Акустическая дисграфия и дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока у детей с нарушением речи
статья по логопедии по теме

Михайлова Татьяна Николаевна

Акустическая дисграфия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akusticheskaya_disgrafiya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

        «Акустическая дисграфия и дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока у детей с нарушением речи»

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока, является важной темой  в предупреждении допуска ошибок в правописании слов, предложений в дальнейшем школьном обучении.                                                          

Одной из актуальных  проблем современной логопедии является проблема обеспечения готовности детей к обучению грамоте, проблема профилактики нарушений чтения письма еще в дошкольном возрасте.                                                  

 В настоящее время в логопедии все больше утверждается принцип устранения дефектов речи у детей в наиболее раннем периоде развития. Это обусловлено тем, что любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии ребенка, на формировании личности, его поведении, на овладении школьной программой. Кроме того, нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление нарушений речи имеет исключительно важное значение для подготовки к школьному обучению.                                                                                    

Значительное количество нарушений устной и письменной речи, так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможно их правильное произношение.                                                    

Письменная речь формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие. Поэтому в процессе письма необходимо каждый слышимый ( или мысленно представляемый) звук речи обозначить нужной буквой, строго сохранная к тому же их последовательность только при этом условии записанное в виде буквенных знаков слова при чтении может быть вновь переведено в последовательность звуков и узнано.                          

Умение четко дифференцировать на слух фонемы родного языка является основой для овладения навыком звукового анализа и синтеза, без которого невозможно овладение грамотой.                                                                                        

Недоразвитие слуховой дифференциации звуков речи и несформированность анализа и синтеза речевого потока является распространненым нарушением речевого развития.                                                

С целью профилактики нарушений чтения и письма необходимо проводить систематическую логопедическую работу по развитию слуховой дифференциации звуков и обучению детей приемам звукового анализа и синтеза слов и анализа речевого потока в целом.                                                              

Недоразвитие звукового анализа и синтеза ведет к тому, что дети в школьном возрасте не умеют или недостаточно осознают такие виды разборов, как фонематический, морфемный, слогообразовательный. Также к  специфическим логопедическим ошибкам относятся, как фонетические замены – эти ошибки указывают на недостаточность различения звуков, принадлежащих к одной или разным группам, нарушение слоговой структуры слова, сюда относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточной четкости звукового анализа, о неумении не только уточнять и выделять звуки из слова, но и устанавливать их последовательность. Это дисграфические ошибки.                                                                                                          При чтении тоже встречаются ошибки, которые появляются у детей вследствие недоразвития слуховой дифференциации звуков речи и несформированности анализа и синтеза речевого потока. Это замены фонем, пропуски, перестановки и искажения слогов, замены слов, запись целого предложения в виде одного слова.                                                                                    Специальные упражнения позволяют скорректировать эти недостатки и в дальнейшем нормально, без осложнений овладеть грамотой и лучше познать родной язык.                                                                                                           Логопедическую работу с детьми дошкольного возраста необходимо начинать с уточнения  артикуляции звуков, коррекции нарушения звукопроизношения, которая строится поэтапно. Формируются артикуляторные умения и навыки. Проводится работа по автоматизации звуков в речи и их дифференциации, закрепляются в сюжетно-ролевых играх, играх драматизациях, инсценировках и режимных моментах, формируются коммуникативные навыки, развивающиеся поэтапно.                                                

Итак, к моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок слов, слогов, звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушении чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....

Профилактика и коррекция фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза

Данный материал по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии может быть использован учителями-логопедами, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и на школьном логопункте....

Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических функций как средство профилактики дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза слов у детей дошкольного возраста...

"Система работы по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза"

Родительское собрание. "Коррекция дисграфии на почве языкового анализа и синтеза". Этот вид дисграфии чаще встречается у детей с интеллетуальной недостаточностью....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Работа построена на использовании двух методик:  Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики  Н.В. Соловьёвой "Исполь...

Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...