консультация " Профилактика дисграфии с помощью интерактивных и настольных игр"
консультация на тему

Югай Фарида Риваевна

Профилактика дисграфии - актуальная проблема в современных условиях. В настоящее время в школах все чаще встречаются дети с нарушениями письменной речи, в частности, с дисграфией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Профилактика дисграфии с помощью интерактивных и настольных игр»,

"Письменная речь не есть простой перевод

устной речи в письменные знаки,

и овладение письменной речью не есть

просто усвоение техники письма".

Л.С.Выготский

Профилактика дисграфии - актуальная проблема в современных условиях. В настоящее время в школах все чаще встречаются дети с нарушениями письменной речи, в частности, с дисграфией. Потенциальными «дисграфиками» являются дети, у которых в дошкольном возрасте выявляются различные виды речевых недоразвитий.

Проблеме нарушений письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок, идущий в школу испытывает большие трудности в обучении.

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Как отмечает Т.Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. Важными условиями предупреждения дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

Важным моментом при подготовке к школе детей становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то, же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).

При проведении игр необходимо сохранить все 5 структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

На основании своего практического опыта работы логопедом в дошкольном образовательном учреждении можно отметить, что во всех областях коррекционно-образовательной деятельности по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать дидактические игры, как основной метод профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.

С учетом данной классификации мною были разработаны, модернизированы и дифференцированы дидактические игры по преодолению речевых нарушений и предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста:

1. Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии: «Расскажи ,что я делаю», «Назови слова», «Назови братца», «Звуковое лото», «Скажи как я», «Эхо», «Объяснялочки», «Что звучит?», «Где мяукает котенок», «Звонкий- глухой».

2. Дидактические игры направленные на устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов: «Кто больше», «Измени слово», «Хлопочки», «Фонематика», «Цветочки», «Звуковая линейка», «Цепочка изменений», «Строители», «Подбери словечко», «Волшебники»

3. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок оптической дисграфии: «Построй башни», «Найди фрагменты изображения», «Что пропало? », «Повтори рисунок по клеточкам». «Из чего сделан», «Ластик», «Путаница», «Разгляди буквы», «Подбери букву», «Техники»

4. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии: «Магазин», «Мы считаем», «Один-два-пять», «Ложки и стаканы», «Большой-маленький», «Котенок», «Из чего сделан», «Скажи правильно», «Где стоит машина», «Закончи предложение».

Развитие внимания, памяти и мелкой моторики – главные составляющие работы по профилактике дисграфии. Помимо развития сенсорных эталонов и развития навыков ориентировки в пространстве, необходимо развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

Для этого дошкольникам 5-6-летнего возраста в игровой форме можно предложить следующие задания:

Сложить картинку из 2-4-6-8 частей;

Выложить фигуры из палочек по образцу и по памяти;

Виды зрительных диктантов (запомнить кол-во и последовательность);

Найти ранее предъявляемые картинки;

Воспроизведение предложенных движений в заданной последовательности;

Работа с клеточной бумагой и точками и т.д…

Задания для детей, знающих буквы: (найти отличие и сходство; составить буквы из элементов из узнаваемого на ощупь материала; конструирование букв; лепка букв из пластилина).

Таким образом, задания позволяют научить «руку слышать глаз». Все эти задания выявляют волевую готовность ребенка к школе, его работоспособность, формируют произвольное внимание при помощи определенных средств.

Для эффективности логопедической работы по профилактике дисграфии необходима работа с семьей, ведь в семье, где все ее члены заинтересованы в успехе и развитии ребенка, результат появляется значительно быстрее. Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью разнообразных форм работы: групповые родительские собрания, семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, игротеки, открытые занятия, которые являются более привлекательными для родителей, оказывают практическую помощь в решении возникающих проблем, развивают дух плодотворного сотрудничества.

Приоритетное место отводится индивидуальной деятельности, направленной на полное раскрытие возможностей каждого ребенка, т.к. индивидуальная работа имеет несомненное преимущество, прежде всего потому, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, т.к наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляцией активности родителей.

В связи с этим были подготовлены консультации для родителей:

- Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте.

- Ранняя профилактика дисграфии

Успешность работы по предупреждению нарушения письма зависит также от совместной работы всех специалистов детского учреждения, занимающихся с ребенком.

Таким образом, целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое использование дидактических игр при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, является основным методом профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи. Применение качественно нового подхода в использовании дидактических игр, как средства профилактики дисграфии, создает все условия для преодоления речевых дефектов и формирует у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.

Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей  с общим недоразвитием речи.

Анализ наиболее характерных дисграфических нарушений у дошкольников с ОНР показывает  что чаще всего у детей наблюдаются ошибки в виде:

-  зеркального написания букв, смешения графически сходных букв;

 - ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка   (шапка);

 - ошибки в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, определении мягкости, твёрдости, глухости звонкости;

- ошибки на уровне, слога, слова,  предложения и текста;

- ошибки, вызванные несформированностью  лексико – грамматических категорий.

Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа. При работе с детьми мы использовали различные методы и приёмы. Дидактические игры,  упражнения, компьютерные и МИМИО презентации подбираются к каждой лексической теме.

Для профилактики акустико  -  аграмматической дисграфии мы использовали игры, направленные на дифференциацию букв и звуков, смешиваемых в произношении, например:

-  «Одень Соню и Шуру». - Одежду в названии которой есть звук «С» предлагаем  Соне, а звук «Ш» Шуре.

- « Припомни и назови друзей зайца и жирафа из зоопарка». Животные, в названии которых слышится звук «З»- друзья зайца, «Ж» - жирафа.

Также эти  игры позволяют  расширить словарный запас по теме «Одежда», «Животные». Сначала игры проводятся с опорой на иллюстративный материал, а потом и без него.

Формированию фонематического восприятия и слуховой дифференциации способствуют задания:

«Найди слова с определённым звуком в предложении»,

-  « Вспомни и назови цвет каждой дощечки забора». Выдели звуки  Р-Л.  (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, розовый… )

- «Из стихотворения выдели слова с заданным звуком».

- «Светофор».- Если в слове дети слышат твёрдый согласный звук, то поднимают синий светофор ,если мягкий – зелёный.

- «Используются настольно- печатные игры, например,  игры из серии:

«Дин-Дон» - закрепляющие знания о том, что в русском языке все согласные звуки делятся  на твёрдые и мягкие.

 «Звонкий глухой»-  способствующие развитию фонематического слуха, увеличению объёма внимания, памяти, расширяющие словарный запас.

Специально подобранные упражнения помогают логопеду развить у детей :

- зрительное восприятие  ( восприятие цвета, формы, размера и величины предметов )

- «Что бывает такого цвета?» - Ребёнок подбирает картинки к данному фону.

- «Найди животное» - игра знакомит не только с особенностями внешнего вида животных, но и учит находить целое изображение по фрагментам, развивает внимание, наблюдательность,  память и мышление.

-  «Соедини предметы  линиями» -  так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета». Например: туфли и шляпа – красного цвета.

- Буквенный гнозис (восприятие цвета, формы, размера и величины букв, дифференциацию расположения элементов букв)

– «Найди буквы  А – О,  С – Е среди букв».

«Положи (запиши )  рядом с  каждым предметом ту букву на которую он похож». Например:  пуговица – О, ветка – У.

- Объём зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминание формы, цвета,  последовательности и количества букв и предметов) мы  формируем с  помощью настольно-  печатных  игр:

-  «Что есть что?» - игра учит находить изображение предмета по контуру, выделять фигуру из набора линий.

 - «Картинка в картинке» - помогает развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление. Ребёнок сначала выкладывает отдельные предметы, состоящие из нескольких карточек, затем эти отдельные предметы собирает в большую картину.

 -  Дидактические игры: « Составь слово из букв»,  

- « Пройди лабиринт вместе с Буратино и его друзьями».  Прочитай текст, записанный на дорожках (для читающих детей), обведи буквы  А- О, С – Е.

- Пространственное восприятие и представление развивают такие задания как:

- «Скажи, сколько звездолётов летит направо, налево, вверх,  вниз?»,  позволяющие не только ориентироваться на листе бумаги, но и согласовывать им. существительные с числительными.

 «Какая машина едет к домику, а какая от домика?»,

-  «Дорисуй на картинке то, что забыл художник».

- «Подбери по контуру» - игра развивает не только зрительное восприятие, но и умение классифицировать предметы, называя обобщающее слово.

Предупреждению нарушений языкового анализа и синтеза помогают следующие приёмы:

 - «Придумай предложение по сюжетной картинке с определённым количеством слов».

- «Составь предложения с предлогом».

- «Сочини сказку»- дети друг за другом составляют предложения на заданный сюжет, выбирают самое короткое и самое длинное предложение, делают его разбор.

- «Речевая тропинка»-  не только учит составлять вопросительные восклицательные предложения, но и развивает внимание и память.

- «Выдели предложения из текста с определённым количеством слов». Использование данных игр не только совершенствует синтаксическую сторону речи, но и позволяет развивать связную речь.

Для работы со слогом мы использовали  настольно-печатные игры:

- «Слоговое лото» - с помощью этой игры детей можно научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры: Г, СГ, СГС, ГС, - а также читать слова из трёх слогов.

 «Слоговое домино» -  способствует  формированию у детей первоначального навыка слогового чтения двусложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (СГ).

 «Слоговые кубики» - на начальном этапе обучения чтению кубики помогают детям отра -ботать  навык слогового чтения, развить пространственное и логическое мышление, расширить словарный запас повысить познавательную активность.  

А также дидактические игры:

- «Посели зверя в домик» - сколько слогов в названии животного, столько окошек в его домике.

- «Вылечи словечко» - у ребёнка карточка с картинками написанными под ними слогами, например – САНИ, ЛИСА,   ребёнок должен посмотреть на картинку и поставить слог  СА в начало или конец слова.

Фонематический анализ является наиболее сложной формой языкового анализа, в связи с этим работа проводилась в следующей последовательности:

 - выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия):

- «Назови гласный, согласный звук в слове»

 - « Разложи картинки под гласными, согласными».

- Вычленение звука из начала и конца слова, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова):

 « Сложи слово» - пазлы. Игра позволяет  составить слово; определить гласную,  первую   последнюю согласную букву  в слове; определить место буквы в слове.

- «Гусенички» - пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза. Можно предложить детям подобрать схему слова к картинке, а потом иллюстративный материал убрать.

 - « Звуковые замки» -   дети закрепляют понятия гласных, твёрдых и мягких согласных звуков в слове.

 -  Определение последовательности и количества звуков в слове:

  - «Сосчитай сколько букв  в  слове».  

   «Слова читай буквы, вставляй». Эта игра также помогает детям совершенствовать навыки чтения.

Несформированность  лексико – грамматического строя речи способствует появлению аграмматической дисграфии.  Для  формирования лексико – грамматического строя речи мы использовали  задания

- «Сосчитай предметы» (1,5, 9)

- «Закончи предложение, изменяя слово – вода, снеговик…

- «Составь пословицы из перепутанных слов, объясни их смысл».

- «Помоги Незнайке вставить в рассказ слова, отвечающие на  вопрос  – КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ?  ЧТО ДЕЛАЮТ?

 Настольно- печатные игры:

-  «Маленькие слова» -  эта игра помогает детям научиться понимать пространственное значение предлогов, сформировать представление о предлоге как об отдельном слове, научиться составлять предложения по картинке, а потом без неё, способствует развитию связной речи.

- «Маруся» - это многофункциональное пособие  способствует развитию у детей лексико-грамматических навыков по темам САД, ОГОРОД, ОВОЩИ, ФРУКТЫ. Помогает формировать навыки словообразования:  образование им. существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами; притяжательных прилагательных (Машино ведро); образование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный); образование приставочных глаголов (сажает – пересаживает); образование глаголов совершенного вида (копает- выкопала). Совершенствует навыки словоизменения: употребление им. существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в родительном падеже множественного числа; согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Развивать связную речь, укреплять мелкую моторику.

Коррекционная работа по профилактике дисграфии также оказывает благотворное влияние на развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания.

Таким образом, систематически проводимая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, позволяет надеяться, что дети,  выпущенные из детского сада не будут испытывать серьёзных трудностей  в овладении школьной программой и отставать от сверстников имеющих нормальное речевое развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сертификат Активизация речи "неговорящих" детей с помощью интерактивных и настольных игр

Сертификат Активизация речи "неговорящих" детей с помощью интерактивных и настольных игр...

консультация " Профилактика дисграфии с помощью интерактивных и настольных игр"

Профилактика дисграфии - актуальная проблема в современных условиях. В настоящее время в школах все чаще встречаются дети с нарушениями письменной речи, в частности, с дисграфией...

Консультация "Профилактика дисграфии и дислексии"

При обучении дошкольников чтению и письму родителям следует избегать распространенных ошибок, которые могут привести к нарушениям чтения (дислексии) и письма  (дисграфии)  у дошкол...

Консультация "Профилактика дисграфии"

Консультация "Профилактика дисграфии"...

Консультация «Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР»

Ребенок с дисграфией допускает большое количество ошибок в речи и письме. Дисграфия мешает детям освоить грамоту в начальной школе: они пропускают и добавляют буквы, не дописывают или искажа...

Консультация "Профилактика дисграфии у старших дошкольников"

В данной  консультации раскрывается понятие "дисграфия", ее особенности. Предлагаются игры и упражнения для профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста. Консультация бу...

Консультация "Профилактика дисграфии"

  Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия,  которая характеризуется нарушением формирования зрительного образа буквы, слова....