

                -Сжимать и разжимать кулачки.

                - Двумя пальцами руки ходить по столу, сначала медленно, затем быстрее.

                -Махать в воздухе только пальцами.

                -Хлопать в ладоши тихо и громко.

                -Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусы, на нитку.

                -Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

                -Складывание матрёшек.

                -Игра с вкладышами.

                -Рисовать, раскрашивать, штриховать.

                -Резать ножницами.

К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетения из бумаги и ткани. Ребёнку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определённым образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. 

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец её приклеивается.

Готовые бусы нанизывают на нитку.

        Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

Для изготовления бус можно использовать обложки журналов , обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.

Всё – это доставляет им удовольствие.

        Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезание ножницами, различных фигурок из открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции- аппликации, что доставляет им большую радость.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. они увлекательны способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

        В ходе пальчиковых игр дети,  повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими  движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок,  при помощи пальцев.

Многие игры требуют  участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться

в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», и т.д.

 Очень важны эти игры для развития творчества детей.

Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

 Дети младшего возраста хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.

Трёхлетние малыши уже осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками,

например, одна рука изображает домик, а другая кошку ,вбегающую в этот домик.

Четырёхлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

Более старшим детям можно предложить оформить игры разным реквизитом- мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками, и т.д….

Для знакомства с пальчиками можно использовать это стихотворение:

Пять да пять- родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядки-

Держат все одну лопатку,

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте как их звать?

Рассказать детям как называются все наши пальчики.

И обыграть в игровой форме.

Предлагаю комплекс пальчиковых игр.

Пальчиковая гимнастика

«Лодочка»

Две ладони я прижму                                (ладони соединить лодочкой)

И по речке поплыву

Две ладони, друзья,-                                (выполнить волнообразные движения)

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,                                (Поднять ладони вверх, над головой)

Синим морем поплыву                                

А со мною по волнам                                (выполнять волнообразные движения

Плывут рыбки тут и там.                        двумя ладонями одновременно, имитируя

                                                        (движения рыбок).

 «Тучки»

Мы наши пальчики сплели                        (Дети стоя сплетают пальцы)

И вытянули ручки                                (Вытягивают руки ладонями вперёд)

Ну а теперь мы от земли                        (Поднимают руки вверх и тянуться как

Отталкиваем тучки                                можно выше).

 «Потягушки»

Пальцы- маленький отряд,                        (Дети стоя поднимают руки над головой

Бодро выстроились в ряд                        и тянутся вверх, вытягивая пальцы).

Все из нашего полка                                 

Достают до потолка.«Мячик»

Друг весёлый,  мячик мой!                        (Сделать колечко из большего и

Всюду, всюду ты со мной!                        (указательного пальцев).

Раз, два, три, четыре, пять.                        (Менять верхний палец в колечке

Хорошо с тобой играть                                на средний, безымянный, мизинец)

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и графические упражнения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Подготовка руки к письму"

Всего лишь несколько полезных советов, помогут родителям подготовить руку ребенка к письму....

Консультация для родителей «Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях рисования»

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...

Консультация для родителей "Подготовка руки ребенка к письму"

В статье даются рекомендации родителям о том, как распознать неправильный навык письма у ребенка, как помочь исправить привычку неправильно держать пишущий предмет, и о том, почему так важно вовремя п...

Консультация для родителей.Подготовка руки к письму

Одним из этапов подготовки ребенка к систематическому обучению является подготовка к письму.Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого...

Консультация для родителей "Подготовка руки ребёнка к письму в школе"

   Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластили...