Консультация для родителей «Роль потешек в воспитании детей».
консультация (младшая группа) на тему

Петрова Валентина Викторовна

Консультация для родителей «Роль потешек в воспитании детей» (во второй группе раннего возраста).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 «Теремок»

города Новочебоксарск Чувашской Республики

Консультация для родителей

«Роль потешек в воспитании детей».

Выполнила:

 воспитатель Петрова Валентина Викторовна.

г. Новочебоксарск, 2018

Роль потешек в воспитании детей.

    Что такое потешки? Потешка - это песенка-приговорка, краткий стишок, забавный и легко запоминающийся. Владимир Даль в своём словаре слово «потешить» награждает синонимами: угождать, занимать, забавлять, веселить. Почему они называются «потешки»? Потому что они «потешают», забавляют ребенка. В них заложены жизнерадостность и веселье. В них рассказывается о детях («Наша Маша маленька...», «Дедушка Егор...», «Маша варежку надела»), об играх и забавах («Ладушки, ладушки», «Пальчик-мальчик»), о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока», «Киска», «Петушок», «Наши уточки с утра»). Потешки написаны образным языком, который хорошо и быстро запоминается. В них множество ласкательных слов (пальчик, котик, личико, гуленьки), обращений (солнышко-ведрышко; водичка, водичка, умой моё личико; дождик, дождик пуще; уж ты котенька-коток). Иногда потешки имеют форму диалога (Федула-федула, что ты губы надула? Пальчик-мальчик, где ты был?). Некоторые построены в виде обращения к кому-либо или чему-либо («Киска, киска, киска брысь!», «Петушок, петушок»). Некоторые нам сообщают о чём-то или о ком-то («Идет Коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).

    Потешки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения.

Когда и как использовать потешки?

  • когда укладывают спать;
  • когда помогают проснуться с хорошим настроением;
  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:

        Петушок, петушок

        Золотой гребешок…

или: Киска, киска, киска брысь

        На дорожку не садись…

или: Вот собачка Жучка

        Хвостик закорючка…

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании:

Водичка – водичка

Умой моё личико…

При причёсывании:

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса

Расти косонька до пят,

Все волосики в ряд…

Во время приёма пищи:

 Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Укладывая детей на полуденный сон, подходя к ребенку, поправляя одеяло, гладим по головке:

«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,

Петушок не кричи, Колю, Машу не буди.

Наши детки будут спать, да большие вырастать.

Вот поспят подольше - вырастут побольше».

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают. Очень помогает чтение этой потешки при уборке игрушек:

 Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Кто игрушки убирает-тот у нас хороший.

Сашенька хороший, игрушки убирает.

Кто еще хороший, кто еще пригожий?..

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции. Чтение потешек и песенок нужно проводить в виде теплой беседы, веселой и увлекательной игры. Необходимо сопровождать слова движениями или действиями в соответствии с текстом. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Чтение народных  потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Дети младшего возраста (до 4 лет) не воспринимают быструю речь, поэтому потешки, народные песенки читаются и произносятся неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Для полного восприятия текста потешки или песенки между взрослым и ребенком должен быть контакт «глаза в глаза». А главное правило: потешки нужно читать наизусть и выразительно.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Рассказывайте детям народные потешки, песенки, и вы увидите как ваши дети быстро заговорят, научатся обращаться с предметами ближнего окружения, научатся общаться с окружающими, будут расти жизнерадостными и развитыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей»

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей» Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством ...

Консультация для родителей:"Роль музыки в воспитании детей"

Об эмоциональной сфере, которая является ведущей сферой психики в дошкольном детстве....

Консультация для родителей: «Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста»

Публикуемый материал может быть полезен не только родителям детей дошкольного возраста, но и педагогам ДОУ, так как содержит практические рекомендации по развитию артистических способностей детей....

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей»

Кто же должен помочь родителям овладеть наукой и искусством воспитания? Важная роль в этой работе принадлежит  педагогам дошкольных учреждений. Стремясь к установлению единства и взаимодействия в...