РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда в соответствии с АООП ДОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Вещунова Елена Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учителя – логопеда  в соответствии с АООП ДОО  обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_podgotovitelnoy_gruppe_tnr.docx88.78 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2055 имени Героев Советского Союза

Анатолия Живова и Юрия Костикова»

Юридический адрес: 123100, г. Москва, ул. 2-я  Черногрязская, д. 7                                              e-mail: 2055scool@mail.ru

Фактические адреса:

123100, г. Москва, ул. 2-я  Черногрязская, д. 7,                                                        тел. 8 (499) 256-81-29,  8 (499) 256-44-23;

123317, г. Москва, ул. Подвойского, д.2;                                                                                                  факс 8 (499) 256-81-29

Принято

Педагогическим советом

 №___от ____2022г.

«Утверждено»

И.о. директора ГБОУ Школа №2055

А.И. Гаршин 

Рабочая программа

 учителя – логопеда, составленная

Вещуновой Е.В.

 в соответствии с АООП ООО обучающихся с ТНР

Образовательная область: коррекция нарушений речи

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

 

Уровень образования: дошкольное

Уровень обучения: базовый

Место предмета в учебном плане:

Количество фронтально-подгрупповых занятий в неделю

3

Количество индивидуальных занятий в неделю

2

Количество форм промежуточной аттестации

3

Москва, 2022г.

Содержание

Название раздела

Страницы

I. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи логопедической деятельности

4

1.3. Характеристика воспитанников группы

4

1.4. Планируемые результаты освоения программы

6

II. Содержательный раздел        

7

2.1. Содержание логопедической деятельности

7

2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда с детьми 6-7 лет        

8

2.3. Формы обучения, содержание и план реализации

мероприятий логопедической деятельности.

Календарно-тематическое планирование

8

2.4. Тематическое планирование

14

2.4.1. Перспективный тематический план занятий по формированию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи

14

2.4.2. Перспективный тематический план занятий по развитию и совершенствованию связной речи

17

2.4.3. Перспективный тематический план занятий по подготовке к обучению грамоте

20

III. Организационный раздел

22

3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение программы для осуществления логопедической деятельности.

Цифровые образовательно-воспитательные ресурсы

22

3.2. Организация предметно - пространственной развивающей

образовательной среды

25

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

        Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

        С каждым годом увеличивается число дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), куда входят дети с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития, дизартрией и пр. Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ТНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.

        Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.

        В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание основной и коррекционных программ.

        Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе ООП ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. и др.; Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В., Примерной Адаптированной Основной Образовательной Программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи - под редакцией проф. Л. В. Лопатиной.

            Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности, рассчитана на один учебный год.

        Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

1.2. Цели и задачи логопедической деятельности

        Цель данной Программы — диагностика, коррекция и дальнейшее развитие речи детей с речевыми расстройствами. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:

          Задачи:

1. Уточнение и расширение словарного запаса.

2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования.

3. Развитие диалогической и монологической речи.

4. Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференциаций.

5. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

6. Овладение элементами грамоты.

1.3. Характеристика воспитанников группы

        В группу для занятия с учителем-логопедом зачисляются дети, проходящие обучение в подготовительной к школе группе и имеющие заключение ЦПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования по Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

        Тяжелые нарушения речи (ТНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической, связной) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

        Коррекция ТНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя языка, фразовой речи, полноценного звукопроизношения.

          Так как чаще всего в группу детей с ТНР попадают дети с общим недоразвитием речи, в следующем разделе рассмотрим именно данную нозологию.

        

Характеристика уровней общего недоразвития речи

I уровень

                Оральный праксис: дети чаще пытаются повторить движения за педагогом;  у детей нарушены объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка; грубо нарушены тонкие дифференцированные движения языка. Некоторые дети отказываются от выполнения задания.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, реже – быстрый или нормальный. Ритм - доступно воспроизведение ритма 1, 2, много. Интонация - монотонная. Дыхание - низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное». Голос - нередко снижена сила голоса.

У детей с ОНР I уровня полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности - диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия.

Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова и предложения.

        Фонематическое восприятие находится в зачаточном состоянии. Отсутствуют и сложные и простые формы фонематического анализа.

        Импрессивная речь - отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.  При восприятии речи доминирует лексическое значение. Ребенок понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций.

        Экспрессивная речь - фраза состоит из лепетных элементов и поясняющих жестов, вне конкретной ситуации понятой окружающими быть не может.

        Диалогическая речь больше пассивна, чем активна.

Автоматизированная форма речи - нарушена.

Сопряжённая форма речи – нарушена.

Отражённая форма речи – нарушена.

        Связная речь – не сформирована.

        Словарь ограничен. В активе – небольшое количество нечётко произносимых обиходных слов, аморфных слов-корней, звукоподражаний и звуко-комплексов, сопровождающихся указательными жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире активного.

        Грамматические процессы – словообразование - отсутствует; словоизменение – отсутствует.

        Общая и мелкая моторика - развита слабо.

II уровень        

        Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.

       Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

        Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

        Недоразвитие фонематического восприятия.

        Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

        Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

         Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

        Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.

        Диалогическая речь в основном развита.

Автоматизированная форма речи - затруднена.

Сопряжённая форма речи – затруднена.

Отражённая форма речи – затруднена.

        Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.

        Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.

        Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).

        Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

        Моторика развита недостаточно.

III уровень

        Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

         Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.

        Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

         Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

        Фонематическое восприятие — практически сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

        Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов в слове / предложении).

        Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

        Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.

        Диалогическая речь развита.

Автоматизированная форма речи – сформирована.

Сопряжённая форма речи – сформирована.

Отражённая форма речи – сформирована.

        Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.

        Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно других частей речи.  Простым обобщением владеет частично.  Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире активного.

        Словообразование - значительно затруднены: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; приставочных глаголов. Часты ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, детёнышей животных.

        Словоизменение - незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами.

        Общая моторика развита. Недостаточно сформированы графо-моторные навыки.

   

            Логопедическое обследование проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май). Данные обследования заносятся в речевой протокол. По итогам обследования, на психолого-медико-педагогическом консилиуме обсуждаются результаты диагностики и выстраивается план коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной логопедической группы. Для воспитанников, чей уровень развития познавательной деятельности ниже возрастной нормы, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут.

1.4. Планируемые результаты освоения программы.        

Целевые ориентиры:

        

Дети, имеющие на начало коррекционного обучения I уровень речевого развития, на этапе завершения логопедической работы в подготовительной группе должны научиться:

- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними;

- называть некоторые части тела и одежды;

- обозначать наиболее распространенные действия («сиди», «мой», «стой», «пой», «ешь», «пей», «иди» и т.д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния («холодно», «тепло», «больно» и т.д.);

- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

- отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, не обращается внимание на грамматическое оформление.

Дети, имеющие на начало коррекционного обучения II уровень речевого развития, на этапе завершения логопедической работы в подготовительной группе должны научиться:

- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

- сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

- фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п],[б],[м],[т],[д],[н],[к],[х],[г]), гласные звуки первого ряда ([а],[о],[у],[ы],[и],[э],);

- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов их сохранных и усвоенных звуков;

- правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложенных конструкций;

- общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

Дети, имеющие на начало коррекционного обучения III уровень речевого развития, на этапе завершения логопедической работы в подготовительной группе должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание логопедической деятельности

        Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе.

        Коррекционно-развивающая работа длится в средней группе с 1 сентября по 31 мая. 1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых протоколов, оформление документации.

        Логопедические занятия проводятся ежедневно, начиная с 3-4 недели сентября (в зависимости от количества детей), согласно сетке занятий. Программа рассчитана на три периода обучения:

  • I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
  • II период – декабрь, январь, февраль;
  • III период – март, апрель, май.

        Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ компенсирующего вида, определённым СанПиН 2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г. с изменениями на 27.08.2015.

        В начале учебного года составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности:

           Количество фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий в неделю – 3 занятия.

           Индивидуальных занятий – не менее 2-х индивидуальных занятий в неделю с каждым ребенком.

2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда с детьми 6-7 лет

        Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе с детьми с ОВЗ включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.3. Формы обучения, содержание, задачи и план реализации мероприятий по

логопедической деятельности

        По форме логопедическая деятельность делится на фронтальную (со всей группой), подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.

        Групповые формы работы (продолжительность до 30 минут) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой ООД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 6-7 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (2 раза в неделю) и подготовку к обучению грамоте (1 раз в неделю). Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.

        Индивидуальные формы работы (продолжительность до 20-25 минут) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков воспитанников, создающих определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в плане индивидуальной работы с ребенком.

        Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. В индивидуальной ООД учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. В индивидуальной деятельности дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах разной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

        Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического планирования занятий.

        В основе планирования ООД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем.

        Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени.

Календарно-тематическое планирование 

№ п\п

Темы занятий по формированию лексико-грамматических представлений

Темы занятий по развитию связной речи

Темы занятий по подготовке к обучению грамоте

Сентябрь

1-я неделя

Диагностика

2-я неделя

Диагностика

3-я неделя

Деревья осенью. Понятие слова «ряд»

Составление описательного рассказа о дереве по схеме. (Или составление рассказа по сюжетной картине «Ранняя осень».)

Звуки вокруг нас. Звуки речи.

4-я неделя

Овощи. Слова-предметы.

Составление описательного рассказа об овощах по схеме.

Звук У, буква У

Октябрь

1-я неделя

Фрукты. Слова-действия.

Пересказ рассказа «Косточка» по серии сюжетных картин.

Звук А, буква А

2-я неделя

Ягоды, грибы. Слова-признаки

Пересказ рассказа «По грибы» по серии сюжетных картин.

Звук И, буква И

3-я неделя

Продукты. Относительные прилагательные.

Составление описательного рассказа о продуктах по схеме.

Звуки П, П', буква П

4-я неделя

Посуда. Множ. число сущ-х

Составление описательного рассказа о посуде по схеме.

Звуки А, У, И, П, П’, буквы А, У, И, П.

Ноябрь

1-я неделя

Поздняя осень. Предлоги В, НА, ПОД.

Составление рассказа «Поздняя осень» по опорным сигналам.

Звуки Т, Т', буква Т

2-я неделя

Домашние птицы. Сложносочиненное предложение с союзом А.

Пересказ рассказа «Барсик и цыпленок» по серии сюжетных картин.

Звуки К, К', буква К

3-я неделя

Домашние животные. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Пересказ сказки «Спор животных» по опорным картинкам. (Или составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.)

Звуки П, П', Т, Т’, К, К’, буквы П, Т, К.

4-я неделя

Дикие животные. Притяжательные прилагательные.

Пересказ рассказа «Купание медвежат» по сюжетной картине и представлению.

Звуки Х, Х', буква Х

Декабрь

1-я неделя

Зима. Приставочные глаголы.

Составление рассказа «Как ребята строили снежную горку» по серии сюжетных картин с придумыванием конца.

Звуки К-Х

2-я неделя

Зимующие птицы. Предлоги К-ОТ.

Пересказ рассказа «Воробышек» по серии сюжетных картин.

Звук О, буква О

3-я неделя

Диагностика

4-я неделя

Диагностика

Январь

2-я неделя

Транспорт. Предложный падеж мн. числа сущ-х

Составление описательного рассказа о транспорте по схеме.

Звуки М, М', буква М

3-я неделя

Зимние виды спорта

Пересказ рассказа «Подготовка к Олимпиаде» по схемам.

Звук Ы, буква Ы

4-я неделя

Человек. Части тела. Гигиена. Творительный падеж мн. числа сущ-х

Составление рассказа «Жадность» по сюжетной картине, с придумыванием последующих событий.

Звуки и буквы А, У, И, О, Ы

Февраль

1-я неделя

Одежда. Родительный падеж мн. числа сущ-х.

Составление описательного рассказа об одежде по схеме.

Звуки Н, Н', буква Н

2-я неделя

Обувь. Головные уборы. Предлоги В-ИЗ.

Составление описательного рассказа об обуви или головном уборе по схеме.

Звуки Н-М

3-я неделя

Семья. Сложноподчиненное предложение с союзом ЧТОБЫ.

Составление рассказа «Семья» по сюжетной картине

Звуки С, С’, буква С

4-я неделя

День защитников Отечества. Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с сущ-ми

Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин.

Звуки З, З’, буква З

Март

1-я неделя

8 марта. Согласование числительных и существительных в Родит.падеже

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картинке.

Звуки С, С’, З, З’

2-я неделя

Весна. Сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Составление рассказа «Приход весны» по опорным сигналам. (Или пересказ рассказа «Тонкий лед» по серии сюжетных картин.)

Звуки Б, Б’, буква Б

3-я неделя

Перелетные птицы. Предлог ИЗ-ПОД

Пересказ рассказа «Ласточка и орел» по опорным сигналам.

Звуки Б, Б’, П, П’

4-я неделя

Обучение самостоятельной постановке вопросов.

Пересказ сказки «Две косы» по представлению и предметным картинкам.

Звуки Д, Д’, буква Д

5-я неделя

Животные жарких стран и севера. Предлог ЗА.

Пересказ рассказа «Как слон хозяина от тигра спас» по опорным картинкам.

Звуки Т, Т’, Д, Д’

Апрель

1-я неделя

Профессии. Инструменты. Дательный падеж мн. числа сущ-х

Пересказ рассказа «Чья профессия важнее?» (Или пересказ рассказа «Пожарные собаки» по опорным сигналам.)

Звук Ш, буква Ш

2-я неделя

День космонавтики. Родственные слова.

Развитие диалогической формы речи по теме «Космос»

Звуки С-Ш

3-я неделя

Мебель. Предлог С/СО

Пересказ рассказа «Солнышко на столе» по серии сюжетных картин.

Звуки Л, Л’, буква Л

4-я неделя

Дом. Предлог ИЗ-ЗА.

Составление рассказа «Дом, в котором я живу»

Звук Ж, буква Ж

Май

1-я неделя

Мой город. ПДД

Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.

Звуки Ш-Ж

2-я неделя

Скоро в школу. Несклоняемые существительные.

Составление рассказа «Почему мальчик опоздал в школу» по серии сюжетных картин.

Звуки Р, Р’, буква Р

3-я неделя

Диагностика

4-я неделя

Диагностика

Коррекционные задачи:

1. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза

а) Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание.

Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

б) Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков (а при необходимости — свистящих и шипящих звуков), автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

в) Работа над слоговой структурой слова

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех,  четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник)

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

г) Формирование произносительной стороны речи.

Уточнять у детей произношение сохранных звуков.

Вызывать отсутствующие звуки и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений и в связной речи.

Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов, доступного звуко – слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.

Формировать правильное произношение звуков: шипящих, свистящих, сонорных звуков, аффрикат.

Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Совершенствовать навыки по дифференциации звуков по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш).

д) Овладение элементарными навыками письма и чтения.

Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить выделять звук в словах (в начале, середине, конце).

Учить выделять звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах.

Учить выделять ударный звук в слове.

Учить преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак –лик).

Учить навыкам звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).

Учить составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов. Упражнять в составлении графических схем предложений.

2. Развитие словаря

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).

Объяснять значение слов с опорой на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).

Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).

 Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).

Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений (широкая душа, сгореть от стыда).

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов мужского и женского рода по временам.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.

Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).

Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).

4. Развитие связной речи и речевого общения

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.

2.4. Тематическое планирование

2.4.1. Тематическое планирование занятий

по развитию лексико-грамматических категорий

№ п\п

Тема

Кол-во занятий

Содержание

1

Деревья осенью. Понятие слова «ряд»

1

Уточнить и закрепить понятия «ряд», «начало ряда», «середина ряда», «конец ряда»; развивать слуховое и зрительное внимание, память, умение ориентироваться в схеме своего тела. Активизировать и обогащать словарь детей.

2

Овощи. Слова-предметы.

1

Познакомить с понятиями «слово», «слово-предмет», формировать понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Формировать умения понимать и дифференцированно употреблять вопросы «Кто это?», «Что это?». Закрепить понятие «ряд»; развивать внимание, память, зрительно-пространственную ориентировку.

3

Фрукты. Слова-действия.

1

Уточнить и расширить глагольный словарь; формировать понятие «слово-действие». Формировать умение задавать вопросы к словам-действиям. Формировать умение отвечать на поставленный вопрос одним словом. Образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени от существительных.

4

Ягоды, грибы. Слова-признаки

1

Расширять и обогащать словарь относительными и качественными прилагательными. Формировать понятие «слова-признаки». Закрепить согласование прилагательных с существительными. Формировать умение задавать вопросы к словам-признакам.

5

Продукты. Относительные прилагательные.

1

Совершенствовать навыки словообразования, учить детей включать в предложения относительные прилагательные. Активизировать и обогащать словарь детей.

6

Посуда. Именительный падеж множ. числа сущ-х

1

Учить детей употреблять существительные в Именительном падеже во множественном числе, согласовывая с глаголами; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глаголов и существительных; уточнять и активизировать словарь детей, развивать фразовую речь.

7

Поздняя осень. Предлоги В, НА, ПОД.

1

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД; учить детей выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации.

8

Домашние птицы. Сложносочиненное предложение с союзом А.

1

Учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы; уточнить понятия «слово», «предложение», «действие», «предмет»; активизировать словарь детей.

9

Домашние животные. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

1

Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок. Активизировать и обогащать словарь детей.

10

Дикие животные. Притяжательные прилагательные.

1

Закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложения. Активизировать и обогащать словарь детей.

11

Зима. Приставочные глаголы.

1

Учить детей подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол; познакомить детей со схемой образования глаголов при помощи разных приставок. Активизировать и обогащать словарь детей.

12

Зимующие птицы. Предлоги К-ОТ.

1

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами К, ОТ; учить детей выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по демонстрируемым действиям, предметным и сюжетным картинкам, развивать слуховое внимание, память, мышление.

13

Транспорт. Предложный падеж мн. числа сущ-х

1

Учить образовывать существительные в Предложном падеже во множественном числе, согласовывая их с глаголом, учить составлять предложения, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глаголов и существительных, активизировать словарь детей.

14

Зимние виды спорта

1

Формировать навык словообразования. Формировать умения понимать и объяснять незнакомые слова. Формировать навык составления сложноподчиненного предложения. Активизировать и обогащать словарь детей.

15

Человек. Части тела. Гигиена. Творительный падеж мн. числа сущ-х

1

Учить детей употреблять существительные в Творительном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глаголов и существительных; уточнять и активизировать словарь детей.

16

Одежда. Родительный падеж мн. числа сущ-х.

1

Учить детей правильно образовывать существительные в Родительном падеже во множественном числе, используя различные типы окончаний данной падежной формы; развивать память, внимание, мышление.

17

Обувь. Головные уборы. Предлоги В-ИЗ.

1

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, ИЗ; учить детей выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по сюжетной картинке, предложенному предмету, схеме и наглядной ситуации; продолжать учить составлять схему предложения.

18

Семья. Сложноподчиненное предложение с союзом ЧТОБЫ.

1

Учить по смыслу придумывать и договаривать предложения, используя конструкцию сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»; развивать фразовую речь, мышление, операции обобщения, выделения и установления причинно-следственных связей.

19

День защитников Отечества. Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с сущ-ми

1

Учить детей различать окончания местоимений и подбирать существительные в соответствии с родом и числом местоимения. Активизировать и обогащать словарь детей.

20

8 марта. Согласование числительных и существительных в Родит.падеже

1

Учить детей образовывать словосочетание в Родительном падеже от словосочетания в Именительном падеже, согласовывая при этом числительное и существительное между собой. Активизировать и обогащать словарь детей.

21

Весна. Сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО.

1

Учить по смыслу придумывать и договаривать предложения, используя конструкцию сложноподчиненного предложения с союзом «потому что»; развивать фразовую речь, мышление, операции обобщения, выделения и установления причинно-следственных связей.

22

Перелетные птицы. Предлог ИЗ-ПОД

1

Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлог ИЗ-ПОД, уточнить пространственное значение данного предлога, упражнять в составлении схем предложений с предлогами. Активизировать и обогащать словарь детей.

23

Обучение самостоятельной постановке вопросов.

1

Закрепить умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу; обучать самостоятельному формулированию вопросов; совершенствовать умение грамматически правильно строить 4-5-словные предложения; развивать речевую активность детей, их память и внимание.

24

Животные жарких стран и севера. Предлог ЗА.

1

Учить детей правильно употреблять предлог ЗА с существительными в Творительном и Винительном падежах, упражнять детей в составлении предложений с данным предлогом по демонстрируемым действиям и сюжетным картинкам. Активизировать и обогащать словарь детей.

25

Профессии. Инструменты. Дательный падеж мн. числа сущ-х

1

Учить детей употреблять существительные в Дательном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глаголов и существительных; уточнять и активизировать словарь детей.

26

День космонавтики. Родственные слова.

1

Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»; учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. Активизировать и обогащать словарь детей.

27

Мебель. Предлог С/СО

1

Познакомить детей с пространственным значением и схемой предлога С/СО; учить детей составлять предложения и схемы к ним с этим предлогом. Активизировать и обогащать словарь детей.

28

Дом. Предлог ИЗ-ЗА.

1

Уточнить пространственное значение предлога ИЗ-ЗА, упражнять детей в правильном употреблении данного предлога, учить составлять с ним разнообразные предложения. Активизировать и обогащать словарь детей.

29

Мой город. ПДД

1

Активизировать и обогащать словарь детей, работать над сложными синтаксическими конструкциями фраз..

30

Скоро в школу. Несклоняемые существительные.

1

Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, учить составлять предложения с этими существительными и различными предлогами. Активизировать и обогащать словарь детей.

2.4.2. Тематическое планирование занятий по развитию связной речи

№ п\п

Тема

Кол-во занятий

Содержание

1

Составление описательного рассказа о дереве по схеме. (Или составление рассказа по сюжетной картине «Ранняя осень».)

1

Активизация словаря по теме «Деревья». Закрепление в речи употребления относительных прилагательных.

Совершенствование навыка сравнения предметов, объектов. Составление рассказов-описаний о деревьях по предложенному плану.

2

Составление описательного рассказа об овощах по схеме.

1

Активизация словаря по теме «Овощи». Знакомство с многозначными словами (лук). Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки.

Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану.

3

Пересказ рассказа «Косточка» по серии сюжетных картин.

1

Активизация словаря по теме «Фрукты». Обучать умению пересказывать прослушанный текст по серии картин.

4

Пересказ рассказа «По грибы» по серии сюжетных картин.

1

Активизация словаря по теме «Грибы». Упражнять в согласовании числительных с существительными. Знакомство с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка). Продолжать учить пересказывать услышанный текст.

5

Составление описательного рассказа о продуктах по схеме.

1

Активизация словаря по теме «Продукты». Совершенствование навыка сравнения предметов, объектов.  Составление рассказов-описаний о продуктах по предложенному плану.

6

Составление описательного рассказа о посуде по схеме.

1

Активизация словаря по теме «Посуда». Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко).

Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану.

7

Составление рассказа «Поздняя осень» по опорным сигналам.

1

Активизация словаря по теме «Осень. Осенние месяцы. Погода осенью». Учить детей подбирать слова-антонимы. Учить детей составлять рассказ по опорным предметным картинкам.

8

Пересказ рассказа «Барсик и цыпленок» по серии сюжетных картин.

1

Активизация словаря по теме «Домашние птицы». Учить составлять предложения с противительным союзом а. Учить детей продолжать рассказ с опорой на начало и сюжетные картинки. Воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом.

9

Пересказ сказки «Спор животных» по опорным картинкам. (Или составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.)

1

Активизация словаря по теме «Домашние животные». Продолжать учить детей связности, непрерывности, логичности высказывания.

10

Пересказ рассказа «Купание медвежат» по сюжетной картине и представлению.

1

Активизация словаря по теме «Дикие животные». Закреплять правильное употребление в речи притяжательных прилагательных. Обучать пересказывать рассказ близко к тексту.

11

Составление рассказа «Как ребята строили снежную горку» по серии сюжетных картин с придумыванием конца.

1

Развивать умение строить последовательно свое высказывание. Обучать умению расположить картинки в нужной последовательности и рассказать рассказ.

12

Пересказ рассказа «Воробышек» по серии сюжетных картин.

1

Активизация словаря по теме «Зимующие птицы». Закреплять в речи правильное употребление приставочных глаголов. Продолжать учить пересказывать по серии сюжетных картин. Воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом.

13

Составление описательного рассказа о транспорте по схеме.

1

Активизация словаря по теме «Транспорт». Закрепление в речи правильного употребления существительных в родительном падеже. Совершенствование навыка сравнения предметов, объектов, их описания.

14

Пересказ рассказа «Подготовка к Олимпиаде» по схемам.

1

Пополнение и активизация словаря по теме «Зимние виды спорта». Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением. Продолжать учить пересказывать рассказ по графическому плану.

15

Составление рассказа «Жадность» по сюжетной картине, с придумыванием последующих событий.

1

Развитие умения распознавать, показывать и называть различные эмоциональные состояния и настроения. Продолжать учить составлять рассказ с придумыванием событий.

16

Составление описательного рассказа об одежде по схеме.

1

Активизация словаря по теме «Одежда». Совершенствование навыка сравнения предметов, объектов. Упражнять в употреблении распространенных предложений. Продолжать обучать составлению описательного рассказа.

17

Составление описательного рассказа об обуви или головном уборе по схеме.

1

Активизация словаря по теме «Обувь», «Головные уборы». Знакомство с многозначным словом (язычок).

Составление рассказа о различных видах обуви или головных уборах по предложенному наглядному плану.

18

Составление рассказа «Семья» по сюжетной картине

1

Активизация словаря по теме «Семья». Развитие понимания логико-грамматических конструкций. Учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

19

Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин.

1

Активизировать и расширять словарь по теме. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом. Закреплять знания детей о военных профессиях. Воспитание патриотических чувств.

20

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картинке.

1

Учить детей составлять рассказ по картине.    Формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине. Развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам.         Развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом. Воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.

21

Составление рассказа «Приход весны» по опорным сигналам. (Или пересказ рассказа «Тонкий лед» по серии сюжетных картин.)

1

Активизация словаря по теме «Весна. Приметы весны. Весенние месяцы». Продолжать учить связности, непрерывности высказываний и соблюдением логичности повествования.

22

Пересказ рассказа «Ласточка и орел» по опорным сигналам.

1

Активизация словаря по теме «Перелетные птицы». Продолжать учить составлять предложения с предлогами. Продолжать учить пересказывать текст по опорным картинкам.

23

Пересказ сказки «Две косы» по представлению и предметным картинкам.

1

Активизировать словарь по теме. Учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту.

Воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд.

24

Пересказ рассказа «Как слон хозяина от тигра спас» по опорным картинкам.

1

Активизировать словарь по теме «Животные жарких стран и севера». Развивать умение строить развернутое высказывание. Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану. Воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом.

25

Пересказ рассказа «Чья профессия важнее?» (Или пересказ рассказа «Пожарные собаки» по опорным сигналам.)

1

Активизировать словарь по теме «Профессии». Учить детей связно и последовательно описывать изображенные события.

26

Развитие диалогической формы речи по теме «Космос»

1

Пополнять и активизировать словарь по теме «Космос. День космонавтики». Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

27

Пересказ рассказа «Солнышко на столе» по серии сюжетных картин.

1

Активизация словаря по теме «Мебель». учить детей связно и последовательно описывать изображенные события;

28

Составление рассказа «Дом, в котором я живу»

1

учить детей связно и последовательно описывать изображенные события;

29

Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.

1

Пополнение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения». Учить составлять рассказ по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.

30

Составление рассказа «Почему мальчик опоздал в школу» по серии сюжетных картин.

1

Пополнение и активизация словаря по теме «Школа». Учить составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»).

Составление рассказа по серии картинок.

2.4.3. Тематическое планирование занятий

по подготовке к обучению грамоте

№ п\п

Тема

Кол-во занятий

Содержание

1

Звуки вокруг нас. Звуки речи.

1

Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками.

Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки.

2

Звук У, буква У

1

Знакомство с понятием «гласный звук». Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Различение понятий звук и буква. Знакомство с буквой У.

3

Звук А, буква А

1

Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Знакомство с буквой А. Анализ, синтез, чтение слогов АУ, УА.

4

Звук И, буква И

1

Анализ звуковых рядов: ИА, ИУА. Анализ, синтез, чтение слогов ИА, УА, ИУА.

5

Звуки П, П', буква П

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков П, П', анализ и синтез слогов АП, УП, ИП, знакомство с буквой П.

6

Звуки А, У, И, П, П’, буквы А, У, И, П.

1

Развитие фонематического слуха. Анализ и синтез слогов АП, УП, ИП, АПУ, УПА, ПИ.

7

Звуки Т, Т', буква Т

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Т, Т' в слогах, словах и фразах. Анализ и синтез слогов АТ, УТ, ИТ, ТА, ТИ. Знакомство с буквой Т.

8

Звуки К, К', буква К

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков К, К' в слогах, словах и фразах. Развитие фонематического восприятия: игры «Угадай слово», «Измени слово». Знакомство с буквой К. Анализ и синтез слогов АК, УК, ИК, КА, КУ, КИ.

9

Звуки П, П', Т, Т’, К, К’, буквы П, Т, К.

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков П, П', Т, Т', К, К' в слогах, словах и фразах. Учить выделять первый и последний звук в слове. Анализ и синтез слогов с пройденными буквами.

10

Звуки Х, Х', буква Х

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Х, Х'. Обучение выделять звук Х в начале, середине, конце слова. Игра «Прочитай по первым звукам». Знакомство с буквой Х. Чтение слогов.

11

Звуки К-Х

1

Закрепить навык различения и произношения звуков К и Х. Развитие фонематического восприятия: игры «Измени слово», «Доскажи словечко». Анализ, синтез, чтение, печатание слогов под диктовку АК, АХ, УК, УХ, ИК, ИХ, КА, ХА, КУ, ХУ, КИ, ХИ.

12

Звук О, буква О

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звука О. Развивать фонематический слух, учить выделять звук О в начале, середине, конце слова. Знакомство с буквой О. Чтение, печатание слогов.

13

Звуки М, М', буква М

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков М, М'. Развивать фонематический слух. Игры «Придумай слово» и «Наоборот». Знакомство с буквой М, анализ, синтез, печатание слогов.

14

Звук Ы, буква Ы

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звука Ы. Развивать фонематическое восприятие. Знакомство с буквой Ы. Чтение слогов. Игра «Допиши стертые буквы»

15

Звуки и буквы А, У, И, О, Ы

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков А, У, И, О, Ы. Развивать фонематическое восприятие: игры «Услышишь звук – покажи букву», «Чем отличаются слова».

16

Звуки Н, Н', буква Н

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Н, Н'. Учить выделять заданные звуки в начале, середине, конце слов. Работа с предложением. Знакомство с буквой Н. Выкладывание и преобразование слогов и слов: АН-НА-НАМ, НО-НОТЫ-НОТА-НАТА.  

17

Звуки Н-М

1

Закрепить навык различения и произношения звуков Н и М в слогах, словах и предложениях. Развитие фонематического слуха и восприятия. Составление и чтение слогов. Звуко-слоговой анализ слов КИНО, МУХА. Выделение ударного слога. Синтез слов.

18

Звуки С, С’, буква С

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков С, С' в слогах, словах и фразах. Развивать фонематический слух и восприятие: определение положения данных звуков в слове, Игра «Измени слово». Познакомить с понятие «слог», учить определять количество слогов. Работа над звуковым анализом слов СУП, СОК, УСЫ, ГУСЬ. Звуковой синтез слов: игра «Прочитай по первым звукам». Знакомство с буквой С. Анализ и синтез слогов и слов.

19

Звуки З, З’, буква З

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков З, З' в слогах, словах и фразах. Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Учить определять позицию звуков в слове. Использовать игры «Измени слово», «Прочитай по первому слогу». Знакомство с буквой З. Игра «Буквы потерялись».

20

Звуки С, С’, З, З’

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков С, С', З, З' в слогах, словах и фразах. Развивать фонематический слух и восприятие. Игры «Отгадай слово по первым звукам», «Прочитай слова, написанные по-разному». Составление звуковых схем слов СУП, КОСЫ, ЗИМА, ГУСИ.

21

Звуки Б, Б’, буква Б

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Б, Б' в слогах, словах и фразах. Развивать фонематическое восприятие: игра «Звук заблудился», учить выделять 1-й, 2-й слоги в словах, закрепить навык преобразования слов. Познакомить с буквой Б. Игра «Поменяй буквы, расшифруй слова».

22

Звуки Б, Б’, П, П’

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Б, Б', П, П' в слогах, словах и фразах. Учить определять второй слог в словах, развивать фонематический слух: игры «Измени звук», «Подбери слова к схемам». Чтение слов, предложений. Знакомство со схемой предложения.

23

Звуки Д, Д’, буква Д

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Д, Д', в слогах, словах и фразах, учить называть 1-й, 3-й слоги в словах, работать над предложением. Развивать фонематическое восприятие. Знакомство с буквой Д. Игры «Ребусы». Звуко-слоговой анализ слов ДОМ, САДИК. Преобразование слов путем изменения одной буквы. Печатание слов ДОМ, ДЫНИ, ДИМА, ДУБЫ. Чтение предложений и подбор слов-действий в «сломанные предложения»: Дима…суп. Мама…Дину. Зина…дым. Вадим…окно.

24

Звуки Т, Т’, Д, Д’

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Т, Т', Д, Д' в слогах, словах и фразах. Учить делению слова на слоги, подбору слов к схемам. Закрепить навыки чтения и печатания слов и предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление

25

Звук Ш, буква Ш

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звука Ш в слогах, словах и фразах. Учить звуко-слоговому анализу слов, развивать фонематический слух, учить подбирать слова к схемам. Познакомить с буквой Ш. Развивать навык чтения с помощью игровых приемов: «Прочитай по первым звукам», «Ребусы», «Поменяй слоги местами», «Буквы перепутались». Учить преобразованию слов: КАШКА-КОШКА-МОШКА-МЫШКА-ПЫШКА-ПУШКА-СУШКА-МУШКА-МУКА

26

Звуки С-Ш

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков С, Ш в слогах, словах и фразах. Развивать фонематическое восприятие: игры «Измени слово», «Вставь пропущенную букву», «Прочитай по первым звукам», анализ и синтез слов, работать над слоговой структурой слов.

27

Звуки Л, Л’, буква Л

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Л, Л’ в слогах, словах и фразах. Развивать фонематическое восприятие: определять позицию заданного звука в слове, игры «Измени слово», «Расставь буквы по порядку», «Ребусы», анализ и синтез слов, работать над слоговой структурой слов. Знакомство с буквой Л. Печатание слов под диктовку: ЛУК, ЛОТО, ЛИСА, ЛАМПА, ЛОДКА, ЛАСТИК.

28

Звук Ж, буква Ж

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звука Ж в слогах, словах и фразах. Познакомить с правилами правописания слогов ШИ и ЖИ. Развивать фонематическое восприятие, навыки чтения в простой и игровой форме. Игры «Поменяй звук», «Слово рассыпалось». Знакомство с буквой Ж.

29

Звуки Ш-Ж

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Ж, Ш в слогах, словах и фразах. Развивать фонематический слух: учить определять позицию заданного звука в слове, игра «Измени звук». Учить делить слова на слоги. Игра «Потерялись слоги». Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Работа по развитию пространственной ориентировки и развитию графических навыков: игры «Почини буквы», «Допиши спрятавшиеся слова»

30

Звуки Р, Р’, буква Р

1

Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Р, Р’ в слогах, словах и фразах. Развивать фонематическое восприятие: определять позицию заданного звука в слове, игры «Составь слово», «Измени звук», «Расставь буквы по порядку», «Ребусы», анализ и синтез слов РЫБА, РЫБАК, РИС, работать над слоговой структурой слов. Знакомство с буквой Р. Печатание слов и коротких предложений под диктовку.

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение

осуществления логопедической деятельности

Оборудование логопедического кабинета

  • Стол детский – 1 шт.
  • Стулья детские – 6 шт.
  • Стул – 1 шт.
  • Стол – 1 шт.
  • Стеллаж – 2 шт.
  • Дидактический стол с зеркалом – 1 шт.
  • Доска магнитная – 1 шт.
  • Постановочные зонды, шпатели одноразовые.
  • Спиртовые антисептические одноразовые салфетки или 0,05% раствор хлоргексидина биглюконат для обработки инструментов, вата.
  • Компьютер.
  • Принтер.

        

Методическое обеспечение:

•        Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: 2006.

•        Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР.  Санкт-Петербург, 2005.

•        Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.  Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. М.: Скрипторий, 2017.

•        Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа. - М.: Скрипторий, 2014.

•        Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. - М.: 2008.

•        Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. - М.: 2014.

•        Безрукова О.А. Грамматика русской речи. В 2 ч. - М.: 2013.

•        Безрукова О.А. Слова родного языка. - М.: 2013.

•        Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. Каро, 2004 г.

•        Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников, - М.: 2007.

•        Гомзяк О.С. учебно-методический комплект пособий «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников «Говорим правильно в 6-7 лет», Гном, 2007.

•        Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР. - М.: 2020.

•        Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: 2015.

•        Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения. - М.: 2020.

•        Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: 2003.

•        Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. ч.5 - М.: 2019.

•        Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей. - М.: 2006 (4 альбома)

•        Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи, 2010.

•        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.

•        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.

•        Косинова Е.М. Логопедический букварь. - М.: 2017.

•        Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом. - М.: 2020.

•        Комарова Л.А. Альбом дошкольника. Автоматизация звука в игровых упражнениях. - М.: 2009. (10 альбомов)

•        Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. - СПб.: 2011.

•        Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: 2000.

•        Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников. Планы-конспекты занятий и альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. М.: 2008.

•        Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [текст]: учебное пособие/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003.

•        Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика»

•        Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет. Рабочая тетрадь- М.: 2008.

•        Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.

•        Ткаченко Т.А. Формирование описательной речи у дошкольников 5-7 лет. Рабочая тетрадь. - М.: 2008.

•        Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, в 4-х альбомах, Гном, 2016.

•        Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.

•        Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет/ Сост. Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева. - М.: 2022.

•        Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах — М.: 2006.

•        Наглядный материал «Буквы», объёмные буквы, алфавит, разрезная азбука, демонстрационный материал по формированию навыка чтения.

•        Демонстрационный и раздаточный картинный материал по все лексическим темам.

•        Картинный материал по формированию грамматической стороны речи.

•        Артикуляция звуков в графическом изображении.

•        Картинки на развитие воздушной струи.

Дидактические игры

  • «4-й лишний»
  • «Волшебные картинки» (папка дошкольника)
  • «Большой – маленький»
  • «Собираем урожай»
  • «Определи по контуру»
  • «Узнай и назови»
  • «Мои любимые сказки»
  • «Осень, зима, весна, лето»
  • «Картинка в картинке»
  • «Кто есть кто?»
  • «Кто где живёт?»
  • «Кто что ест?»
  • Кубики: Овощи, Игрушки, Фрукты, Сказочные герои, Транспорт и пр.
  • Логопедическое лото
  • Силуэты животных
  • Разрезные картинки
  • Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, шарики су-джок, грецкие орехи).

Цифровые образовательно-воспитательные ресурсы

№ п\п

Тема

Ресурсы

1

Диагностический блок

http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy

2

Развитие всех компонентов речи

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/

https://maam.ru

https://window.edu.ru

https://prosv.ru

https://urok.1sept.ru

https://defectologiya.pro

3

Профессиональное самоопределение

http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shkola-dlya-vsekh/metodicheskie-materialy.html

3.2. Организация предметно-пространственной

развивающей образовательной среды

        Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта.

        Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

        В логопедическом кабинете организовали развивающую среду и наполнили необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков содержат по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей). Игрушки и оборудование стали более разнообразными и сложными (массажер Су - Джок и другие игрушки-головоломки).

        Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются дидактический стол с зеркалом, два стула. Над зеркалом стенд с основными артикуляционными упражнениями. На столе игры для развития дыхания, игрушка для проведения артикуляционной гимнастики, звуковые дорожки. На стене - азбука в картинках.

        Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудована учебным столом, стульями, стендом для наглядности, магнитной доской.

        Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена стеллажами и содержит следующие разделы:

        - материалы по обследованию речи детей;

        - материалы по коррекции звукопроизношения;

        - материалы по преодолению лексико-грамматических нарушений;

            - материалы по развитию фонематических процессов;

            - материалы по развитию связной речи;

        - пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.

        Информационная зона для родителей расположена в приемной групп и содержит доступные консультации о развитии и коррекции речи детей.

        Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает почувствовать уверенность в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Аннотация к рабочей программе

Название учебного курса, предмета

Коррекция нарушений речи

Место учебного предмета в структуре ООП (указание на классы\группы, в которых используется программа, количество часов)

Подготовительная к школе возрастная группа (6-7 лет)

Количество фронтально-подгрупповых занятий в неделю 3

Количество индивидуальных занятий в неделю                         2

Количество форм промежуточной аттестации                         3

Указание на примерную программу, на основании которой составлена рабочая программа

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. и др.; Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.,

Примерная Адаптированная Основная Образовательная Программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи - под редакцией проф. Л. В. Лопатиной.

Основные цели учебного предмета, курса

1. Уточнение и расширение словарного запаса.

2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования.

3. Развитие диалогической и монологической речи.

4. Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференциаций.

5. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

6. Овладение элементами грамоты.

Используемые технологии

1. Здоровьесберегающие технологии (дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, су-джок терапия, массаж и самомассаж, динамические паузы).

2. Игровые технологии.

3. Технологии дифференцированного обучения.

4. Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

5. Технологии развития связной речи.

6. Технологии коррекции звукопроизношения.

7. Технологии обследования.

8. Информационно-компьютерные технологии.

Методы и формы оценки результатов

Первичный (сентябрь), промежуточный (декабрь), итоговый (май) мониторинг освоения программы (оформление ИОМ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.Задачи: ·        Развитие речевого слуха, образного мышления.·        Развитие у...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.

Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда для воспитанников с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: "Цветы"

Занятие по развитию речи с элементами грамоты для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы. Увлекательная проблемно-игровая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий создала поло...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда в соответствии с АООП ДОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (средняя группа)

Данная Рабочая программа учителя-логопеда составлена на основе  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Ту...