Диагностический инструментарий изучения уровня освоения звуко-буквенным анализом и синтезом слов у детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительных групп.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель диагностики: изучение результатов освоения раздела Программы «Обучение дошкольников грамоте в детском саду», составленной в соответствие с методическим пособием Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой и индивидуального развития воспитанников группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический инструментарий изучения уровня освоения звуко-буквенным анализом и синтезом слов у детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительных групп.
Цель диагностики: изучение результатов освоения раздела Программы «Обучение дошкольников грамоте в детском саду», составленной в соответствие с методическим пособием Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой и индивидуального развития воспитанников группы.
Краткая характеристика группы обследуемых детей: по результатам логопедического обследования были выявлены 13 детей с тяжёлым нарушениям речи такими, как общее недоразвитие речи IV уровня речевого развития, фонетико-фонематическое недоразвитие с дизартрическими нарушениями.
Анализ результатов обследования показал, что у всех дошкольников с ТНР отмечались полиморфные нарушения звукопроизношения: как правило, дефекты произношения свистящих звуков [С, З, Ц], сочетались с неправильным произношением сонорных звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].
У многих из обследованных детей наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Кроме того, для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они плохо запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
У всех детей нарушен фонематический слух, искажена ритмико-слоговая структура слова, отмечается низкий уровень готовности к звуковому анализу и синтезу.
При выявлении готовности детей к звуковому анализу были получены следующие результаты:
- Относительно лёгкими для выполнения оказались задания на выделение первого гласного в слогах и словах, на выделение на слух заданного гласного звука из звукового ряда;
- Многие дети справились с заданием на выделение первого звука из звукосочетаний из двух гласных, но при этом выделение последнего звука из данных звукосочетаний и определение в них количества звуков оказались более трудными для выполнения;
- Наибольшую трудность у дошкольников вызвали задания на определение последнего глухого согласного в слогах и словах, на выделение на слух заданного согласного звука их звукового ряда: треть детей справились с ними частично, остальные – не справились.
С учётом результатов логопедического обследования и психо-физиологических особенностей детей с ТНР в подготовительной группе была проведена коррекционная работа по следующим направлениям:
1. Обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции:
- Умение составлять предложения из 3-х и более слов.
- Умение определять количество слов в предложении.
- Называть слова по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения с использованием приёма «Живой модели».
2. Обучение звуковому анализу слова:
-Умение различать звуки по их качественной характеристике: «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук», «звонкий согласный», «глухой согласный».
- Умение вычленять и обозначать словесное ударение: выделение ударного гласного звука в слове.
- Умение самостоятельно подбирать и называть слова с любым твёрдым или мягким согласным звуком.
3. Обучение чтению (обучение словоизменению, формирование слогового чтения и формирование слитного чтения).
- Овладение навыком послогового чтения.
- Овладение навыком слитного чтения слов.
Протокол обследования в начале учебного 2023-2024 года (Сентябрь)
Диагностика сформированности навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
№ п/п | Имя ребёнка | № задания /критерии оценки | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1. | Фёдор | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | Андрей | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3. | Иван | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4. | Арина | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
5. | Камелия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6. | Кривоколесникова | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. | Григорий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8. | Женя | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
9. | Богдан | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
10 | Ильдар | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11 | Арсений | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
12 | Александра | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
13 | Даша | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
23 % средний уровень
77 % низкий уровень
Протокол обследования в конце учебного 2023-2024 года (Апрель)
№ п/п | Имя ребёнка | № задания /критерии оценки | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1 | Фёдор | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
2 | Андрей | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Иван | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Арина | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
5 | Камелия | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
6 | Каролина | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
7 | Гриша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
8 | Женя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
9 | Богдан | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
10 | Ильдар | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
11. | Арсений | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
12. | Александра | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
13. | Даша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
30 % средний уровень
70 % высокий уровень
Вывод: В результате систематической коррекционной работы по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ТНР отмечается положительная, качественная и количественная динамика состояния психических процессов памяти, (внимания, мышления), звукопроизносительной стороны речи, темпо-ритмических навыков (умение воспроизводить на слух заданный ритм, умение делить слова на слоги), в усвоении навыков звукового анализа и синтеза, в обучении чтению послоговым способом.
Критерии оценки уровня освоения программного материала по обучению грамоте (подготовительная группа)
Высокий уровень знаний 3 балла | Средний уровень знаний 2 балла | Низкий уровень знаний 1 балл |
|
|
|
Таблица 1
Диагностическая карта по обучению грамоте (начало года)
№ | Фамилия, имя ребёнка | Составля ет предлож ение из 2-4 слов. | Определ яет место звука в слове | Определ яет кол- во слогов в слове | Проводи т звуко- буквенн ый анализ слова | Различае т гласные звуки | Различае т согласн ые звуки | Различае т твердый согласны й звук | Различае т мягкий согласн ый звук | Определ яет ударный звук в слове | Чтение слогов | Чтение слов | Итог | ||
В | С | Н | |||||||||||||
1 | Фёдор | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 11 |
2 |
Андрей | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 11 |
3 | Иван | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 11 |
4 | Арина | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | - | 6 | 5 |
5 |
Камелия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 11 |
6 | Каролина | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 11 |
7 | Григорий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 11 |
8 |
Женя | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | - | 6 | 5 |
9 | Богдан | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 11 |
10. | Ильдар | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 11 |
11. |
Арсений | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 11 |
12. | Александра | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | - | 3 | 8 |
13. | Даша | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 11 |
Таблица 2
Диагностическая карта по обучению грамоте (конец года)
№ | Фамилия, имя ребёнка | Составля ет предлож ение из 2-4 слов. | Определяет место звука в слове | Определ яет кол- во слогов в слове | Проводи т звуко- буквенн ый анализ слова | Различае т гласные звуки | Различае т согласн ые звуки | Различае т твердый согласны й звук | Различае т мягкий согласн ый звук | Определ яет ударный звук в слове | Чтение слогов | Чтение слов | Итог | ||
В | С | Н | |||||||||||||
1 | Фёдор | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 30 | 2 | - |
2 | Андрей | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 33 | - | |
3 |
Иван | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 33 | - | |
4 |
Арина | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 33 | - | |
5 | Камелия | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 24 | 6 | - |
6 | Каролина | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 24 | 6 | - |
7 | Григорий | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 27 | 4 | - |
8. |
Женя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 33 | - | |
9. |
Богдан | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 22 | - | |
10. | Ильдар | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 | 2 | - |
11. | Арсений | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 22 | - | |
12. | Александра | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 | 2 | - |
13. | Даша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 30 | 2 | - |
Таблица 3
Сводная диагностическая карта по обучению грамоте
№ |
| |||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребёнка | Составля ет предлож ение из 2-4 слов. | Определяет место звука в слове | Определ яет кол- во слогов в слове | Проводи т звуко- буквенн ый анализ слова | Различае т гласные звуки | Различае т согласн ые звуки | Различае т твердый согласны й звук | Различае т мягкий согласн ый звук | Определ яет ударный звук в слове | Чтение слогов | Чтение слов | Итог | ||||||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |||
1 | Фёдор | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | С | Н | В | |
2 | Андрей | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | |
3 | Иван | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | |
4 | Арина | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | |
5 | Камелия | Н | С | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | С | Н | С | Н | В | |
6 | Каролина | Н | С | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | С | Н | С | Н | В | |
7 | Григорий | Н | В | Н | В | Н | С | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | С | Н | С | Н | В | |
8. | Женя | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | |
9. | Богдан | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | |
10. | Ильдар | Н | В | Н | В | Н | С | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | |
11. | Арсений | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | |
12. | Александра | Н | С | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | |
13. | Даша | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | В | Н | С | Н | В | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «История пуговицы» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа)
«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.Но, если, у Вас отсутствует пуговица, каждый обратит...

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)
Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.Задачи: · Развитие речевого слуха, образного мышления.· Развитие у...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.
Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...
Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда для воспитанников с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: "Цветы"
Занятие по развитию речи с элементами грамоты для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы. Увлекательная проблемно-игровая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий создала поло...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда в соответствии с АООП ДОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда в соответствии с АООП ДОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)...



