Диагностический инструментарий изучения уровня освоения звуко-буквенным анализом и синтезом слов у детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительных групп.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Хуснутдинова Фарида Халиловна.

   Цель диагностики: изучение результатов освоения раздела Программы «Обучение дошкольников грамоте в детском саду», составленной в соответствие с  методическим пособием  Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой и индивидуального развития воспитанников группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_navykov_zvuko-bukven.analiza.docx44.96 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий изучения уровня освоения звуко-буквенным анализом и синтезом  слов у детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительных групп.

     Цель диагностики: изучение результатов освоения раздела Программы «Обучение дошкольников грамоте в детском саду», составленной в соответствие с  методическим пособием  Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой и индивидуального развития воспитанников группы.

     Краткая характеристика группы обследуемых детей: по результатам логопедического обследования были  выявлены 13  детей с тяжёлым нарушениям речи такими, как  общее недоразвитие речи IV  уровня речевого развития, фонетико-фонематическое недоразвитие с дизартрическими нарушениями.

     Анализ результатов обследования показал, что у всех дошкольников с ТНР отмечались полиморфные нарушения звукопроизношения: как правило, дефекты произношения свистящих звуков [С, З, Ц],  сочетались с неправильным произношением сонорных звуков  [Л], [Л’], [Р], [Р’].

 У многих из  обследованных детей наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Кроме того, для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они плохо запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

У всех детей нарушен фонематический слух, искажена ритмико-слоговая структура слова, отмечается низкий уровень готовности к звуковому анализу и синтезу.

При  выявлении  готовности детей к звуковому анализу были получены следующие результаты:

  • Относительно лёгкими для выполнения оказались задания на выделение первого гласного в слогах и словах, на выделение на слух заданного гласного звука из звукового ряда;
  • Многие дети справились с заданием на выделение первого звука из звукосочетаний из двух гласных, но при этом выделение последнего звука из данных звукосочетаний и определение в них  количества звуков оказались более трудными для выполнения;
  • Наибольшую трудность у дошкольников вызвали задания на определение последнего глухого согласного в слогах и словах, на выделение на слух заданного согласного звука их звукового ряда: треть детей справились с ними частично, остальные – не справились.

     С учётом результатов логопедического обследования и психо-физиологических особенностей детей с ТНР в подготовительной группе была проведена коррекционная работа по следующим направлениям:

1. Обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции:

- Умение составлять предложения из 3-х и более слов.

- Умение определять количество слов в предложении.

- Называть слова  по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения с использованием приёма «Живой модели».

2. Обучение звуковому анализу слова:

-Умение различать звуки по их качественной характеристике:   «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий согласный», «глухой согласный».

- Умение вычленять и обозначать словесное ударение: выделение ударного гласного звука в слове.

- Умение самостоятельно подбирать и называть слова с любым твёрдым или мягким согласным звуком.

3. Обучение чтению (обучение словоизменению, формирование слогового чтения и формирование слитного чтения).

- Овладение   навыком послогового чтения.  

- Овладение навыком слитного чтения слов.


Протокол обследования  в начале учебного 2023-2024 года (Сентябрь)

 Диагностика сформированности навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

№ п/п

Имя ребёнка

№ задания /критерии оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Фёдор

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2.

Андрей

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3.

Иван

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4.

Арина

1

2

1

2

2

2

2

2

1

1

1

5.

Камелия

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.

Кривоколесникова

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7.

Григорий

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8.

Женя

1

2

1

2

2

2

2

2

1

1

1

9.

Богдан

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Ильдар

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Арсений

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Александра

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

13

Даша

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

23 % средний уровень   

                                           

77 % низкий уровень

       

 

                                 

                                         

Протокол обследования в конце учебного 2023-2024 года  (Апрель)

                     

№ п/п

Имя ребёнка

№ задания /критерии оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Фёдор

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

 Андрей

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Иван

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

Арина

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

5

Камелия

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

6

Каролина

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

7

Гриша

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

8

Женя

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

9

Богдан

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

10

 Ильдар

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

11.

Арсений

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

12.

Александра

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

13.

Даша

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

                                                                     

                                                

30 %  средний уровень    

70 % высокий уровень    

Вывод:  В результате систематической коррекционной работы по  формированию звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ТНР отмечается положительная, качественная и количественная динамика состояния психических процессов памяти, (внимания, мышления), звукопроизносительной стороны речи, темпо-ритмических навыков (умение воспроизводить на слух заданный ритм, умение делить слова на слоги), в усвоении навыков звукового анализа и синтеза, в обучении чтению послоговым способом.

Критерии оценки уровня освоения программного материала по обучению грамоте (подготовительная группа)

Высокий уровень знаний

3 балла

Средний уровень знаний

2 балла

Низкий уровень знаний

1 балл

  • Определяет количество слогов в слове.
  • Самостоятельно строит звуковую модель слова и называет все звуки последовательно.
  • Самостоятельно различает звуки по их качественной характеристике, обозначает соответствующими фишками и правильно называет ударный гласный звук.
  • Ребенок самостоятельно и с первого предъявления взрослого подбирает и называет слова с любого твёрдого или мягкого согласного звука.
  • Ребенок составляет предложение из 2-4 слов, делит предложения на слова, называет их по порядку: 1-ое, 2-ое и т.д.,
  • Читает слитно (целыми словами).
  • С помощью взрослого определяет количество слогов в слове.
  • С помощью взрослого различает звуки по их качественной характеристике, обозначает соответствующими фишками, может спутать цветовые обозначения, но при наводящих вопросах взрослого исправляет свою ошибку.
  • Ребенок может правильно поставить словесное ударение с выделением ударного гласного звука, но не в состоянии произнести слово с соответствующей интонацией. Или справляется с помощью взрослого.
  • С помощью взрослого подбирает и называет слова на заданный звук (твёрдый или мягкий согласный).
  • С помощью взрослого составляет предложение из 2-4 слов, делит предложения на слова, называет их по порядку: 1-ое, 2-ое и т.д., переставляет, добавляет или заменяет слова в предложении.
  • Владеет навыком послогового чтения.
  • Не может определить количество слогов в слове.
  • Ребенок ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не можетпровести звуковой анализ слова; при составлении модели работает с фишками - заместителями, не соотнося их цветовые обозначения с качественной характеристикой звуков.
  • Ребёнок не в состоянии вычленить словесное ударение даже после интонационного выделения взрослым ударного гласного звука.
  • Ребёнок не может подобрать и назвать слова на заданный звук (твёрдый или мягкий согласный).
  • Самостоятельно не составляет предложение.
  • Не владеет навыком послогового чтения или читает побуквенно.

Таблица 1

Диагностическая карта по обучению грамоте (начало года)

Фамилия, имя ребёнка

Составля ет

предлож ение из 2-4 слов.

Определ яет место звука в слове

Определ яет кол- во слогов в слове

Проводи т звуко- буквенн ый анализ слова

Различае т гласные звуки

Различае т согласн ые звуки

Различае т

твердый согласны й звук

Различае т мягкий согласн ый звук

Определ яет

ударный звук в слове

Чтение слогов

Чтение слов

Итог

В

С

Н

1

Фёдор

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

11

2

 

Андрей

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

11

3

Иван

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

11

4

Арина

1

2

1

2

2

2

2

2

1

1

1

-

6

5

5

 

Камелия

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

11

6

 Каролина

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

11

7

Григорий

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

11

8

 

Женя

1

2

1

2

2

2

2

2

1

1

1

-

6

5

9

Богдан

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

11

10.

 Ильдар

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

11

11.

 

Арсений

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

11

12.

 Александра

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

-

3

8

13.

Даша

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

11

                                                                                                                 

Таблица 2

Диагностическая карта по обучению грамоте (конец года)

Фамилия, имя ребёнка

Составля ет

предлож ение из 2-4 слов.

Определяет место звука в слове

Определ яет кол- во слогов в слове

Проводи т звуко- буквенн ый анализ слова

Различае т гласные звуки

Различае т согласн ые звуки

Различае т

твердый согласны й звук

Различае т мягкий согласн ый звук

Определ яет

ударный звук в слове

Чтение слогов

Чтение слов

Итог

В

С

Н

1

Фёдор

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

30

2

-

2

Андрей

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

-

3

 

Иван

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

-

4

 

Арина

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

-

5

Камелия

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

24

6

-

6

 Каролина

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

24

6

-

7

Григорий

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

27

4

-

8.

 

Женя

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

-

9.

 

Богдан

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

22

-

10.

 Ильдар

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

30

2

-

11.

Арсений

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

22

-

12.

 Александра

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

2

-

13.

Даша

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

30

2

-

               

                                                                                                                              Таблица 3

Сводная диагностическая карта по обучению грамоте

 

Фамилия,

имя ребёнка

Составля ет

предлож ение из 2-4 слов.

Определяет место звука в слове

Определ яет кол- во слогов в слове

Проводи т звуко- буквенн ый анализ слова

Различае т гласные звуки

Различае т согласн ые звуки

Различае т

твердый согласны й звук

Различае т мягкий согласн ый звук

Определ яет

ударный звук в слове

Чтение слогов

Чтение слов

Итог

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

Фёдор

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

С

Н

В

2

Андрей

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

3

Иван

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

4

Арина

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

5

Камелия

Н

С

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

С

Н

С

Н

В

6

Каролина

Н

С

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

С

Н

С

Н

В

7

Григорий

Н

В

Н

В

Н

С

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

С

Н

С

Н

В

8.

Женя

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

9.

Богдан

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

10.

Ильдар

Н

В

Н

В

Н

С

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

11.

Арсений

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

12.

 Александра

Н

С

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

13.

 Даша

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

С

Н

В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «История пуговицы» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа)

«Вы  можете  стать  кем  угодно,  и  никто  не  заметит  этого.Но, если,  у  Вас  отсутствует  пуговица,  каждый  обратит...

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.Задачи: ·        Развитие речевого слуха, образного мышления.·        Развитие у...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.

Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда для воспитанников с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: "Цветы"

Занятие по развитию речи с элементами грамоты для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы. Увлекательная проблемно-игровая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий создала поло...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда в соответствии с АООП ДОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учителя – логопеда  в соответствии с АООП ДОО  обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)...