Консультация "Профилактика дисграфии"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Тюлькина Юлия Валерьевна

    Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия,  которая характеризуется нарушением формирования зрительного образа буквы, слова.  Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_profilaktika_opticheskoy_disgrafii.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика оптической дисграфии

Слайд 1. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфии) у детей старшего дошкольного  возраста в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Еще в 2007 году Россия занимала 15-е место по уровню  грамотности  у  школьников, но уже к 2016 году в рейтинге из 65-ти позиций мы скатились на 49-е место.

    Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия,  которая характеризуется нарушением формирования зрительного образа буквы, слова.  Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи.

 Причины, приводящие к оптической дисграфии, могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Так же нарушение письма может быть связано с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития и неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.

Это приводит к 

  • их заменам на письме,
  • к неправильному написанию некоторых букв,
  • добавлении лишних элементов,
  • недописывании элементов букв
  • в зеркальном написании букв.

Как правило, у таких детей очень замедлен темп письма, они с трудом вспоминают как пишется каждая буква, долго ее «выводят», путаются и в итоге не успевают выполнить задание со всей группой. Так же они испытывают трудности в определении правых и левых частей предметов, объектов, плохо ориентируются на листе бумаги, - особенно часто зеркальное письмо встречается у левшей и при раннем обучение письму (в 5 лет). Важно!! Оптическая дисграфия парелельно проявляется и в  чтении (дислексия) и математике!!

 Слайд 2.В связи с ростом процента детей, страдающих дисграфией в частности с оптической  формой, возрастает актуальность профилактики данного вида нарушений.Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных условий по его преодолению.

   Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка дает более быструю положительную динамику. Таким образом, начинать практическое решение проблемы дисграфии нужно не в школе, а задолго до начала обучения ребенка.

Мы  дошкольные работники знаем что ведущей деятельностью дошкольника является игра.. Поэтому наилучшими средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников являются различные дидактические игры.  

Слайд 3 Основные направления работы при устранении оптической дисграфии:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
  • Развитие пространственных представлений. Эта работа начинается в младшей и средней возрастной группе и продолжается до подготовительной группы.
  • Развитие буквенного гнозиса. (При знакомстве со зрительным образом буквы) В старшей и/или подготовительной группе). 

Практикум. Слайд 4.Задания для развития зрительного гнозиса (Каждое задание отрабатывается с педагогами практически).

Слайд 5. «Назвать предметы по их контурам».

Слайд6. «Найди тени животных и игрушек».

Слайд 7 «Назвать недорисованные предметы».

Слайд 8 Назвать перечеркнутые изображения.

Слайд 9.Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

Слайд 10 Определить, что неправильно нарисовал художник.

Слайд 11 Распределить изображения предметов по их реальной величине.

Слайд 12 Дорисуй фигуры

 Слайд 13 Дорисовывание симметричных изображений

Слайд 14 Анализ нелепых картинок.

Слайд 15 Рассмотри предметы и назови их форму.

Слайд 16Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги. Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз.

Слайд 17.  Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги. Соедини предметы левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо.

Слайд 18 Дополнение рисунка.

Слайд 19 Формирование пространственных представлений. ориентирование в схеме собственного тела: понятия «правая сторона», «левая сторона», «верх», «низ».

Слайд 20 Формирование пространственных представлений. Игра «Паучок».

Слайд 21.Ориентировка в пространстве

Слайд 22Развитие зрительно-моторной координации. Графические диктанты ,пальчиковые игры по развитию у детей ручной моторики и подготовке руки к письму, так как подобные упражнения помогают развивать у детей внимательность, зрительную память, зрительно – пространственные ориентировки.

Слайд 23 Работа над пространственными предлогами

Слайд 24 Задания для развития буквенного гнозиса. Какие же приёмы можно использовать для формирования зрительного образа буквы?

Слайд 25 При знакомстве с буквой  рассматриваются элементы, их количество. В какую сторону «смотрит» буква? (Вправо, влево, прямо). Обводим пальчиком образец и пишем её в воздухе.

Слайд 26  Используются стихотворения и загадки о буквах. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. сравниваем буквы с различными небуквенными изображениями (предметами)

Слайд 27 Изображаем изучаемую букву с помощью рук. Все буквы алфавита можно изобразить руками.

Слайд 28 Работа с пособием. 4ый лист для работы дома или в вечернее время в группе.

Слайд 29. Выкладываем. Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание их из счётных палочек, карандашей кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; Определение буквы,  написанной  на ладони, в воздухе на спине (пальцем на коже медленно проводится контур буквы),  с закрытыми или открытыми глазами.

. Выкладывание букв из различных конструкторов, магнитных, лего, конструктор-липучки, мозаики.

Выкладывание на столе букв из мелких предметов ( бусинок, фасоли  и т.д. из шнурка, ниточки, проволочки, из карандашей, верёвочек; моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки.

Слайд 30. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия –как следствие недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Статистические данные говорят, что 37% учащихся имеют признаки дисграфии – нарушения письма, а это значит, что они изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих ...

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...

Консультация для родителей "Дисграфия: определение, что важно знать, профилактика. Виды и помощь при определенном виде дисграфии".

Что такое дисграфия.  Кратко о том, что в нашем организме все взаимосвязано. Профилактика дисграфии. Кратко о ее видах, симптомах и  пример материала для исправления конкретного вида дисграф...

Презентация на тему "Предпосылки дисграфии. Виды дисграфии".

Предпосылки дисграфии. Виды дисграфии....