Консультация на тему « Дидактическая игра - как средство речевого развития детей в логопедической группе».
материал (подготовительная группа) на тему

Чистякова Инна Владимировна

     Всем известно, что при рождении человек не обладает речью. Формирование и развитие речи  неразрывно связано с его  развитием, ростом и продолжается этот процесс, практически, всю жизнь. Это не означает, что речь развивается сама, без участия взрослых. Самым благоприятным для развития речи является дошкольный возраст. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, в более позднее время восполняется  с большим трудом, а то и не восполняется совсем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему « Дидактическая игра - как средство речевого развития детей в логопедической группе».

     Всем известно, что при рождении человек не обладает речью. Формирование и развитие речи  неразрывно связано с его  развитием, ростом и продолжается этот процесс, практически, всю жизнь. Это не означает, что речь развивается сама, без участия взрослых. Самым благоприятным для развития речи является дошкольный возраст. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, в более позднее время восполняется  с большим трудом, а то и не восполняется совсем.

 В настоящее время всё чаще у детей дошкольного возраста  наблюдаются следующие проблемы:

  • Бедная по словарному запасу речь.
  • Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
  •  Использование в речи  слов – «паразитов, не литературных слов и выражений».
  • Неспособность грамотно  сформулировать предложение.
  • Неумение построить сюжетный или описательный рассказ.
  • Трудности в  пересказе текста.

В решении данных вопросов воспитателям и родителям огромную  помощь оказывают дидактические игры.

Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Для детей играть так же естественно, как дышать -  всегда могут начать новую игру, придумать её самостоятельно, или последовать за задумкой взрослого, развивая интересный сюжет. Игра делает  учебный материал  более увлекательным, , стимулирует работоспособность, вызывает у детей глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний.  В ходе игры формируются  взаимоотношения дошкольников с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает одно из главных мест. Дети свободно выражая свои чувства и мысли, развивают в процессе игры речевые навыки.

Виды дидактических игр:

Словесные игры. Цель данных игр - развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, они необходимы для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Игры с предметами или игрушками. Необходимы  для развития тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развития творческого мышления и воображения.

При выборе дидактической игры необходимо учитывать:

1. Соответствие определенной возрастной группе, а также уровень подготовленности воспитанников.

2. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

3. Выбор  удобного времени проведения дидактической игры.

4. Выбор места для игры, чтобы дети могут спокойно играть, не мешая друг другу.

5. Подготовка к игре самого воспитателя: он должен знать весь ход игры, методы руководства игрой, свое место в игре.

В старшем дошкольном возрасте, с помощью дидактических игр продолжается обогащение,  происходит уточнение и активизация словаря. Особое внимание в игре следует уделять развитию умения детей сравнивать, противопоставлять, обобщать.

Примеры дидактических игр для старших дошкольников на развитие речи в логопедической группе:

«Кто больше  назовёт слов» 
Цель:
  использование в речи глаголов, образовывая различные глагольные формы. 
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. 
Ход. 
Задача детей подбирать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. 
Например: 
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, приземляется). 
- Что можно делать с одеждой? (надевать, гладить, зашивать, стирать). 
- Что можно сказать о солнце? (светит, греет...). 
И т.д.

 «Цепочка слов»

 Игра проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно.

 Например, исходное слово — "кошка".

Кошка бывает какая? 
Добрая, мягкая, разноцветная... 
Что еще бывает разноцветным? 
Цветок, платье, телевизор... 
Каким еще может быть платье? 
Красивым, новым, прямым... 
Что еще может быть прямым? 
Дорога, взгляд, линия и т. д.

Для развития связной речи  «Объясните, почему…»

Цель:  правильное построение предложений, развитие логического мышления.

Ход игры.  Ребенок должен будет закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». главное в игре, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…потому что  (простыл) Мама взяла зонт… потому что  (идёт дождь)

Дети легли спать… потому что  (поздно) Очень хочется пить… потому что  (жарко)

Лед на реке растаял… потому что  (потеплело) Деревья сильно закачались… потому что  (сильный ветер)

 «Запутанные слова»

Цель: составление предложений, используя данные слова.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Необходимо расставить их на свои места.

Например: 1. Дымок, идёт, трубы, из.

2.Машина, едет, дорога, по.

3. Маша, на, шляпа, надела, голову.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

        Это лишь малая часть игр, которые можно использовать в ежедневной работе воспитателя. Также их  нужно рекомендовать родителям для использования в домашних условиях. Занятия в игровой форме способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи. Необходимо помнить, воспитатель должен помнить о возрастных особенностях детей и умело владеть методикой проведения игры, тогда все цели в развитии речи детей будут достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

Консультация для родителей на тему Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста

"Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное    учреждениедетский сад №1 «Светлячок»  Консультация для родителей на тему:«Дидактические игры как средство сенсорног...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».Цель: повышение  теоретического уровня, профессионального мастерства и компет...

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на ...