Развиваем и обогащаем словарь ребёнка. Семинар-практикум для родителей
методическая разработка на тему

Cухова Cветлана Николаевна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Как проводить домашние занятия по развитию речи? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Золотовская средняя общеобразовательная школа»

Воскресенского муниципального района

Московской области

140251, Московская область, Воскресенский район, деревня Золотово, улица Моховая, дом 67,
E-mail:
zolotovo-vos@mail.ru, Тел: (8-496-44) 6-35-73

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

для родителей

ТЕМА: «Развиваем и обогащаем словарь ребёнка»

дошкольные группы

Подготовил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Сухова С.Н.

д. Золотово

2018 г.


Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях  

План:

  1. Информационная часть
  2. Практическая часть
  3. Заключение

ХОД ЗАНЯТИЯ

ИНФОМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. И неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например  - банан. 
Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (банан какой? - сладкий, сочный, длинный, большой, спелый, душистый, жёлтый, тяжёлый, вымытый, и т.д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек банана.

Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Обязательно называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

У дошкольников, поступающих в первый класс, наблюдаются нарушения письма и чтения, которые могут возникать как результат недостаточного формирования лексико-грамматической или /и звуковой стороны речи. То есть, если такому ребенку не была оказана логопедическая помощь в дошкольный период, то он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой. При этом следует отметить, что ошибки в письме не всегда соответствуют ошибкам в произношении. В одних случаях наблюдается прямая зависимость – в письме заменяется та буква, соответствующий звук которой дефектен в произношении.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Обучение практическим умениям родителей: «Журналист»

Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря.

В эту игру можно играть с детьми старше 4-х лет. Сделайте ребенку предложение взять интервью, как журналисту. Взрослый будет известным актером или спортсменом, а ребёнок подготовит статью о нём. Список задаваемых вопросов и развернутых ответов готовьте вместе. Это будет развивать диалоговую речь ребёнка.

  1. Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации»

Цель: Познакомить родителей со способами активизация словаря.

Ход: Родителям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их. Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога.

Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).

Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…).

Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).

Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…)

Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).

  1. Педагогические ситуации в упражнениях:

Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа.

«Разговор по картинке». Данное упражнение для развития речи дошкольников подойдет для детей от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи.

Для последовательной беседы подойдет всякая, желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паззл или заняты любой другой интересной игрой, чтобы у ребёнка не возникало чувства «нудного урока». Ваша задача заключается в том, чтобы увлечь ребенка простой игрой «вопрос-ответ». Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем? и др. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы («А как ты думаешь?», «А тебе встречалось такое…») либо предположения («А вот если …», «Может здесь хотели сказать...», «А ты как бы поступил…»). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.

 «Загадка». Игра подходит детям трех-семи лет.

Разгадывание загадок многосторонне развивает речь. В загадках даются более яркие признаки явлений и предметов, которые имеют сжатую форму. Угадывание загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы и уметь выделять типичные признаки предмета. Отдельные загадки обогатят словарь детей из-за многозначности слов, обучат образно мыслить.

 «Что это значит?» (возраст детей старше пяти лет).

Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому что собственно по тону, мы нередко узнаем о настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи нужно использовать фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение, радость, ласка, грусть, злость и т. д.). Рассказывайте ребенку ряд пословиц или фразеологизмов. Подумайте, что бы они смогли значить. К примеру, что означает «бить баклуши», «задать головомойку», «повесить нос». Ознакомление с фразеологизмами улучшает фантазию и развивает мышление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при комплексном подходе к его преодолению, который предполагает:

  • преемственность в работе специалистов и воспитателей детского сада;
  • взаимодействие специалистов и воспитателей с родителями детей;
  • четкую организацию времени пребывания воспитанников в детском саду, правильное распределение образовательной нагрузки в течение дня.

Ключевая роль в организации коррекционной работы, бесспорно, принадлежит учителю-логопеду, при этом включение в нее других участников коррекционно-развивающего процесса может оказать существенное влияние на сроки и результативность этой работы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белова И.И. Семинар-практикум для родителей «Развиваем и обогащаем словарь ребёнка» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602786/  
  2. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

ПАМЯТКА

Возрастные нормы речевого развития ребёнка дошкольного возраста (6 лет) 

  • ребенок правильно произносит все звуки родного языка,
  • практически не допускает в речи грамматических ошибок,
  • владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной 
  • полностью усваивается слоговая структура слов
  • самостоятельно определяет наличие звука в слове, отбирает картинки, придумываются слова с заданным звуком, выделяются ударный гласный, первый и последний звуки в слове
  • идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. Словарь  до 3000 слов
  • ребенок самостоятельно обобщает и классифицирует предметы по различным признакам. 

Задержка речевого развития:

  • Не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа.
  • Неправильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
  • Не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки.
  • Употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и).
  • Повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы.
  • Делает вынужденные остановки в середине слова, фразы.
  • Затрудняется перед началом речи.

Если вы заметили затруднения (вышеописанные) в речи вашего ребенка, просим обратиться за консультацией к педагогам дошкольных групп или к специалистам в центр диагностики и консультирования по адресу г. Воскресенск, ул. Когана, д. 21 (здание МОУ «СОШ №7») (тел. 4-80-67)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Как правильно развивать и обогащать словарь ребёнка".

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В ...

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка"

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка"Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка" в подготовительной группе «Улыбка» Воспитатель : Безладная Н.Д. ________________________________________

Обагащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно.В первую ...

Консультация для родителей: «Как развивать и обогащать словарь ребёнка в домашних условиях».

Памятка для родителей по развитию речи детей раннего возраста ЧТО ЖЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ?1....

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка

Семинар-практикум для родителей "Развиваем и обогащаем словарь ребёнка...